რუქა. ქვეყნები სადაც პოლიგამია და პოლიანდრია კანონიერია.
Многожёнство или полигини́я (от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена») — одна из исторических
формполигамного брака, при которой мужчина
состоит в брачном союзе одновременно с
несколькими жёнами. Многожёнство свойственно преимущественно патриархату. У части мусульманских
народов многожёнство является привилегией верхушки общества. Иногда термин «полигиния» путают с термином «полигамия»[1].
Содержание
Многожёнство
подразделяется социальными антропологами на сороральное и несороральное[2]. При сороральном
многожёнстве все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральном — не являются.
Согласно Etnolog.ru, сороральное многожёнство было, в
частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо (англ.)русск., пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики и северо-западного
побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну,кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в
основном у богатых), сохраняется у куикатеков (англ.)русск.,уичоли, цоцили, панаре (правда редко), вождей шаванте (англ.)русск. и нутка. Однако в
интернет-источниках по этнографии часто смешиваются понятия сорорат и сороральное многожёнство, что затрудняет
их разделение.
Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода,
вдовства или в случае женского бесплодия[3], а также в левиратном браке, когда брат должен
был жениться и обеспечивать вдову своего брата (Втор. 25:5-10).
Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на
самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство
требует богатства[4]. Майкл Куган[en], напротив, утверждает,
что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры[5].
Когда христианская церковь появилась на
свет, многожёнство всё ещё имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем
никаких ссылок на него в Новом Завете, а из этого некоторые сделали вывод,
что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа
еврейский народ стал моногамным. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик делает его предметом упрёка Трифону[6] так как еврейские
учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. На самом деле, когда в 212
году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано
необходимым терпеть многожёнство среди них, хотя это и было нарушением
римского закона, чтобы гражданин имел более одной жены. В 285 году нашей эры
Конституция Диоклетиана и Максимианазапретила многожёнство для всех подданных империи без исключения. Но, по
крайней мере, на евреев принятие этого закона не оказало никакого эффекта, и
в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого
национального обычая. Но даже и это их не вынудило приспособиться[7].
|
В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет
на многожёнство для ашкеназских евреев[8][9]. Введение этого запрета
в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами[9]:
·
Положением женщин в христианской Европе,
где в это время была моногамия.
·
Участием многих европейских евреев в
торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в
Европе.
Современный светский Израиль, основанный ещё в период
действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки.
Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут
получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими
жёнами имеют юридическую силу (применительно только к родившимся в Йемене и
заключившим свои браки там до приезда в Израиль)[10]. Также в Израиле
допускается двоежёнство по решению раввинатского суда в виде исключения из
правила[11].
При этом есть следующие
ограничения на многожёнство:
Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать
её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её…
Если кто возьмёт себе жену и мать её: это
беззаконие.
Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жён» (Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более
18 жён»[12].
Согласно книге Бытие, из троих праотцов
еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова — только Исаак был одножёнцем. У Авраама были наложницы,
число которых в Торе не уточняется, первую из них — Агарь — ему дала Сарра по той
причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после
свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только
наутро. И
хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось
работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как
можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети
становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы»
единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову
13 детей — 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.
В современном иудаизме
существует движение «А-баит
а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для
решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание
1000 летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что
слова «на 1000 лет» означают «навсегда»[13].
1.
Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени
известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру.Бытие. 25:1-6
В Новом Завете
моногамность принимает характер общей нормы[14]. «Множественный» брак в
настоящее время отвергается большинством течений в христианстве[15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28].
Согласно канонической
христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие
(Быт. 1:28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому
оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут
[два] одна плоть» (Быт. 2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). «Не двое, но
одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов.[15]
Согласно католической
энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и
нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства[16].
Лютеранская церковь учит,
что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке
являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением
христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где
были приняты другие формы брачного союза[29]. В лютеранской церкви
брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает
возможность обозначать или понимать как браки иные союзы[30].
Апостол Павел в Первом послании к
Коринфянам учит: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и
каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2).
В Новом Завете высказывается требование
к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»: «Диакон должен
быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты
довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе
приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен
быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).
3-е правило 6-го
Константинопольского собора гласило: «Но сие постановили мы для тех, которые,
как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в
вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и
вознобовляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был,
или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом,
ни вообще в списке священнаго чина»[31].
На
самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, освящённый Богом как
источник размножения человеческой расы и завещаный для заполнения земли и
украшения мира, и, следовательно, разрешённый, но единожды. Ибо Адам был
единственным мужем Евы, а Ева — его одной женой, одной
женщиной, одним ребром.
В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то,
когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо
много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и
Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому
наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только
терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4,
50). Всякий
дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный
как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд[33].
Высказывались и другие точки зрения. Так, по мнению
американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на
многоженство»[34], Римская церковь установила запрет на
многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими
культурными обычаями.
Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола (англ.)русск. осудил многожёнство среди христиан[35].
Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно
не более четырёх жён[36]. Тем не менее, к середине XX века в
большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы
жёнами не считаются. Например,Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные
обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.
У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2
жены, в варне кшатриев —
2 или 3, в варне брахманов —
до 4.
«Был же Владимир
побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в
Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют
сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и
растляя девиц».
В Российской Империи нелегальными многожёнцами становились купцы, обзаводившиеся
семьями в городах, являвшимися конечными пунктами их торговых путей. Это было
возможно по той причине, что в проезжей грамоте, дающей право передвигаться по стране, не
указывалось семейное положение. После того, как это обнаружилось, в проезжую
грамоту была добавлена графа «семейное положение», которая впоследствии перешла
впаспорт.
При этом мусульманам было разрешено многожёнство[38]. В 1897 году в Ферганской области было 841
433 мужчины и 715 387 женщин, отнесённых к категории «инородцы». В
Сыр-Дарьинской области — 766 257 мужчин и 651 727 женщин этой же категории.
Из них состояли в браке 389 529 мужчин и 396 784 женщин в Ферганской области и
304 566 мужчин и 324 520 женщин — в Сыр-Дарьинской области. По этим данным
можно примерно оценить процент полигамных семей — около 1,9 % в
Ферганской области и около 6,5 % в Сыр-Дарьинской области[38].
В СССР в начале 1920-х прошла кампания по борьбе с
многожёнством, аналогичная кампании по раскулачиванию[38][39]. В основном кампания проходила в
мусульманских регионах — в Средней Азии и на Кавказе.
В уголовном кодексе РСФСР 1922 года не было предусмотрено наказания за
многожёнство. В уголовном кодексе РСФСР 1926 года изначально тоже не было предусмотрено
наказания за многожёнство[40]. Позже там появилась статья 199,
предусматривающая наказание за многожёнство:
199. Двоеженство или
многоженство —
исправительно-трудовые работы на срок до одного
года или штраф до одной тысячи рублей.
Примечание. Действие уголовных законов,
предусматривающих двоеженство и многоженство, не распространяется на сожитие в
браках, заключенных до издания этих законов.
По данным судебной статистики за 1960—1965 года, в Узбекской ССР каждый год в судах рассматривалось от 30 до 66 дел о
многожёнстве, а в Таджикской ССР — от 30 до 47[38].
Статья 235.
Двоеженство или многоженство
Двоеженство или многоженство, то есть
сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, -
наказывается лишением свободы на срок до
одного года или исправительными работами на тот же срок.
В СССР стать многожёнцем юридически было невозможно, да и
фактически тоже довольно затруднительно[38]. Хотя и были отдельные случаи, когда людям
удавалось содержать две семьи[38].
В нынешнем российском законодательстве нет наказания за
многожёнство. Лишь в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению
брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое
уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признаёт брак
недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14.
В непризнанной Чеченской Республике Ичкерия многожёнство впервые на территории бывшего СССР было узаконено и
фиксировалось в паспортах, во всех формах учёта и статотчётности, в том числе
жилищных и избирательных.
В июле 1999 года в Ингушетии указом Президента Аушева было официально
разрешено многожёнство и ЗАГСам было приказано регистрировать подобные браки.
Однако, почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом
президента России Ельцина.
Через год указ Аушева и практика были отменены верховным судом самой Ингушетии,
как противоречащие российскому Семейному кодексу[41].
После окончания войны в Чечне и отмены норм Ингушетии ЗАГСами
этих республик все полигиничные браки были аннулированы, а в новых паспортах
бывших официальных многожёнцев согласно их желанию либо были убраны записи о
всех жёнах, либо оставлена запись об одной жене.
Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров последовательно выступает с призывами легализовать многожёнство[42][43]. Неоднократные предложения узаконить
многожёнство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарстана[44], Башкортостана[45], а также некоторых северо-кавказских
республик, например, Дагестана.
Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но,
несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины всё же имеют сразу
нескольких жён, хотя подобные браки не являются официальными[46][47][48]. Владимир Жириновский с 1993 года и некоторые другие российские
политики предлагают узаконить многожёнство на всей территории страны, в том
числе для немусульманского населения, как средство решения демографического
кризиса.
В 1920-х годах в Турции, после прихода к
власти Кемаля Ататюрка, было запрещено многожёнство, хотя полигамных браков было всего
около 2 %. Однако фактически многожёнство сохранилось. Для решения вопроса
наследования имущества дети от второй и последующих жён регистрировались как
дети единственной законной жены. Впоследствии в Турции был принят закон,
согласно которому дети, рождённые вне брака, признавались законнорождёнными[38].
Мормонская семья.
Американская карикатура 1877 г.
Многожёнство первоначально было распространено в мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, так, её второй президент Бригам Янг имел 50 жён.
Начиная с 1862 года, Конгресс США принял ряд законов против
многожёнства. Первый закон — Акт Моррила против двоежёнства — был
принят 1 июля 1862 года и объявил многожёнство незаконным.
В 1887 году Конгресс принял закон Эдмунда-Такера (англ.),
по которому запрещалось практиковать многожёнство, а также конфисковывалось все
имущество организаций, практикующих многожёнство, кроме храмов и некоторых
церковных зданий. ЦИХСПД обратилась в суд с обжалованием закона, вновь ссылаясь
на свободу вероисповедания, но в 1890 г. в деле Бывшая организация мормонской Церкви против
Соединенных Штатов Верховный Суд США
вновь подтвердил запрет многожёнства.
Перед лицом полного уничтожения ЦИХСПД Уилфорд Вудраф, четвёртый президент ЦИХСПД, опубликовал Манифест, в котором
говорилось, что мормонская церковь больше не будет заключать запрещенные
законом браки. Президент Гровер Кливленд позднее помиловал всех тех, кто вступил в полигамный брак до
1890 г. В Юте, Айдахо, Оклахоме, Нью Мексико и Аризоне требовалось
запретить многоженство в конституции этих штатов. По закону Айдахо все
многожёнцы первоначально не могли занимать политические должности, а также на
какое-то время в Айдахо всем, заключившим брак в мормонских храмах, было
запрещено голосовать и занимать политические посты[49].
На сегодняшний день самый известный многожёнец США — мормон
Коди Браун (англ. Kody Brown)[50] — муж четырёх жён и отец 16 детей,
которого власти штата Юта стали преследовать за многожёнство после его
выступления по ТВ-шоу «Sister Wives»[51]. Спасаясь от преследования, семья Коди Брауна
перебралась в Лас-Вегас (Невада), поскольку в
большинстве из 49 штатов США многожёнство запрещено, а в штате Юта незаконно
даже заявлять о намерении вступить в полигамный брак[52], и подала иск в суд штата Юта с требованием
отменить уголовное преследование за многожёнство[53], мотивируя это тем, что геям не запрещено
полигамное сожительство. Рассмотрение этого дела судом началось в январе 2013
года[52].
В Корее в период раннего Средневековья многожёнство было нормой[54]. По состоянию на начало XX века многоженство
не было разрешено, но, в то же время, мужчина мог иметь столько наложниц,
сколько он в состоянии содержать[55]. В Северной Корее многожёнство было запрещено в 1946 году законом о равноправии
полов[56]. В Южной Корее многожёнство также
запрещено[57], а до 2015 года прелюбодеяние являлось
уголовно наказуемым[58].
В современном мире многие культуры и религии допускают или даже
поощряют многожёнство[39], а некоторые народы Африки даже после принятия
христианства не отказываются от многожёнства[39][59]
Примерами многожёнцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума,
имеющий 5 жён, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото иСвазиленда,
нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жён,
а его предшественник Собхуза II,
имевший 70 жён, намного превзошёл по количеству жён центральноафриканского
императора Бокассы.
Четвёртый Король Бутана, Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырёх жён,
являющихся родными сёстрами.
По данным исследований американских биологов из Аризоны,
опубликованным в журнале PLoS Genetics, многожёнство оказало большое влияние на
генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом[60][61]. Кроме того, даже в тех странах, где
существует государственный запрет на многожёнство, разнообразие мужских
хромосом также меньше, поскольку и в таких странах один мужчина чаще становится
отцом детей от разных женщин, чем женщина — матерью детей от разных отцов[62].
Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором супруг одного
пола имеет более одного супруга противоположного пола. Имеет две формы —многожёнство и многомужество. Противопоставляется моногамии, в рамках которой в брачном союзенаходятся по одному
представителю каждого из противоположных полов. Не следует путать множественную
моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный
развод — это не то же самое, что
официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами
противоположного пола. Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо
от общественных, религиозных и др. законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться
как измена, блуд и т. д, то есть нарушение целомудрия(как в браке, так и вне
его).
Содержание
В современном мире
многожёнство — распространённая форма
брака, поскольку многие культуры и религии допускают или даже поощряют
многожёнство[1]. Многожёнство
упоминается и в Ветхом Завете. Средибиблейских многожёнцев — Иаков, Исав, Давид и Соломон.
Обыкновенно полигамия
является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним
является — по крайней мере
первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай,
переходящий в закон, большею частью ограничивает полигинию известным числом
жён. У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного
класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4. У мусульман можно иметь до четырёх жен при
условии их равного обеспечения.
Полигамия была объявлена
вне закона в Японии в 1880 году, в Китае в 1953 году, в Непале в 1963 году.[2]
Исследователи,
принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение
полов, видят в полигинии прогресс; ограничение по крайней мере для одной
стороны — для женщины.
Исследователи, исходящие из моногамной формы первобытного брака, смотрят на
полигинию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона,
часто при том принимающее характер моногамии с разрешением иметь наложниц: это
выражается обыкновенно тем, что первая жена является главной и считается
хозяйкой в доме по преимуществу. Кроме того, обладание многими жёнами и
обширным родством даёт большее значение в обществе, и уже одно это может
вызывать стремление к полигинии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа
возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в
действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так
как каждая жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех[3].
Из Библии известно, что
жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания
старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних,
причем не всегда достаточным является авторитет главы дома — факт, служащий одним из мотивов против
полигинии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой,
явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные
обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же
упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуабыло даже запрещено под
страхом смертной казни жениться более одного раза с брачными церемониями.
Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если
такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего
класса, и там жены считаются как бы наложницами.
Стоит отметить, что
причиной полигинии может быть сокращение мужского населения в результате войн.
В войнах, как правило, погибают мужчины, а тем, которые возвращаются домой
победителями с добычей, приходится брать себе несколько жен.
С точки зрения биологии,
существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно,
потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему,
являющуюся видовым признаком[4].
У человека мальчики и девочки рождаются в соотношении
от 49/51 до 51/49[источник не указан 219 дней]. Если рассматривать
моногамию как следствие примерно одинакового соотношения родившихся самцов и
самок, то следует учесть, что соотношение мужчин и женщин сильно менялось в пользу
последних в течение жизни одного поколения, в особенности в Древности и в
Средние века, в результате многочисленных войн.
В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков[5]. При этом возможны следующие комбинации:
1. однополые и обоеполые
цветки находятся на одном растении:
·
андромоноэция — растение имеет мужские и обоеполые
цветки;
·
гиномоноэция — растение имеет женские и обоеполые
цветки;
·
ценомонэция — растение имеет обоеполые, мужские и
женские цветки;
2. однополые и обоеполые
цветки находятся на разных растениях одного вида:
·
андродиэция — мужские и обоеполые цветки находятся на
разных растениях;
·
гинодиэция — женские и обоеполые цветки находятся на
разных растениях;
·
триэция, или трёхдомность — обоеполые, женские и мужские цветки
находятся на разных особях.
3. И публично, и в частных беседах вплоть до своей смерти Джозеф Смит-младший неоднократно
заявлял о том, что Бог требует от него соблюдения принципа многобрачия. Так, Джозеф сообщил Мэри Роллинз Лайтнер, что он видел
ангела, который «трижды являлся мне в период между 1834 и 1842 гг. и говорил, что я должен принять этот закон, иначе он
обвинит меня перед Богом». Эта практика вызывала и вызывает по сей день
множество споров. Никаких письменных сообщений о том, что лично думал Джозеф
Смит по этому поводу, не обнаружено. Историки продолжают дискуссию по поводу
точного количества, но большинство сходится во мнении, что в период между 1841 и 1843 гг. Смит
взял в жёны от 28 до 33 женщин. Один из учёных, Ричард Лайман Бушман, писал:
«Джозеф ничего не говорил о сексе в этих браках». И далее он же объясняет, что
в те времена были и другие экспериментаторы, для которых секс стоял на первом
месте в полигамных семьях, но Джозеф, «насколько известно, никогда не обсуждал
сексуальную составляющую брака за исключением рассуждений о прелюбодеянии».
Даже историк Фон Броуди, критично относившаяся к Джозефу Смиту, говорила: «В
Джозефе было слишком много пуританского, чтобы считать его беспечным
развратником».
4. Джозеф Смит никогда публично не призывал своих
последователей к соблюдению закона многобрачия. Тем не менее церковь официально
приняла эту практику в 1852 г., когда Орсон Пратт по поручению президента церкви
Бригама Янга открыто объявил о том, что церковь практикует полигамные браки по
повелению Бога. Далее он подчеркнул, что церковь имеет на это право в
соответствии с Первой поправкой Конституции США. Этой точки зрения церковь придерживалась в течение
нескольких десятилетий. Правительство Соединённых Штатов не признавало права на
полигамию, но принятый в 1862 г. закон против двоеженства не применялся против
мормонов. После принятия новых более жестких законов: закона Эдмундса 1882 г. и закона Эдмундса-Такера 1887 г. — церковь начала отходить от этой практики. По сути, последний
документ ставил Церковь Иисуса Христа Святых последних дней вне закона: церковь
должна была передать всю свою собственность, оценивавшуюся более чем в 50 тысяч
долларов, федеральному бюджету, а все святые последних дней лишались
избирательного права, несмотря на то, что лишь небольшой процент членов церкви
практиковал полигамию.
5. Эти обстоятельства вынудили церковь в 1890 г.
выступить с официальным заявлением, в котором провозглашалась отмена практики
многобрачия среди святых последних дней. Сегодня полигамия по-прежнему
практикуется несколькими небольшими разрозненными организациями, которые не
имеют отношения к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. По большей части,
они выделились из её состава как раз по причине несогласия с отменой
многобрачия. Наиболее многочисленной из этих организаций является Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых Последних
Дней (англ. Fundamentalist
Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints , иногда сокращается до «FLDS»),
насчитывающая 6000 — 10000 прихожан[1]. В настоящее время члены Церкви Иисуса Христа Святых
последних дней могут быть отлучены от церкви за полигамию, даже если они
проживают в тех странах, где многобрачие узаконено и поощряется.
6. Оценки[править | править вики-текст]
8. В 2002 году, во время посещения Соединённых Штатов в
рамках программы «Открытый мир» для ведущих религиоведов России, нам с коллегами
посчастливилось в штате Юта попасть на международную конференцию, посвящённую
новым религиозным движениям. К моему удивлению, в программе оказалась
заявленной тема «многоженство у мормонов». Хотя членов нашей делегации
настойчиво отправляли на разбор «прав человека», я всё же с двумя нашими
синхронным переводчиками пришла на эту интересующую меня секцию. К моему
великому удивлению, с трибун звучали весьма смелые, едва ли не оскорбительные,
как мне показалось, для мормонов вещи. Например, доклад, выполненный на
архивных материалах, о женах основателя Д. Смита, среди которых фигурировала и двенадцатилетняя девочка.
Или выступление женщины – профессора, воспринятое мною, то ли как
диссидентство, то ли как провокация, которая вопреки тогдашней официальной
позиции церкви ИХСПД говорила о возрождённой полигамии начала 21 века в среде
ютовских традиционных мормонов, о тысячах семей, которые не афишируя этого, и
сегодня живут такими семьями. Я подошла к ней во время перерыва, познакомилась,
и обсудила вопрос о специфической стихийной «евгенике» мормонского типа. Моя гипотеза ей понравилась. На
следующий день профессор университета Бригама Янга Кэтрин Дэйнес передала
мне в подарок свою книгу «Жён больше, чем одна». В её восприятии органического
инсайдера, тема, «скользкая» для внешнего мира, являлась, как выяснилось,
предметом личной «религиозной гордости».
Инце́ст (лат. incestus — «преступный, греховный»), кровосмеше́ние — половая
связь между близкими кровными родственниками (родителями и
детьми, братьями и сёстрами)[1][2]. Понятие «близкий» в
разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется табу инцеста[3]. Большинство случаев
инцеста (до 15 %) происходит между сиблингами[4].
Следует различать
инцестуальные отношения между взрослыми родственниками и сексуальные отношения
с несовершеннолетними детьми. Так, растление несовершеннолетних является в большинстве
стран мира уголовным преступлением, независимо от того, совершено ли оно по
отношению к своему или к чужому ребёнку. В некоторых странах (например, в
Германии, Дании и др.) уголовно преследуются добровольные сексуальные контакты
между совершеннолетними близкими родственниками. В России же сексуальные
отношения между совершеннолетними близкими родственниками не cчитаются преступлением; в то же время
заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии,
согласно ст. 14 СК РФ, запрещено.
Половые сношения между
родственниками, не связанными прямым родством, называются не инцестом, аинцухтом[5][6]. Помимо взаимоотношения
людей, термин «инцест» употребляется и в животноводстве для обозначения
скрещивания между особями, находящимися в тесном кровном родстве[7].
Содержание
Экзогамия — запрет брачных отношений между членами
родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовал
уже в эпоху первобытного общества.
Всевозможные правила для
предотвращения инцеста подробно описаны в книге Зигмунда Фрейда «Тотем и табу» и работе Джеймса Фрэзера «Тотемизм и экзогамия».
В Древнем Египте и в индейских
цивилизациях Доколумбовой Америки инцест грехом не считался[источник не указан 1053 дня]. Греховность инцеста
появляется только в Библии, написанной[источник не указан 758 дней] после Исхода евреев из Др. Египта во времена XVIII—XIX династиифараонов.
Неосуждаемый инцест
практиковался в традициях бракосочетания фараонов и инков (практически все они
женились на своих сёстрах) и царей некоторых других[каких?] античных государств.
В Египте это было
обусловлено тем, что престол передавался по женской линии[источник не указан 206 дней], то есть сыну фараона
нужно было жениться на своей сестре, чтобы потом стать правителем царства.
Царская чета считалась воплощением богов, в первую очередь — братьев Осириса и Сета, женатых на своих
сёстрах Исиде и Нефтиде. Династические браки освящались с
позиций престолонаследия, удержания власти в кругу одной семьи, сохранения
«чистоты крови» воплощений египетских богов и недопустимости
родственных связей с нецарствующими семьями.
У древних римлян слово incestus обозначало вообще всякое прелюбодеяние. В религиозном отношении инцестом называлось
нецеломудрие жриц Весты, осквернение святости весталок другими лицами, в чём обвинялся Клодий, а также запрещённая
связь между родственниками, или кровосмешение, например, между братом
и сестрой и т. п.[8]
В античных языческих верованиях инцест был нормой жизни богов. Вся древняя мифология полна инцестуозных и промискуитетных сюжетов. Однако проступок
царя Эдипа в трагедии Софокла именуется «грехом».
Библия является одним из древних письменных
источников, отвергающих инцест и другие сексуальные девиации. В книгах «Левит» (Лев. 20:10-21) и «Второзаконие», где установлены точные
и подробные правила сексуального поведения, запрет на инцест не выделяется
особо среди запретов на внебрачные,гомосексуальные и зоофильные связи, «открытие наготы»
родственников — все они караются смертной казнью.
В библейском
повествовании первый инцест на земле был совершён детьми перволюдей Адама и Евы. Их кровосмесительный
союз был вынужденным и потому признан священным, а не преступным. Иудаизм и большинство направлений христианства исходят из того, что
запрет на кровосмешение, как и любой другой закон, не может быть применён ретроактивно. Запрет на
кровосмешение, в отличие, например, от запрета на съедение плода Древа познания добра и
зла,
не был дан Адаму в момент его сотворения. Согласно иудейской и христианской традиции всё человечество получило этот запрет после Всемирного потопа. Поэтому, согласно
Библии, кровосмешение в допотопные времена не может считаться греховным.
Библия описывает инцест и
после истребления Богом греховного города Содома (Быт. 19:30-38): спаслись Лот и две его дочери, которые решили, что
погибли все люди на земле. Для продолжения рода, напоив отца вином, дочери
вступили с ним в кровосмесительную связь. Стоит отметить, что, согласно Библии,
их потомством стали языческие народы, враги Иудеи и правой веры (моавитяне и аммонитяне), так что эта история прежде
всего подразумевает отрицательную оценку этих народов, а не оправдывает инцест. Втор. 23:3 говорит: «Аммонитянин и Моавитянин не может
войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество
Господне во веки».
В истории известен
случай, когда подобная причина стала поводом для расторжения брака. Английский
король Генрих Тюдор развелся со своей первой
женой Екатериной Арагонской на основании, что она
была женой его брата Артура, а посему — его, Генриха, близкой родственницей (хотя фактически
здесь имел место не инцест, а левират).
В исламе к инцесту относятся очень жёстко, все
проявления инцеста осуждаются. К инцесту приравнивается даже брак между людьми,
имевшими одну кормилицу. При этом брак между двоюродным братом и сестрой не
считается инцестом.
При инцесте значительно
повышается вероятность встречи одних и тех же патологических генов. То есть снижаются
преимущества полового размножения, которые в соответствии
с гипотезой Кондрашова[9] или детерминированной
гипотезой мутаций[10], проявляются в
возможности избавления от вредных мутаций путём компенсации здоровой копией
того же гена, полученной от другого родителя[11] .
Если при неродственных
браках вероятность рождения ребёнка с серьёзным генетическим (врождённым)
дефектом или умственной отсталостью порядка 3—4 %, то при инцесте она значительно возрастает. В генетике данный процесс называют выщеплением рецессивных гомозигот[12].
В большинстве стран мира
кровные браки и половая связь между близкими родственниками запрещены и
осуждаются общественной моралью (в отличие от браков между двоюродными
родственниками, между дядей и племянницей и подобных), а в некоторых странах
являются и уголовно наказуемыми[13].
Кровосмесительные
отношения между взрослыми и детьми, в частности, между родителями и малолетними
детьми запрещены в большинстве стран современного мира, как и вообще
сексуальные отношения с не достигшими возраста согласия лицами (см. совращение
несовершеннолетних).
В законодательстве
некоторых стран также предусмотрены дополнительные более суровые наказания за
сексуальные отношения между родителями и ребёнком. Тем не менее, случаи инцеста
такого рода, хоть и редко, но встречаются.
Кровосмесительные
отношения между взрослыми, например, между братом и сестрой, являются
незаконными в некоторых странах, например, в Германии[14], Швейцарии[15], Польше[16] и Ирландии[17]. Эти законы часто
подвергаются сомнению на том мнении, что такие отношения никому не вредят (если
пара не имеет детей), и поэтому не должны быть уголовно наказуемы. Время от времени делаются предложения
аннулировать эти законы[18].
Неполный список стран,
криминализующих инцест
|
|
Страна
|
Закон, устанавливающий
уголовную ответственность за инцест между взрослыми родственниками |
Статья 130, Crimes Act 1961
|
|
Во многих странах,
например, во Франции[19], Бельгии[20] Нидерландах[20], Португалии[21] и России[22], кровосмешение между
взрослыми родственниками не преследуется уголовно.
·
родственниками по прямой восходящей линии
(то есть между родителями и детьми или внуками),
·
между полнородными и неполнородными
братьями и сёстрами,
·
между усыновителями и
усыновлёнными.
Таким образом, брак между
дядей и племянницей, тётей и племянником или между двоюродными братом и сестрой
не запрещён. В Российской империи(до 1917
года)
запрещалось вступление в брак лиц ближе пятой степени родства[23], однако для
неправославных ограничения были мягче.
Заглянув в толковый словарь, можно увидеть, что
полигамный мужчина – это человек, который одновременно поддерживает сексуальные
отношения с несколькими женщинами (двумя или больше). Кроме того, выделяют
понятие женской полигамии. История полигамии В первобытном обществе такого
понятия, как моногамия, не существовало вообще. Для наших далёких предков
полигамия была просто необходима – только благодаря ей можно было постоянно
продолжать род и увеличивать его численность. В свою очередь, именно это
позволяло племени выживать в суровых условиях. Огромное значение имела иерархия
внутри самого племени. Так, безоговорочное право на оплодотворение любой из
самок имел вожак – сильнейший представитель рода, а уже после него, по убыванию
значимости, прочие самцы. Параллельно происходил естественный отбор, ведь от
более сильных самцов рождались более крепкие и выносливые дети. Почему же
сейчас слово «полигамия» используется чаще всего в негативном контексте?
Переход от полигамии к моногамии По мере эволюции между отдельными представителями
разных племён стали возникать более устойчивые и крепкие связи. Появлялись даже
зачатки брака. Однако в основе их продолжала лежать полигамия. Муж мог иметь
какое угодно количество женщин на стороне, а вот его супруга в случае измены
рисковала быть забросанной камнями. К слову, именно в таком варианте
зарождались гаремы. Со временем стали возникать вопросы раздела имущества. Их
решили очень просто – так как доминировали в обществе именно самцы, наследовать
всё также должен был ребёнок мужского пола. Для того чтобы не оставить всё
имущество, нажитое за долгую жизнь, чужому отпрыску, глава семьи должен был
быть уверен в своём отцовстве. Здесь и возник вопрос об определении отцовства.
В наши дни эта проблема решается всего за пару часов – ребёнок и отец сдают
специальные анализы, а затем практически моментально узнают результат. Тогда же
единственным выходом из положения стал моногамный брак. Большую роль в
укреплении и развитии моногамного брака сыграли религии. Параллельно
развивались и чисто человеческие взаимоотношения – помимо естественного
инстинкта продления собственного рода стали играть роль привязанности, чувства.
Правда ли, что все мужчины полигамны? Многие представители сильного пола
оправдывают свои любовные похождения тем, что они от природы полигамны и не в
силах сопротивляться влиянию инстинктов. Сам собой напрашивается такой вопрос:
«Возможно, полигамный мужчина – это нормально?» Давайте попробуем разобраться.
Почему мужчины полигамны? Считается, что причина действительно кроется в древних
инстинктах – первобытные самцы старались оплодотворить как можно большее
количество самок и оставить как можно больше наследников. Вероятно ли, что эти
инстинкты действуют и в наши дни? Физиологически мужчины действительно склонны
к полигамии. Однако не следует забывать о том, что человек отличается от
животного способностью мыслить и действовать вопреки зову природы. А потому
хранить верность всю жизнь мужчине непросто, но возможно. Однако помнить об
этом нужно не только мужу, но и жене – окружив своего «самца» любовью, заботой,
пониманием, дав ему всё, что нужно для счастья, она ограждает себя от измены.
Ведь порядочный и умеющий быть благодарным человек будет ценить то, что делает
для него избранница. И как минимум из чувства уважения не станет ранить её
чувства походами «налево». Впрочем, есть люди, которые считают, что измены с
мужской стороны – это нормально, они искренне не понимают, почему девушки так
категорично относятся к этому. Здесь главное – быть изначально честным со своей
второй половиной, сразу расставив все точки над «i». А как у них? Что значит полигамный, мы уже выяснили. Теперь поговорим о
распространённом мифе о том, будто все животные полигамны. Это далеко не так.
Отношения между представителями разных полов в животном мире также строятся
по-разному. Например, некоторые птицы сходятся только на время высиживания яиц
и выведения птенцов, а в следующий раз ищут новых партнёров. Есть песцы, лисы и
даже некоторые виды рыб, которые практикуют исключительно моногамный образ
жизни. А вот, скажем, бобры могут вести себя по-разному в зависимости от сферы
обитания. Примечательно, что в животном мире даже полигамные самцы стараются
оплодотворить сильных здоровых самок. Полигамный человек, прикрывающийся своими
инстинктами, скорее всего, даже не думает о продолжении рода и выживании. Как
минимум в этом случае он должен бы был выбирать именно тех женщин, которые
теоретически могли бы выносить и родить здоровое потомство (крепких, с широкими
бёдрами, а не просто с красивой грудью). Если этого нет, то разговоры о
полигамности – не более чем пустые слова для того, чтобы оправдать собственную
распущенность. Преимущества полигамных отношений Итак, полигамные отношения –
это такая форма контакта мужчин и женщин, при которой один партнёр поддерживает
связь одновременно с несколькими людьми противоположного пола (да-да, полигамия
свойственна не только мужчинам, но и некоторым женщинам). Оставим в стороне
вопросы морали и посмотрим на то, какие преимущества может иметь полигамная
семья. Сразу отметим, что речь идёт не о разовых изменах, а о настоящей
полигамной семье (как в арабских странах, где у мужчины может быть сразу
несколько жён). Причём это полноценная семья, где у каждого члена есть
собственные обязанности, права и т. д. Собственно, основные преимущества
полигамных семей: с точки зрения биологии, разнообразие половых связей
благотворно влияет на жизнестойкость потомства; полигамная семья – довольно
трудный шаг для женщины, и если уж она соглашается на это, то лишь на условиях
обдуманной договорённости; как следствие из предыдущего пункта – процент
разводов в полигамных семьях практически равен нулю. Кроме того, следует
упомянуть, что мужчины могут завести нескольких жён (в тех странах, где это
разрешено) только в том случае, если имеют достаточно средств для того, чтобы
обеспечивать весь гарем. То есть жены этакого «султана» будут на 100% уверены,
что их дети никогда ни в чём не будут нуждаться, не будут голодать и получат
достойное образование. Недостатки полигамных отношений А теперь поговорим о минусах.
Прежде всего, полигамный мужчина – это человек, который должен уделять каждой
своей партнёрше достаточно внимания. Удаётся это, мягко говоря, немногим. И
хотя в плане материальных благ никто в семье не испытывает недостатка, некий
психологический дискомфорт всё же может иметь место. Не следует также думать,
будто к полигамному браку можно привыкнуть, и что со временем ни намёка на
ревность не будет. Скорее всего, с ней просто придётся смириться как с
неизбежным фактом, но не более того. Вдобавок ко всему замечено, что полигамный
человек, и без того рассеивающий своё внимание на нескольких партнёров, уделяет
меньше времени детям. Полигамия и отечественный менталитет Кто-то может
возразить и привести в пример счастливые полигамные семьи Востока. Однако следует
учитывать несколько факторов. Во-первых, многожёнство не запрещено исламом (в
отличие от христианства, распространённого у нас). Во-вторых, девочек
воспитывают в данной культуре с самых ранних лет, они психологически готовы к
тому, чтобы стать «старшей» или «младшей» женой. Следует также учитывать то,
что в арабских странах при этом женщины не имеют практически никаких прав. Наши
же девушки, попавшие под мощное течение экспансии, вряд ли смогут делить своего
мужчину с кем-то. А потому легализация полигамных
браков в нашей стране, скорее всего, не приведёт ни к чему хорошему –
подходящего психологического фундамента, формировавшегося веками, для этого
попросту нет. Существует ли женская полигамия? В отличие от мужчин, женщины не
имеют исторических предпосылок для этого явления. Соответствующих механизмов в
генетическом коде представительниц прекрасного пола просто нет. Женская
полигамия – не что иное, как психологическое явление, даже отклонение от нормы.
Ведь генетически девушки запрограммированы не на то, чтобы завести детей от как
можно большего количества самцов, а на то, чтобы выбрать самого сильного,
выносливого и умного представителя вида и родить потомство именно от него.
Фактически полигамные женщины идут поперёк генетического кода и своего естественного
предназначения. Как относиться к полигамии? Как бы мы ни относились к данному
явлению, полигамный мужчина – это достаточно распространённое явление. И
единственный логичный выход из ситуации – сделать всё возможное для того, чтобы
партнёр был настолько счастлив и доволен, чтобы не смог услышать зов природы. -
Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/134320/poligamnyiy-mujchina---eto-chto-takoe-poligamnaya-semya
Термин «полигамия» происходит от греческого термина πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак», что в переводе означает "много
браков". Таким образом, полигамия означает, что брак может быть заключен с
двумя и более партнерами. Полигамия – противоположное понятие моногамии, когда
брак заключается только с одним партнером.
Исторические факты о
полигамии
Полигамия как очень древний обычай практиковали многие
народы в разных частях мира. Полигамия и сегодня практикуется а Америке,
Меланезии, Африке. Ислам и буддизм – те религии, которые одобряют
полигамические браки. С единственной поправкой: муж должен полностью отвечать
за всех жен, которые за ним замужем. Полигамия не является укладом для целого
народа ни в одной религии, поскольку тогда нужно было бы в 2 раза больше
женщин, чем мужчин.
Христианство, в отличие от ислама или мусульманства, не
приветствует полигамных браков, хотя многие христианские святые владели и
женами, и наложницами. Что касается древних патриархов, у царя Соломона было
700 жен и 300 наложниц. У жен в гареме был принцип старшинства – обычаи таковы,
что старшая жена руководила остальными женами. То же самое касалось браков. При
первом браке играли пышную свадьбу, а последующие браки уже особых торжеств не
предполагали.
Причины полигамии
Девочки и мальчики в среднем рождаются в соотношении
49:51 либо 51:49. Исторически сложилось так, что из-за войн женщин на
протяжении столетий становилось больше, чем мужчин. Особенно сократилась
численность мужчин в Древние и Средние века – из-за постоянных войн.
Если общество не очень цивилизовано, полигамия
используется как награда сильному. То есть большинство лучших женщин достается
не слишком большому количеству мужчин. Но мужчины эти – альфа-самцы – самые
сильные, здоровые и агрессивные из рода. Если вспомнить исторические факты, то
в период Столетней войны даже христианам разрешалось заводить больше одной
жены, потому что многие мужчины были убиты, а было необходимо продолжение рода.
О многоженстве
Термин «полигамия» часто сбивает людей с толку и они
понимают смысл термина как двоеженство, где у человека может быть два разных,
но отдельных брака. Но многоженство на самом деле означает несколько супругов,
живущих в одном и том же доме.
Полигамия присутствует в основном в этих трех различных
формах: многоженство, групповой брак, полиандрия.
Многоженство – когда у мужчины может быть несколько жен
одновременно. Полиандрия - этот термин используется для того же, с той
разницей, что при многоженстве у женщины одновременно может быть более одного
мужа
Групповой брак - представляют собой семью, где несколько
мужей и жен.
У полигамии есть две формы – полиандрия и полигиния.
Полиандрия - это точно такая же вещь, как многоженство, за исключением того,
что она относится к женщинам. Таким образом, это означает, что у женщины
несколько мужей одновременно.
Полигиния – одна из форм полигамного брака, когда мужчина
женат на нескольких женщинах одновременно, но браки эти оформлены отдельно.
У представителей ислама разрешено жениться на 4-х
женщинах сразу, то есть практикуется полигамия. А вот в России и Украине – нет,
здесь разрешен только моногамный брак.
Комментариев нет:
Отправить комментарий