Апейрон (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное). Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй. Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего.
Зерван (Зурван, Зарван; от пехл. zruvan- «время»; фр. Zervane-akérène) — в иранской мифологии олицетворение времени и пространства. В поздний период понимался как бог времени и судьбы, двуполое существо, породившее Ахурамазду и Ангра-Майнью. Зерван — верховный бог зурванизма, также упоминается в числе прочих богов и в текстах Авесты («Ясна» 72.10, «Видевдат» 19.13). Зенд-авеста признаёт единое верховное начало бытия, которое называет «Вечное Время» (Зерван Акарана); из недр его происходят уже Ормузд и Ариман, Свет и Тьма, образующие своей борьбой существование настоящего мира.
Эйн Соф Аур (Эйн Соф Аур, Ain Soph Aur, Ain Suph Aur אֵין סוֹף אור) — древнееврейская фраза, означающая "безграничный свет", дословно "свет конечного небытия". Центральная из Трех Отрицательных Завес. Это беспредельный свет, который концентрируется в первой сефире – Кетер, венце. Это образ светящейся точки в центре прозрачного шара, образованного из отражающей «пленки». Образ, примененный на Микрокосм человека как единицу носит название "Точка Сборки". Хотя вернее будет не применять этот термин, так как он узок, имеет разночтения и своим названием не отражает сути. Тогда как Эйн Соф Аур, отражает суть человека достигшего просветления.
Пара Брахман (санскрит : परब्रह्मन्) ( IAST : Para Brahman IAST ) — «Высший Брахман», который находится за пределами всех описаний и концептуализаций. В индуистских текстах он описывается как бесформенный (в том смысле, что он лишен майи) дух (душа), который вечно пронизывает все, всюду во вселенной и все, что находится за ее пределами. Индуисты концептуализируют Пара Брахман различными способами. В традиции Адвайта Веданты Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов) является Пара Брахманом. В традициях Дваты и Вишиштадвайты Веданты Сагуна Брахман (Брахман с качествами) — это Пара Брахман. В Вайшнавизме, Шиваизме и Шактизме Пара Брахманом являются соответственно Вишну, Шива и Шакти. Секта Ганапатьи считает Пара Брахманом Махаганапати.
Парашива, Парамашива (санскр. परशिव paraśiva IAST, санскр. परमशिव paramaśiva IAST — «Сверх-Шива») — в шиваизме и в близких шактийских школах высший аспект Шивы, Абсолютная реальность. Это Шива как tat IAST в махавакье tat tvam asi IAST — «ты есть То», — недостижимый для сознания, безличностный, находящийся вне времени-пространства-формы — Сатчитананда-виграха (санскр. सच्चिदानंदविग्रह, saccidānandavigraha IAST) — и недоступный описанию. Это то, что адвайта-веданта именует Ниргуна-брахманом (англ.) — в отличие от Сагуна-брахмана (англ.), Проявленной Реальности, именуемой Парашакти (Парамашакти). В шиваизме Шива — Пара Брахман. Парашива, высшая форма Господа Шивы, считается Пара Брахманом. Согласно мифологии, Парашива - это единственное воплощение всех душ и божеств. Он также изображен как единственный Адипуруша или Махадева.
В Шактизме Деви Махакали, Деви Трипура Сундари является высшей формой Деви Ади парашакти, которая считается Пара Брахманом или энергией Брахмана, высшей реальностью, неразделимо. Согласно Деви Суктам и Шри Суктам в Ригведе, она является чревом всего творения. Таким образом, Махалакшми — это эпитеты Брахмамайи, что означает «Она, чья Сущность есть Брахман». Парвати Ас Лалита Трипура Сундари Ее вечная обитель называется Манидвипа .
Парбрахм считается высшей реальностью в сикхизме. Он также известен как «Акаал пурах» (бессмертное существо) и также известен как мантра «Вахегуру». Сикхское писание и последний сикхский гуру, Шри Гуру Грантх Сахиб, относится к Парбраму со множеством прилагательных и существительных, таких как Ниранкар, Ниранджан, Бхагат Ваххал, Кирпал, Даял, Дин Даял, Мадхо, Раам, Хари, Аллах, Рахим, Карим Рехман, Парвардигар, Сахиб, Малик и др. ...
Ниргуна Брахман (деванагари ब्रह्मन् ब्रह्मन्, Ниргуана Брахман), Брахман без формы и качеств, — это Пара Брахман, высший Брахман. Согласно Ади Шанкаре, Ниргуна Брахман — это Пара Брахман, состояние полного познания себя как тождественного с трансцендентным Брахманом, состоянием ментально-духовного просветления (Джнана йога). Это контрастирует с Сагуна Брахманом, который является состоянием любящего осознавания (бхакти-йога). Адвайта Веданта недвойственно считает, что Брахман божественен, Божество — Брахман, и это идентично тому, что есть Атман (душа человека, внутренняя сущность) и ниргуна (без атрибутов), бесконечность, любовь, истина, знание «бытие-сознание-блаженство».
Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Наиболее известная даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин — «Дао вечно и не имеет имени». Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единственности и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («Десять тысяч вещей»). Из Дао возникает полярность Инь и Ян, и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования. Дао — это как принцип имманентности, так и трансцендентности, внутреннего и внешнего, невидимого и видимого. Дао — это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса. В Буддизме синонимом Дао является шуньята — божественная пустота, основные постулаты о ней были сформированы Нагарджуной.
Шу́ньята (санскр. शून्यता, śūnyatā IAST; пали: suññatā; кит. 空; яп. 空; монг. хоосон чанар; букв. «пустота» — от санкскр. «шунья» — «пустой»; слово «пустой» — «шунья» — на санскрите и других инд. языках также обозначает математическое понятие «ноль») — центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности и у явлений» или отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости.
Ади-Бу́дда (санскр. adi-buddha IAST; «Первоначальный Будда») — в буддизме махаяны и ваджраяны олицетворение всех будд и бодхисаттв, их вневременное единство.
Гарднер утверждал, что существо, стоящее над главными богами, признано ведьмами первичным создателем, имя которого остаётся неизвестным. Патриция Краутер назвала это высшее божество Драйтэн (англ. Drighten, от др.-англ. dryhten — «бог; властитель; король»), Скотт Каннингем называл «Единственный» (англ. “the One”). Этот пантеистический или панентеистический взгляд на Бога имеет аналогии в индуизме с Брахманом. Но некоторые викканские традиции (в частности, дианическая или фейская) уверены, что это божество и есть Мать Всего Сущего. Есть множество отсылок на Богиню-мать, коей поклонялись люди на заре человечества, и различные культы коей выжили (в той или иной форме) и по сей день, частично (или полностью) влившись в викку.
Единое - Термин философии неоплатонизма, обозначающий первичное божество, источник всего сущего, являющийся одновременно Благом. Согласно неоплатоникам из Единого путём эманации происходит Нус (Ум), из которого, также путём эманации рождается чувственный космос. Неоплатонизм устанавливает иерархию бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῦς), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψυχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный космос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий