Сексуальность человека — совокупность биологических,
психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков
человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Г. Б. Дерягин)[1]. Сексуальность является врождённой
потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания,
пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным
потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального
жизненного опыта. В целом же, сексуальность человека обусловлена
интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных
факторов[2][3].
Содержание
Компоненты человеческой
сексуальности
Есть
очень много форм человеческой сексуальности. Сексуальность человека
включает широкий диапазон поведения
и процессов, физиологические,
психологические,
социальные,
культурные,
политические,
духовные
или религиозные
аспекты секса, а также человеческое сексуальное поведение. Сексуальность, как и
прочие аспекты поведения человека, носит как биологический, так и социальный
характер: некоторые характеристики сексуальности заложены генетически,
другие формируются в процессе социализации.
В связи с этим выделяют несколько компонентов человеческой сексуальности:
·
биологический
пол — совокупность признаков, таких как половые хромосомы, половые
гормоны, половые клетки, наружные и внутренние половые органы, вторичные
половые признаки
·
гендерная идентичность — ощущение принадлежности к определённому гендеру, не
обязательно совпадающему с биологическим полом
·
гендерная социальная роль — поведение в обществе, соответствующее культурным
нормам данного общества, предписывающим то или иное «типично мужское» или
«типично женское» поведение
·
сексуальная ориентация — эмоциональное, романтическое и чувственное влечение
к людям противоположного пола (гетеросексуальная ориентация), своего пола (гомосексуальная ориентация) или обоих полов (бисексуальная ориентация)
·
сексуальная идентичность — отождествление себя с людьми, имеющими ту или иную
сексуальную ориентацию, осознание себя как человека определённой ориентации[4]
Философия,
особенно этика и наука морали,
так же как и богословие
имеют отношение к предмету. Почти в каждую историческую эпоху и в каждой
культуре искусства, включая литературные и изобразительные, а также популярная
культура представляют существенный вклад общественных точек зрения на
сексуальность. В большинстве обществ существуют законы,
которые предписывают определённые ограничения сексуального поведения.
Сексуальность изменяется от культуры к культуре, от региона к региону, и
непрерывно меняется на протяжении всей истории человека.
Существует
большое разнообразие литературы, образовательных веб-сайтов, местных
организаций образования и социальной поддержки для различных форм человеческой
сексуальности[5][6].
Значение сексуальности
Сексуальность
представляет собой движущую силу социальной активности человека, поскольку
направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и
социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье»,
повышение качества жизни. Переживания, связанные с полом,
определяют выбор того или иного варианта поведения даже в ситуациях, заведомо
не связанных с сексуальными контактами в узком смысле.
Сексуальность
является одним из важных движущих факторов в познании
человеком окружающей действительности. Зигмунд Фрейд
писал, что «влечение к познанию у детей поразительно рано и неожиданно
интенсивным образом останавливается на сексуальных проблемах, даже пробуждается
ими»[7].
Сексуальность
является фактором, побуждающим людей к совместному проживанию и деятельности,
является движущей силой сближения и объединения людей, одной из основных
составляющих семейной
жизни.
Сексуальность является неотъемлемым желанием проявить своё внутреннее либидо
для трансформации внешнего проявления поведения в материальной среде.
Формирование сексуальности
Физиологические
механизмы, обуславливающие формирование и осуществление сексуальных реакций
неотъемлемо присущи человеку
как биологическому виду, их формирование является генетически
обусловленным. В то же время, поскольку человек имеет не только биологическую,
но и социальную природу, формирование сексуальности оказывается связанным с
условиями его существования: социальным окружением, условиями жизни
и т. д. На формирование сексуальности влияют также такие факторы,
как, например, полноценность питания.
Детская сексуальность
Основная
статья: Детская сексуальность
Ранее
считалось, что до определённого возраста дети лишены сексуальности. Одним из
первых исследователей, всерьёз заговоривших о детской сексуальности, был Зигмунд Фрейд.
Несмотря на то, что многие его идеи, такие, как концепция психосексуального
развития или Эдипова комплекса, сейчас считаются устаревшими, признание существования
детской сексуальности явилось прорывом в области психологии
и сексологии.
Альфред Кинси
также говорил о детской сексуальности в своих известных «Отчетах Кинси».
Дети проявляют естественный интерес к своему телу, в том числе и к половым
органам, подмечают анатомические различия между мужчинами и женщинами и часто
играют со своими половыми органами. Последнее обычно принимается взрослыми за мастурбацию,
хотя далеко не всегда является таковой. Многие дети принимают участие в
«сексуальных играх», как правило, со своими друзьями, братьями или сёстрами.
«Сексуальные игры» включают обнажение и изучение половых органов друг друга. В
младшем школьном возрасте интерес к «сексуальным играм» несколько снижается при
том, что дети могут испытывать романтические чувства к сверстникам. Новая волна
возрастания сексуального интереса наблюдается в переходном возрасте[8].
Подростковая сексуальность
Основная
статья: Подростковая сексуальность
Поскольку
к моменту начала полового созревания, когда начинают проявлять себя заложенные в человека
сексуальные потребности, личность
человека уже в значительной мере сформирована, на развитие сексуальности влияют
уже имеющиеся в этот период личностные черты, такие как степень усвоения нравственных норм, агрессивность,
иные позитивные и негативные социальные черты. Преобладание в период полового
созревания агрессивных и иных антисоциальных черт характера может повлечь
формирование отклоняющихся
и даже деструктивных сексуальных потребностей. На формирование сексуальности
оказывает влияние также уровень интеллектуального развития, поскольку в основе
высшей формы развития сексуальности человека — эротической любви,
наличие которой отличает человека от иных животных, лежит прежде всего интеллект.
Хотя
основным в процессе формирования сексуальности является запечатление
и другие формы самостоятельного освоения индивидом действительности, на него
также оказывают влияние действующие в обществе целенаправленные программы
формирования сексуальности, которые могут как подавлять все «ненормативные»
формы её проявления, так и способствовать формированию её «нормативных» форм на
основе научного сексуального просвещения. Необходимо учитывать, что подавление сексуальных реакций
зачастую влечёт переход сексуального напряжения в иные эмоциональные
формы, в том числе в связанные с агрессией.
Сексуальность
является неотъемлемым признаком физического и психического здоровья,
как в молодом, так и в пожилом возрасте. Отмечается, что сохранение сексуальных
потребностей в старости
характерно для людей с более высоким уровнем интеллекта,
имеющих более высокое качество жизни,
проявлявших большую сексуальную активность в молодом возрасте. Сексуальность
является неотъемлемым желанием проявить своё внутреннее либидо для
трансформации внешнего проявления поведения в материальной среде.
Типы сексуальных культур
Ввиду
социального характера сексуальности, можно выделить несколько её культурных
типов, отличающихся характером допустимых проявлений половых чувств[9]:
·
Аполлоновский тип, характерный для античного
общества, а в современный период — для Японии
и для коренных жителей некоторых островов Тихого океана.
В этом культурном типе сексуальность рассматривается наравне с другими
потребностями человека (в еде, сне и т. д.), отсутствует развитая
система связанных с половыми отношениями табу и ограничений. Отдельные составные
части этой культуры прослеживаются также в современных движениях натуризма,
а также некоторых религиозных сектах (адамиты).
·
Либеральный тип, характеризующийся терпимостью в
отношении широкого разнообразия проявлений сексуальности, отсутствием
принуждения к определённым нормативным формам сексуального поведения. В то же
время, этот тип культуры не рассматривает сексуальность строго как
естественную, биологическую
составляющую жизни человека,
сексуальность в нём является одной из важных составляющих социальных
взаимоотношений.
·
«Культуры
бедности»,
формирующиеся в пролетарской
и крестьянской
среде, как в развитых,
так и в развивающихся странах с заметным влиянием патриархальных
традиций. Для этой культуры характерен малый уровень осведомлённости отдельных
субъектов о вопросах сексуальности, отсутствие организованной системы сексуального воспитания, в том числе в семье, представления о главенствующей
роли мужчины и подчинённой роли женщины, допустимости насилия
в половой и семейной жизни.
·
Культуры
любовников,
характеризующиеся распространённостью «двойных» моральных
стандартов, осуждающих открытые проявления сексуальности, но допускающих «за
закрытыми дверями» отдельные проявления сексуальной свободы, в том числе супружескую измену (для одного или обоих партнёров).
·
Оргиастические культуры, абсолютизирующие цель достижения удовольствия
как результата сексуальных отношений, и допускающие для этого все формы
сексуальной активности, в том числе гомосексуальные отношения, групповые
формы сексуальной активности, сексуальные девиации и т. д. Элементы оргиастической культуры были
характерны для Древнего Рима,
коммунистических сект первых веков христианства[10], придворной, аристократической и богемной
среды Нового времени, движения либертинов,
коммун хиппи, а сейчас они встречаются в
некоторых городских субкультурах.
·
Мистические культуры, в которых сексуальное поведение
является формой реализации религиозных
и философских
предписаний (даосские сексуальные практики, тантрический секс).
·
Репрессивные
культуры,
стремящиеся к практически полному подавлению сексуальности, что выражается в
крайне строгих запретах на внебрачные и добрачные связи, отсутствии системы сексуального воспитания, ограничении роли сексуальных отношений в браке
продолжением рода. Указывается, что такие культуры подавляют развитие
связанных с сексуальностью личностных
черт, в том числе романтической любви.
·
Пуританская культура, являющаяся крайним выражением религиозной установки христианства
на отказ от земных удовольствий, в том числе сексуальных. Для пуританской
культуры характерны цензурные
запреты, касающиеся всех хотя бы косвенно связанных с сексуальностью тем
литературы и искусства, и даже медицины, распространение ложных представлений о
вреде сексуальных отношений (например, о том, что мастурбация
вызывает импотенцию,
слепоту,
оволосение ладоней), жестокие (вплоть до членовредительства) методы пресечения
сексуальных переживаний у подростков, установление уголовной ответственности за отдельные разновидности сексуальных практик. Пуританская
культура появилась в XVII веке в Англии;
расцвет её связывается с правлением королевы Виктории в XIX веке («викторианство»), позже она распространилась в Европе
и США. Позиции пуританской культуры в западной цивилизации были очень ослаблены сексуальными революциями в XX веке, однако в отдельных странах её
влияние продолжает оставаться достаточно высоким.
Модели взаимодействия сексуальности
и романтической любви
Збигнев Лев-Старович выделяет пять основных моделей взаимодействия сексуальности
и романтической любви, существующих в мировых культурах:
·
Платоническая
модель.
В этой модели любовь десексуализируется, считается, что идеальная любовь характеризуется
лишь чувственными, но не телесными проявлениями. Такая модель существует в христианстве
и некоторых направлениях буддизма.
·
Чувственная
модель.
Любовь
и сексуальное желание в такой модели отождествляются, секс является основным проявлением любви
(даосизм,
тантризм,
некоторые современные культуры западной цивилизации).
·
Интегральная или психофизическая модель.
Любовь и секс рассматриваются в неразрывном единстве: одно не может
существовать без другого. Это понимание может быть свойственно как примитивным,
так и высокоразвитым культурам, в том числе некоторым современным ветвям
христианства и ислама.
·
Модель
противопоставления любви и секса. Секс и любовь рассматриваются как самостоятельные формы
отношений партнёров: может существовать как любовь без секса, так и секс без
любви. Такое понимание характерно для оргиастических культур и для урбанистических
субкультур западной цивилизации.
·
Модель
секса без любви.
Единственным объединяющим партнёров фактором в такой модели становится секс, романтические проявления считаются
нежелательными и подавляются.
Сексуальное поведение человека
Основная
статья: Сексуальное поведение человека
Сексуальное
поведение человека включает в себя различные формы взаимодействия индивидов,
мотивированные их половой потребностью[11][12][13]. Сексуальное поведение человека
может не соответствовать его сексуальной ориентации.
Человеческое
сексуальное поведение выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую
(направленную на получение наслаждения) и коммуникативную[11][13].
Сексуальное
поведение человека радикально меняется в зависимости от своего смысла, от того,
какие именно потребности оно удовлетворяет. И. С. Кон выделяет несколько основных форм сексуального поведения
человека в зависимости от конечной цели и возраста[11][13][14]:
·
Чувственное
наслаждение
является ведущим, при этом наибольшее значение придаётся эротизму
ситуации.
·
Средство
поддержания супружеского ритуала.
·
Коммуникативная
сексуальность, когда сексуальное поведение представляет собой форму выхода из
одиночества.
·
Удовлетворение
полового любопытства.
·
Средство
сексуального самоутверждения.
Объектосексуализм
Основная
статья: Объектосексуализм
Психологи
отмечают, что человеку свойственна также любовь к неодушевленным объектам. Так,
гражданка Швеции Эйя-Рита Эклоф влюбилась в Берлинскую стену и связала себя с ней брачными узами. После свадебной
церемонии она взяла фамилию Эклоф-Берлинер-Мауэр. Американка Эрика Эйфель
(урождённая Лабри) в 2007-м вступила в брак с Эйфелевой башней[15].
Существует
мнение, что этот же психологический механизм объясняет патологическое накопительство[15].
Комментариев нет:
Отправить комментарий