воскресенье, 19 июля 2020 г.

Культ Зоошиза


ОСВВ в России — способ обращения с бродячими собаками «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат», узаконивающий их свободное нахождение в городской среде. Является экспериментальным методом, предложенным российской зоозащитной общественностью, ведущей борьбу за освобождение животных. Предусматривает замену собой практикуемого в большинстве стран мира безвозвратного отлова. ОСВВ также предполагает запрет на усыпление невостребованных особей в приютах. Вместо этого происходит возвращение самок стерилизованных собак в места поимки и их последующее свободное безнадзорное обитание на улицах. Реализуется по образцу аналогичных программ 1990-ых годов, проводившихся зоозащитными активистами из стран Западной Европы, оказывающими помощь животным в ряде городов Индии. Финансируется на средства областных и городских бюджетов. Исполнителями выступают частные фирмы — ООО, ИП, АНО приюты для животных и аффилированные с ними ветеринарные клиники. Идеологи ОСВВ, продвигая методику, ссылаются на рекомендации ВОЗ, однако это организация в начале 2000-ых предлагала возвратную стерилизацию в качестве способа борьбы с бешенством лишь для ряда слаборазвитых стран Азии, где собаки в силу тропического климата и местных традиций живут на улицах, а покушение на их жизнь противоречит религиозным верованиям населения. В 2004 году ВОЗ признала, что данные рекомендации были мнением отдельных экспертов, и никакие научные исследования об эффективности ОСВВ ей не осуществлялись. В отношении кошек на территории России подобные программы на бюджетные средства никогда не проводились.

Стратегия ОСВВ допускает совместное обитание популяции бездомных собак, кошек и диких животных. При этом бродячие собаки в условиях свободного обитания формируют стайную иерархию и становятся доминирующими хищниками в масштабе городской экосистемы, в результате чего массово истребляют бездомных и гуляющих домашних кошек и диких животных, в том числе редких и исчезающих видов. В Москве программа проводилась с 1998 по 2009 год, пока не была прекращена из-за неэффективности, угрозы санитарному благополучию населения (вспышек бешенства), уничтожения дикой краснокнижной фауны городских парков стерилизованными безнадзорными собаками и ряда скандалов, связанных с хищением средств. В ряде других регионов была запущена с середины первой декады 2000-х годов. Находит поддержку среди ряда борцов за права животных, политиков и журналистов СМИ, которые требуют закрепить ОСВВ в качестве основного метода обращения с бездомными собакам в федеральном законодательстве Критикуется профильными специалистами — санитарными и ветеринарными врачами, кинологами, а также защитниками бездомных кошек. В числе одной из основных претензий к программе — вакцинацию от бешенства нужно проводить не реже 1 раза в год, повторный отлов всех стерилизованных животных для этого в условиях крупных городов невозможен. При этом в рамках программ ОСВВ прививки от энтерита, чумы, лептоспироза и других болезней, чреватых эпидемиями, не проводятся В качестве негативных последствий ОСВВ называется рост самовольных отравлений стай бродячих собак местными жителями в целях превентивной самозащиты, и недовольными тем, что эти животные больше не отлавливаются, а также появление движения догхантеров.

Как отмечала в 2012 году правительственная «Российская газета», у программы ОСВВ, которая продвигается зоозащитной общественностью, деятелями театра и мастерами искусств, нет научного фундамента: она базируется лишь на эмоциях, эксплуатируя гуманные чувства граждан. В нескольких регионах страны метод ОСВВ запрещен решениями судов и прокуратуры, в двух из них — решением Верховного суда РФ. Согласно принятому Госдумой ФЗ-498, с 2020 года ОСВВ становится одним из двух возможных легальных методов обращения с бродячими собаками в России (второй — пожизненное содержание в приютах за счет бюджета). В Конституционный суд РФ в апреле 2019 года был подан иск об исключении метода ОСВВ из ФЗ-498.

Отношение населения

Согласно данным социологического исследования, проведённого в 2016 году на тему «Отношение населения к выпуску на прежнее место обитания безнадзорных и бесхозяйных животных в рамках внедрения программы ОСВВ», проведённого Московским обществом испытателей природы, имеет место неприятие населением методики. В частности, против ОСВВ высказались 74 % опрошенных из сельского населения, за высказались 5 %. Из городского населения 55 % против ОСВВ и за — 14 %. Зафиксированы случаи активного противодействия местными жителями возврату стерилизованных собак в места поимки. В марте 2019 года жители микрорайона «Боровское» Тюмени избили зоозащитницу Анну Москвину которая привезла выпускать в их двор бродячих собак, который ее муж ИП Москвин до этого отловил и возил на стерилизацию за бюджетные деньги. Как уточняет издание «Вслух», «нападение произошло во дворе, жители которого выступают за расправу над неудобными животными». Тюменский портал «Наш город» в мае 2019 года провел опрос своих читателей на тему: «Как решить проблему бродячих собак в Тюмени?». Лишь 1 % из опрошенных заявили, что собаки им не мешают и должны жить на улицах города. 29 % проголосовали за отлов и эвтаназию. В мае 2019 года общественность из микрорайона Шлюз Новосибирска обратилась в горсовет и заксобрание c требованием не допускать к решению вопроса с бродячими собаками дилетантов-зооактивистов, которые «хотят навязать городу метод ОСВВ».

