пятница, 21 августа 2020 г.

Кашмирский султанат

 Мусульмане и индуисты Кашмира жили в относительной гармонии; с тех пор как суфийско-исламский образ жизни распространился в Кашмире, он сблизился с традициями Риши кашмирских пандитов. Это привело к тому, что в Кашмире синкретичная культура и мусульмане и индуисты часто почитают одни и те же святыни и молятся в одних и тех же святилищах. Знаменитый святой суфи Булбул Шах обратил Ринчана Шаха, который был князем Кашгара, в ислам. Ислам суфийского толка распространялся по караванным путям через Каракорумский хребет из Кашмира, через Ладакх в Уйгурию и обратно. В правление Ринчан Шаха мусульмане, индуисты и буддисты Кашмира жили мирно. Но со временем суфийское влияние стало уменьшаться и мусульманские князья стали править, руководствуясь Кораном.

В начале 14 века свирепые монголы Дулучи вторглись в Кашмир с севера, через перевал Зоджила, их было 60 000 человек. Как Тимур в Пенджабе и Дели, Дулуча прошёлся огнём и мечом, сжигая города и деревни и вырезая тысячи местных жителей. Он почти уничтожил индуистское правление в Кашмире. Раджа Шахадев стал править в Кашмире. При его правлении три человека, Шах Мир — лидер племён долины Сват на границе с Афганистаном, Ринчен из Ладака, и Ланкар Чак из дардского Гилгита, эти правители стали сильно влиять на кашмирскую политику. Они считались джагирами по отношению к Шахадеву. После Шахадева Ринчен три года правил Кашмиром.

После Шамс-уд-Дин Шахмир Свати стал первым мусульманином-правителем Кашмира и основателем династии Шах-Мири (Свати). Джонараджа, названый в Раджатарангини Сахамера, выходец из долины Сват, сыграл важную роль в Кашмирской политике. Шахмир правил три года и в 1339 провозгласил династию Свати.

Шахмиру наследовал Джамшид, он был свергнут своим братом Али Шером через несколько месяцев и его брат стал править как Ала ад-Дин.

Некоторые кашмирские правители, такие как султан Зайн аль-Абидин, называемый просто Баадшах («Царь») (п.1423-1474) и Акбар I Великий были терпимы к разным верам. Но всё же, некоторые правители проявляли нетерпимость, например Султан Сикандер Бут-Шикан кашмирский (1389—1413). Тарикх-и-Фиришата упомянул, что Сикандер преследовал кашмирских индуистов и запретил въезд всех не-мусульман в Кашмир. Он приказал переплавить «золотые и серебряные идолы». Тарикх-и-Фиришата говорит: «Многие Брахманы предпочли отравить себя, чтобы не принимать чужую веру; другие покинули родные дома, многие бежали. После их уезда Сикандер приказал ломать кашмирские храмы. Уничтожая индуистские изображения, он получил титул ‘Разрушитель Идолов’».

Метрическая хроника царей Раджатарангини, опубликованная Горасом Вильсоном, названа «Историей» в широком смысле. О хронике упомянуто в 1588, когда войска Акбара вторглись в Кашмир, копию хроники подарили императору. Он приказал перевести её с санскрита на персидский. Краткий пересказ хроники дан Абулом Фазлом в Айн-и-Акбари. Раджатарангини написана Калханой в середине 12 века. Его хроника в 6 книгах базировалась на ныне утраченных источниках.

Раджатарангини стала первой из четырёх хроник Кашмира. Раджатарангини описывает правителей с самых древних времён и до Санграма Дева, (1003—1028). Вторая работа, Джонараджа, повторяет хронику Калханы, доводя историю до Зайн аль-Абидина, 1412 года. П. Шривара присоединил к хронике Фах Шаха в 1486 году. Четвёртая работа, Раджавалипатака, Праджня Бхатты, завершает историю вступлением Кашмира в Могольскую державу императора Акбара, в 1588.


Комментариев нет:

Отправить комментарий