Каннуси (яп. 神主) (изначальное произношение — «камунуси»), также называемый синсёку (яп. 神職) — человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища и поклонение ками. Символы в «каннуси» могут быть также прочитаны как «дзинсу», с тем же самым значением.
Существовало четыре главных рода каннуси — Накатоми, Имбэ, Сарумэ и Урабэ. Первые три, как считалось, вели свою родословную от богов, участвовавших в извлечении Аматэрасу из грота. Накатоми происходил от Амэ-но коянэ. Имбэ почитали своим предком божество Амэ-но футодама. Сарумэ — Амэ-но удзумэ. Последний, четвертый род Урабэ считается отделившимся от рода Накатоми (хотя последние исследования показывают обратное). Самым главным считался род Накатоми. Не меньшим влиянием пользовалась их светская ветвь, знаменитый род Фудзивара.
Первоначально каннуси выступал посредником ками, доносившим божественную волю до простых смертных. Он был чудотворцем или святым, который благодаря своей практике очищающих ритуалов достиг способности быть медиумом для ками. Позднее термин «каннуси» эволюционировал, став синонимом «синсёку» — человека работающего в святилище и отвечающего за религиозные церемонии.
В древности, благодаря пересечению политической и религиозной власти, в роли каннуси выступал глава клана, который возглавлял членов клана на время религиозных церемоний. Порой это могло быть другое официальное лицо. Позднее роль каннуси стала более специфичной. Термин «каннуси» фигурирует как в Кодзики, так и в Нихон Сёки. Согласно этим текстам, каннуси становились императрица Дзюнгу и император Судзин. В одном и том же храме может быть несколько различных типов каннуси. Так, например, в Исэ Дзингу или святилище Омива можно встретить о-каннуси (яп. 大神主), со-каннуси (яп. 総神主) и гон-каннуси (яп. 権神主).
Каннуси могут жениться, и обычно их дети наследуют их должность. Хотя эта практика ныне не имеет официального статуса, она по-прежнему существует. Одежда каннуси, такая как эбоси (яп. 烏帽子), каригину (яп. 狩衣 «одежда для охоты», охотничья одежда аристократов в Эпоху Хэйан) и дзёэ (яп. 浄衣, белый каригину) не имеет какого-либо религиозного смысла. Это всего лишь официальная одежда, в прошлом использовавшаяся при императорском дворе. Это подчеркивает близкую связь между культом ками и фигурой императора. Другие предметы, используемые каннуси, включают в себя жезлы сяку и онуса. Во время исполнения религиозных обрядов каннуси помогают жрицы мико.
Всего насчитывается шесть видов облачения синтоистских священнослужителей, но различия между ними не очень значительны — все они повторяют костюм средневековых придворных, состоявший из трех главных элементов — внутреннего нательного халата, надеваемый поверх широких штанов и длиннополой накидки с широким рукавами. В зависимости о вида облачения все эти элементы порой называются по-разному, но принцип и тип остается всё тем же. Довершает официальный облик священнослужителя черная шапочка на голову и такие же черные лакированные деревянные башмаки, размером и внушительностью напоминающие башмаки голландских крестьян. В руке о держит своеобразны жезл — расширяющуюся к концу небольшую дощечку, служившую в стары времена символом власти и государственной службы её обладателя.
Для того чтобы стать каннуси, новичок должен пройти обучение в университете, одобренном Дзиндзя Хонтё. Обычно таковым выступает токийский университет Кокугакуин. Вместо этого можно также пройти экзамен на квалификацию кандидата. Каннуси разрешено становиться не только мужчинам, но и женщинам. При этом вдовы могут наследовать должность своего покойного мужа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий