Догха́нтеры («охотники на собак» — от англ. dog + hunters, также догкиллеры) — самоназвание лиц, которые по собственной инициативе занимаются отстрелом или отравлением безнадзорных собак в населённых пунктах. По сведениям «Радио Свобода», движение догхантеров, которые через соцсети договаривались об организации облав на бродячих собак, впервые возникло в России в 2006 году, одним из его идеологов был профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального управления московского РГУТиС, доктор философских наук Владислав Добрынин, выступавший в сети под ником «Пожилой велосипедист». Газета The Moscow Times сообщала о росте популярности движения догхантеров в 2011—2012 годах. По данным СМИ, догхантеры действуют во многих городах России, а также на Украине и в Болгарии. Причинами появления догхантеров называются неспособность муниципальных властей решать проблему безнадзорных животных: ликвидация служб безвозвратного отлова и внедрение экспериментальной программы «отлов-стерилизация-возврат в места прежнего обитания».
отравление как метод борьбы с безнадзорными собаками применяется легально: Австралии, Казахстане, Индонезии, Молдове, Новой Зеландии, Мьянме; в ряде штатов США разрешён отстрел безнадзорных собак гражданами. Издание «Комсомольская правда» назвало догхантерство «формой гражданской активности».
В 2016 году украинские догхантеры впервые создали и зарегистрировали свою общественную организацию. По состоянию на 2018 год, как отмечали российские СМИ, конфликт между догхантерами, на стороне которых зачастую оказываются люди, желающие безопасно гулять по городу, и зоозащитниками, отстаивающими права бродячих собак на свободное обитание на улицах, продолжается.
Согласно кодексу догхантеров, охотник на собак — это человек, придерживающийся взглядов о приоритетном праве человека проживать в безопасной для него окружающей среде.
По собственным заявлениям, догхантеры истребляют безнадзорных собак, чтобы обезопасить себя и близких от возможности быть покусанными или даже убитыми собачьей стаей, а также очищают город от переносчиков болезней и паразитов.
Участники сообщества убеждены, что используемый ими метод — единственный из рациональных в сложившейся ситуации, когда муниципальные службы не отлавливают безнадзорных собак, свободно обитающих на улицах. Сами догхантеры считают, что их действия являются обычным санитарным мероприятием, вроде травли крыс или убийства комаров. Догхантеры избегают применения слова «убийство» по отношению к собакам, заменяя его эвфемизмами: «ликвидировать», «уничтожать», «избавляться», «брать».
Как утверждает журналист портала «Милосердие.ру», приманки с отравой они скармливают только бездомным собакам по системе «из рук в пасть»: кодекс догхантера запрещает разбрасывание отравы и требует отслеживать судьбу каждой приманки с целью предотвращения возможности случайного отравления домашних питомцев, имеющих хозяев.
Догхантеры считают себя волонтёрами. Их движение не является организацией, у них нет лидеров, приказов, поощрений и наказаний.
Догхантеры считают, что государство обязано наладить отлов и уничтожение безнадзорных собак, при этом строительство приютов и пожизненное содержание в них зверей за государственный счет они считают недопустимым «радикальным гуманизмом».
Публикация в «Российской газете» в апреле 2011 года рассказывает об участниках движения: большинству из них — за 30. Среди догхантеров — как мужчины, так и женщины, имеют высшее образование. Род занятий — инженеры, предприниматели, технические специалисты, юристы, медработники. Есть как любители кошек, так и владельцы собак. Свои занятия догхантерством объясняют, что вынуждены взять решение проблемы с агрессивными бродячими собаками в населенных пунктах в свои руки из-за того, что власти её игнорируют, ссылаясь на недостаток финансирования и несовершенство законов.
Депутат Госдумы РФ Олег Михеев считает, что нерешаемая проблема безнадзорности животных и безответственное отношения граждан к содержанию своих питомцев, нерегулируемая в правовом поле, привели к появлению догхантеров, которые стали сами защищать общество от бродячих собак.
На учредительном съезде международного общественного движения реалистической зоозащиты, проходившем в марте 2011 года в Ярославле, председатель правления ярославского благотворительного фонда «Зоозабота» Александр Красавчиков выдвинул свою версию появления догхантеров, заявив, что считает основной причиной неумение муниципальных властей решать проблемы бездомности животных, а также неэффективность принимаемых мер в деле регулирования численности безнадзорных собак.
Член рабочей группы комитета Государственной думы РФ по экологии, биолог Владимир Рыбалко называет прямой причиной появления догхантеров внедрение в ряде городов России и на Украине в 2000-х годах экспериментальной программы «отлов-стерилизация-возврат в места прежнего обитания», согласно которой практиковавшийся ранее отлов собак с целью усыпления был запрещён под давлением зоозащитников: местные жители лишились законной возможности избавиться от стай собак — после стерилизации сук привозят обратно и выпускают обратно в жилые зоны, дворы и другие общественные места для беспризорного обитания. Биолог высказывает опасение, предполагая дальнейший рост популярности движения догхантеров из-за того, что законопроект «Об ответственном обращении с животными», принятый Государственной думой во втором чтении в 2011 году, предусматривает внедрение программы «отлов-стерилизация-возврат» во всех городах страны.
Германское издание Die Welt видит причину появления догхантеров в том, что санитарные службы и власти самоустранились: во многих российских населенных пунктах отлов бездомных собак не проводится, а программы стерилизации не решают проблему нападения собачьих стай на людей, которым приходится искать пути самозащиты.
Президент благотворительного фонда помощи животным «Большие сердца» Анастасия Комагина также прослеживает прямую связь между внедрением в городах ОСВВ и появлением догханеров. По ее мнению, на московскую программу ОСВВ в период с 2001 по 2009 годы были затрачены громадные суммы, но результатом ее стал лишь рост численности собак, смерти людей от нападений стай, и, как естественная реакция населения, — массовые потравы собак. В Санкт-Петербурге, где также реализуется ОСВВ, собак много лет подряд вытравливали догхантеры и вывозили в районы Ленинградской области зоозащитники, тщетно пытаясь спасти этих животных от отравлений.
Лидер движения добровольных дружинников «Мобилизация», член Общественной палаты Сергей Воропаев считает, что догхантинг может приносить пользу обществу при условии соблюдения следующих правил: безопасность для окружающих, избирательность уничтожения «объектов», отсутствие проявлений жестокости (в том числе, причинение страданий животным) и наличие разрешения от властей. На основе личного опыта общения с догхантерами, он приходит к выводу, что они не являются садистами и не используют опасные для людей яды.
Общественные деятели и публичные лица высказывают различные мнения о деятельности догхантеров. Например, артист Леонид Ярмольник заявлял о готовности самостоятельно препятствовать деятельности догхантеров путём физической расправы вплоть до убийства. Музыкант Андрей Макаревич также критически настроен к догхантерам и иронично заявлял о намерении устроить «охоту на догхантеров».
Писатель и публицист Максим Кононенко, напротив, одобрил деятельность догхантеров, мотивировав её необходимостью выполнения этих действий в условиях воровства выделяемых на это государственных средств. Писатель-публицист Александр Никонов в личном блоге также выразил поддержку догхантеров, назвав себя противником зоозащитников. В целом радикальную борьбу с бродячими собаками поддержала и Елена Малышева.
Философ и писатель, член Российского комитета по биоэтике при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Сергей Роганов разделяет точку зрения догхантеров
Я поклонник догхантеров? Отнюдь. Но тоже считаю, что отходы городской жизнедеятельности — стаи бродячих собак — надо ликвидировать
— газета "Известия"
Комментариев нет:
Отправить комментарий