Позиция ветеринаров

Всемирная организация по охране здоровья животных (бывш. Межправительственная ветеринарная ассоциация — Международное эпизоотическое бюро) не рекомендует использовать метод ОСВВ там, где большинство собак, как и в России, домашние, а основная причина появления бездомных собак — выбрасывание их и их потомства на улицу. ОСВВ легализует явление бездомности, и с ним уже не получится никогда справиться В своём Кодексе здоровья наземных животных организация утверждает, что проблемы, вызванные свободно обитающими и неконтролируемыми стерилизованными собаками, такие как шум, фекальное загрязнение, укусы и дорожно-транспортные происшествия могут создавать негативные последствия как для населения, так и для животных, и поэтому для решения проблемы необходим безвозвратный отлов и работа с населением по воспитанию ответственного обращения со своими животными.

Руководитель Госветинспекции — главный государственный ветеринарный инспектор Приморского края Дмитрий Кузин отмечает, что и после стерилизации бродячие собаки остаются переносчиком опасных для человека заболеваний, им необходимо проводить регулярную ревакцинацию от бешенства, а напугать и укусить может даже внешне не агрессивное животное. По его мнению, населённые пункты — это территория людей, а концепция, проповедуемая борцами за права животных о том, что люди должны привыкнуть жить рядом с безнадзорными животными не может быть реализована. Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Саха (Якутия) Лариса Макарова считает, что метод ОСВВ подходит только для кошек, но не для собак. По её мнению, эвтаназия — это более гуманный способ, чем обрекать животное на мучения, отпуская его на самостоятельное существование.

Мнение санитарных врачей

В 2017 году бывший главный санитарный врач России, депутат Госдумы РФ Геннадий Онищенко заявил, что нахождение бродячих собак на улицах городов неприемлемо — их нужно отлавливать, при этом невостребованных животных усыплять гуманными методами.

Мнение биологов

В 2016 году старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Андрей Поярков, который в 1990-х годах был одним из инициаторов метода ОСВВ в России, сообщил, что при проведении ОСВВ в российских городах, цели её применения не ясны даже её организаторам: чтобы число бездомных собак сокращалось и в конце концов сошло на нет или оставалось постоянным на каком-то уровне? Не изучены и последствия стерилизации: как она в реальности влияет на популяцию, на агрессивность животных. Не установлены оптимумы стерилизации — сколько именно нужно стерилизовать? Кандидат биологических наук Наталья Седова, защитившая диссертацию по теме «Экологический анализ ситуации с бездомными собаками в Республике Карелия» считает, что использование ОСВВ ни в коем случае не должно быть массовым и обязательным. Заведующий кафедрой зоологии и экологии КемГУ Николай Скалон утверждает что классическая бездомная собака — это дворняжка, которую никто не бросал: она родилась от беспризорной матери или полудворовой собаки, которая также беспризорно гуляла. Действительно домашних животных, по его оценке, на улице меньше 1 %. По мнению профессора, невозможно вводить для них норму пожизненного содержания: на это не хватит никаких ресурсов, а возвратная стерилизация не решает проблемы: собаки остаются на улице, только в оперированном состоянии. По мнению Скалона, нужно смотреть на опыт СССР, и на опыт безвозвратного отлова в США, которые соразмерны России по территории. Заведующий сектором охраны природы московского региона ВНИИ Природы, кандидат биологических наук Борис Самойлов считает, что зоозащитники, проводящие ОСВВ, занимаются «вредным и бессмысленным занятием» с позиции охраны природы. Собаки на природных территориях в черте городов, по его мнению, это серьёзный фактор, приводящий к сокращению и уничтожению других видов. В частности, по вине собак в период действия московской программы ОСВВ, из Серебряного бора исчезли зайцы-русаки, зайцы-беляки, ласки, некоторые виды птиц, которые гнездятся на земле, а ежей, по свидетельству учёного, там собаки просто разрывали на куски ради развлечения. Кандидат биологических наук ПетрГу Владимир Рыбалко отмечает, что в городе, где большинство собак являются владельческими, либо бывшими владельческими, программы ОСВВ не могут быть основными, поскольку они легализуют выбрасывание недобросовестными хозяевами собак на улицу.

Мнение кинологов

Кинолог Елена Типикина считает подход, когда собак отпускают на улицу после стерилизации и вакцинации, опасным и бесполезным, в том числе и потому, что «на местах этих животных всё равно будут убивать догхантеры или коммунальщики, зачищающие территорию перед Чемпионатом мира 2018 года по футболу или ещё каким-нибудь ответственным мероприятием». Типикина считает, что стаи собак, даже стерилизованных и прошедших вакцинацию, не лишаются агрессии. Стерилизованные собаки лишаются только одного вида агрессии: по половому признаку. Количество же покусов, согласно статистике, приведённой Типикиной, после стерилизации в отношении людей увеличивается на 20-30 %. Гадить на газоны бродячие животные не перестанут, а это означает, что чистота города, даже при условии дисциплинированных хозяев домашних животных, останется прежней. Это грозит разнесением опасных заболеваний через собачьи фекалии, например, лептоспироза. По её мнению, отловленных животных необходимо содержать в муниципальных приютах, проведя им необходимые процедуры и выдержав карантин в течение месяца, после чего заботу об них должны взять добровольцы, забирающие их к себе, или общественные приюты.

Судья Российской кинологической федерации, экс-руководитель кинологической службы УМВД по Калининградской области, полковник полиции в отставке Виталий Латышонок признаёт, что агрессивность безнадзорных собак не зависит от стерилизации, а специалисты, которые утверждают обратное, просто защищают свой бизнес. По его мнению, «чем больше псов бегает по улицам, тем лучше для тех, кто зарабатывает на этом деньги». В январе 2018 года на конференции в Москве, проходившей в рамках Всероссийской акции «В защиту правильной охоты и кровного собаководства» было отмечено, что программа ОСВВ «основана на старых фальсификациях, которые так никто формально не проверил».

Критика метода ОСВВ зоозащитниками

В 2016 году на I Всероссийском форуме «Безнадзорные животные в городской среде» зоозащитник Андрей Тимесков предложил пересмотреть программы ОСВ и ОСВВ, которые он считает негуманными, с тем, чтобы принудительной кастрации и пожизненному помещению в приют подвергались только те особи, которые склонны к немотивированной агрессии в отношении людей и животных. Все дружелюбные и мирные индивидуумы должны быть помечены особым образом (ошейник или клипса) и выпущены на волю с целью улучшения генофонда уличных животных в сторону смягчения характеров. Как отмечала «Новая газета» в 2016 году, зоозащитники разделились на два лагеря: идеалисты считают, что ни одно живое существо убивать нельзя, нужно использовать программу ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — возврат на улицу); реалисты полагают, что это неэффективно, а безнадзорных собак на улицах быть не должно: их нужно отлавливать и помещать в приюты, а если приютов не хватает — усыплять. Руководитель Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова в 2016 году отмечала, что система ОСВВ малоэффективна, поскольку это борьба «со следствием, а не с причиной» и что деньги на неё эффективнее было бы направить на льготную стерилизацию животных в ветеринарных клиниках для малоимущих граждан. По мнению руководителя Центра правовой зоозащиты Светланы Ильинской, оставлять животное на улице гораздо более жестоко, чем усыплять его. В Центре систему ОСВВ считают малоэффективной, мошеннической, псевдогуманной, затратной и не выполняющей своей прямой функции — сокращения количества бездомных животных. Как считает Ильинская, невозможно простерилизовать 100 % бездомных животных, оставшиеся будут размножаться, и численность стаи будет восстанавливаться, это бесконечная растрата государственных денег. Руководитель зоозащитного фонда «Большие сердца» Анастасия Комагина считает, что ситуации, когда граждане начинают массово травить бездомных собак характерна для тех регионов, где реализуется ОСВВ.

Реакция в СМИ В феврале 2017 года правительственная «Российская газета» опубликовала репортаж своего обозревателя Юрия Снегирева, побывавшего в районах Московской области, где с 2014 года реализуется ОСВВ. Он обнаружил многочисленные стаи бродячих собак, живущие посреди жилых районов и обитающих, в том числе, на детских площадках. Из этих животных, лишь одна собака имела жёлтую бирку в ухе, свидетельствующую о стерилизации. Журналист охарактеризовал программу стерилизации как «химера» и «отмыв денег». Он спрогнозировал рост числа догхантеров среди местного населения, отметив, что местные молодые матери уже хвастаются друг перед другом в интернет-форуме кто из них больше отравил непрошеных четвероногих гостей во своих дворах, которых туда привозят и выпускают в стерилизованном виде.

Отравление собак — способ регулирования численности бездомных собак, который используется государственными органами и ветеринарными службами Австралии, Бангладеш, Египта, Индии, Индонезии, Казахстана, Мьянмы, Новой Зеландии, Пакистана и Палестины. Эффективность этого метода показала себя на острове Бали, где за 7 лет после начала отравлений бродячих собак, популяция этих зверей сократилась в 3.5 раза — с 600 000 до 175 000 особей, снизилось и количество заболеваний людей бешенством. С 2013 года ветеринарные службы Донецкой области (Украина) используют для борьбы с бездомными собаками приманки с изониазидом (тубазидом, римифоном) — противотуберкулёзными таблетками, безопасными для людей.

В штате Джамму и Кашмир в 2008 году местные власти приняли решение бороться с угрозой распространения бешенства отравлением бродячих собак. В качестве задачи ставилось отравление не менее 100 000 особей этих животных. Для отравления использовались приманки со стрихнином. Однако после протестов зоозащитников, для которых умерщвление животных противоречит их убеждениям, обратившихся в суд, программа отравления была свёрнута уже в марте того же года, взамен была принята программа стерилизации, предусматривающая возврат собак обратно на улицы. В столице штата городе Сринагар успели отравить лишь 500 собак. В 2012 году британская BBC, ссылаясь на местные органы здравоохранения сообщила, что 53925 человек, в основном дети, были укушены бездомными собаками в 10 районах индийского Кашмира в течение последних четырёх лет, за последние три года 12 человек умерли от бешенства, согласно записям лишь одной из больниц Сринагара. Численность этих животных в городе составляла на тот момент 90 000 особей. В 2016 году ситуация в Сринагаре продолжала оставаться угрожающей: от собак пострадали более 4000 детей, в основном в возрастной группе 3-12 лет, один из них, 4-летний мальчик оказался в госпитале с разорванным лицом и скальпированной головой, за 2 года в результате нападений бездомных собак погибли 23 ребёнка. Несмотря на продолжение программы стерилизации, пришедшей в качестве альтернативы отравлению, количество популяции собак продолжает расти и увеличиваться в год на 10 000 особей. В городе наблюдается конфликт между жителями, требующими возобновления умерщвления бродячих собак и зоозащитниками, которые считают, что достаточно продолжать собак лишь стерилизовать и выпускать обратно в жилые кварталы. В 2015 в связи с ростом популяции бездомных собак местные власти штатов Керала и Тамилнад приняли решение о начале кампании по отравлению этих животных приманками с цианидами.

Мьянма

В 2016 году местные зоозащитники выражали протест против политики местных властей бывшей столицы государства Янгон и одноимённой провинции в отношении бездомных собак, которая заключалась в их регулярном отравлении. Численность популяции этих животных в этом городе, по состоянию на 2016 год, составляла 70 000 особей и в том же году двое людей умерли от бешенства, переданного им в результате покусов бездомными собаками. Ежедневно только в центральный госпиталь Янгона обращаются с травмами и покусами, полученными от бездомных собак 50 человек. Популяция бездомных собак в этой стране насчитывает 4 миллиона особей. Аргумент местных властей: бродячие собаки представляют угрозу распространения заболеваемости бешенством и создают негативный облик страны для туристов. Для этого в местах скопления этих животных муниципальные служащие разбрасывают мясные шарики с ядом.

Пакистан

В 2015 году власти столицы Пакистана Карачи распорядились об отравлении бродячих собак, создававших угрозу для санитарной безопасности граждан. Ранее они обращались с просьбой к населению 20-миллионного города отстреливать этих опасных зверей. В 2005 году мэр города Карачи Ниматулла Хан обращался в министерство здравоохранения для выделения достаточного количества капсул, необходимых для отравления собак. В августе 2016 года около тысячи бродячих собак было отравлены в течение недельной операции в крупнейшем городе страны Карачи в рамках программы властей по очищению городского пространства от этих животных. От собак избавляются с помощью таблеток с ядом, спрятанных в курином мясе. По словам чиновника городской администрации Мохамеда Захида, это вынужденная мера: стаи бродячих собак представляют угрозу для жителей. Так, в 2015 году, по его словам, собаки покусали 6500 человек, а в текущем году зафиксировано 3700 случаев нападений собак, сбивающихся в стаи. Действия санитарных служб вызвали недовольство активистов, ведущих борьбу за права животных.

По состоянию на 2017 год, отравления собак на улицах Карачи продолжались регулярно. Местные власти заявляли о своей непричастности к отравлениям, однако уточняли, что законодательство не запрещает делать это частным лицам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий