понедельник, 24 мая 2021 г.

Пять свяще́нных за́поведей - базовый кодекс буддийской этики

Пять свяще́нных за́поведей (Панчашила; пали: pañca-sīla; санскр. pañca-śīla, буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять заповедей») — базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами в традициях как Тхеравады, так и Махаяны на время или на постоянной основе. Известны также как заповеди и обеты. Принятие пяти обетов — часть религиозного обращения в буддизм и одна из регулярных практик буддистов-мирян обеих традиций. Соблюдающий эти правила постоянно называется упасака (мужчина) или упасика (женщина). Принятие и соблюдение заповедей также обязательно для буддистов-мирян непосредственно до и во время получения посвящений и т. д. В традиции Махаяны их иногда называют заповедями шравакаяны (шравакаяна, санскр. śrāvakayāna, колесница слушателей-шраваков), в отличие от заповедей бодхисаттвы. Эти пять заповедей лежат в основе нескольких положений монашеской буддийской доктрины. Что касается их основополагающей роли в буддийской этике, то она сопоставима с десятью заповедями в авраамических религиях и этическим кодексом конфуцианства.

В традиции Тхеравада заповеди излагаются в стандартизированном виде на языке пали. В Таиланде миряне обычно просят монаха дать наставления, произнеся трижды следующий текст:

Почтенный, мы просим три прибежища вместе с пятью правилами для соблюдения по отдельности.

Монах отвечает благочестивой фразой и зачитывает пять заповедей, которые миряне повторяют вслед за ним:

1.

Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.

2.

Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.

3.

Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния.

4.

Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.

5.

Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания.

Основные положения

Заповедь

·         Отказ от убийства живых существ

Сопутствующая добродетель

·         Доброта и сострадание

Заповедь

·         Отказ от воровства

Сопутствующая добродетель

·         Щедрость и самоотверженность

Заповедь

·         Отказ от сексуальных проступков

Сопутствующая добродетель

·         Удовлетворённость и соблюдение верности

Заповедь

·         Отказ от лжи

Сопутствующая добродетель

·         Честность и надёжность

Заповедь

·         Отказ от приёма опьяняющих веществ

Сопутствующая добродетель

·         Сознательность и ответственность

Первая заповедь запрещает убивать живых существ. Нарушение происходит, когда кто-то преднамеренно и успешно убивает живое существо, осознавая, что оно является таковым, и прилагая усилия, чтобы воплотить это намерение. Причинение вреда идёт вразрез с духом заповеди, но формально не нарушает её. Первая заповедь касается также лишения жизни животных, даже мелких насекомых. Однако тяжесть последствий убийства зависит от размера, интеллекта, пользы и духовных достижений этого живого существа. Убийство крупного животного хуже, чем убийство мелкого (также потому, что оно требует больших усилий); убийство духовно развитого учителя считается более серьёзным, чем убийство «обычного» человека; а убийство любого человека будет иметь более тяжелые последствия, чем убийство животного. Но все убийства осуждаются.

Добродетелью, которая ассоциируется с этой заповедью, является уважение ценности жизни, доброта и сострадание, причем последнее выражается как «трепет во благо других». Позитивное поведение, которое сопутствует этому принципу, заключается в защите живых существ. Положительные качества, такие как сочувствие и уважение к другим живым существам, основаны на вере в цикл перерождения, согласно которой все живые существа рождаются и должны переродиться. В основе первой заповеди также лежит концепция основополагающей природы Будды, присущей всем существам. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий