(Леонид Тугутов)
1. Еда и вещи (психология грудного ребенка) - анна-майя.
Человек интересуется только своим телом.
Самый низший, то есть самый отвратительный уровень – его описывают ведические произведения как самый отвратительный. Говорится, что люди на этом уровне – почти животные. Таких людей, такую культуру и цивилизацию называют Двипада-Пашу, то есть двуногие животные.
То есть это живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного. Человек на этом уровне подобен животному.
Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона. Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.
И вот первый уровень сознания, описано, и той культуры и всех-всех-всех остальных причиндалов, так называемых, называется Анна-майа. "Майа" означает покрытие (влияние), "анна" - значит пища. Анна-майа – этот уровень еды, или, его еще называют, философией грудных детей.
В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть.
Может быть, вы видели грудного ребенка, - когда он покушает - у него счастье, когда он голодный – у него горе. То есть он живет полностью потребностями еды.
На этом уровне даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.
Что это такое? Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.
Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда – истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация.
Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Есть продукты в магазинах - хорошо живем, нет продуктов - плохо живем. Есть вещи дешевые - хорошо.
Люди обычно тогда говорят: "вот раньше жили хорошо, колбасы было завались", "вот раньше водка была дешевая", "о как хорошо жили". Это как раз концепция анна-майа.
То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда – это основа всего.
В Библии говорится: не хлебом единым жив человек. Не потому ли мы в анна-майю погружаемся, что где-то мы соприкасаемся с этой психологией, когда говорим: «быт заедает». Да, вот это вот – кормежка – и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается в этот быт еды.
Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно – якобы, он так думает, что бессознательно – но он погружается в этот уровень еды.
Это считается полной деградацией. Это сознание, которое определяет всё материальным достатком, особенно едой и одеждой. "Ахары, ахара" - это означает еда и что-то на себе носим.
Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.
Это самый примитивный низший уровень сознания и такому сознанию присущи целые цивилизации. В ведический литературе он описывается как самый отвратительный.
На этом уровне сознания есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука. И наука этой культуры находится именно в таком сознании. Она называется "анумана" (логический вывод на основе обобщенного опыта), что означает гипотеза, измышление или теория. То есть вы не знаете точно, вы просто даете какую-то теорию, её все принимают и думают, что это правильно.
Допустим, Дарвин дал теорию эволюции живых существ, и он ошибся, не просто ошибся – он с самого начала знал, что она ложная. Он фальсифицировал австралопитека, взял кости обезьяны и человека, создал "переходное звено", и оно было помещено в Нью-Йоркском музее. И это было обманом, а он в своем дневнике написал – ну по крайней мере примерно он так может быть должен был выглядеть.
Но везде люди приняли, что он так и выглядел. И все стали думать, что этот австралопитек и является переходным звеном обезьяны к человеческому типу. Не было таких переходов и не бывает никогда. Обезьяна - это обезьяна, человек - это человек. Таракан никогда не становится человеком.
Просто в силу закона реинкранации живое существо в силу закона кармы переходит из одного тела в другое. Оно может менять тела, но сами тела не трансформируются.
2. Здоровье (правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и т.д.) - прана-майя.
Человек интересуется движением, спортом и т.д.
Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься – Атато брахма джигья сан.
Веданта-сутра начинается со стиха: Атато брахма джигья сан – человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины.
И там говорится: «Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься – в чем же смысл человеческой жизни.»
• Кто я?
• Что это все, что меня окружает?
• Откуда это все?
• И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает?
И говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу - двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна и секса.
И следующий уровень, когда живое существо всё таки очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется прана-майя.
Этот уровень называется уровнем здоровья. "Прана" - "означает жизненная энергия" или всё, что связано со здоровьем - правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и так далее.
На этом уровне происходит осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.
То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, он делает какие-то физические упражнения, и его сознание полностью сконцентрировано на здоровье. И человек так погружен в свое здоровье, что он просто все остальное отвергает.
И как говорят такие люди? - "Было бы здоровье". А остальное – что? Ну, "купим там, или достанем или что-то еще". То есть: "еду, мы достанем, было бы здоровье".
Вы подходите к кому-то и говорите – "Ну, как здоровье? Здравствуй!" Что вы имеете в виду? - Здоровье. Ну лишь бы не болел – всё остальное ерунда.
Это человек с сознанием прана-майя, чуть выше уровня анна-майя. Он думает, что здоровьем всё определяется. Поэтому такие люди обливаются, дышат, бегают, прыгают, скачут и т.д.
Какого самого верха на этому уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха-йога - это венец прана-майи, это описывается в «Йога-сутра» Патанджали. Такие люди также пьют урину, занимаются всевозможными лечениями. Одно слово – аюрведа и они уже всё, пойманы.
У всех есть тело, у всех есть болезни. И такой человек думает – самое главное не болеть, т.е. было бы здоровье. Нужно иметь здоровье, иначе как наслаждаться-то? Больному?
И также есть цивилизации и есть наука на этом же уровне. На санскрите она называется "пратьякша" (непосредственное восприятие при помощи чувств и ума). Пратьякша смешана с ануманой , т.е. с гипотезой и с чувствами. Если я чувствую что-то есть, значит это есть, если я не чувствую, значит этого может быть и нет.
На этому уровне человек сильно желает денег.
В ведической литературе этот уровень описывается, как уже более возвышенный, так как уже появляется интеллект.
3. Ум (информация) - мано-майя.
Человек интересуется психологией.
Когда сознание возвышается (очищается), человек переходит на следующую ступень. Эта ступень в ведической литературе называется мано-майя. "Мано" означает ум. То есть платформа ума.
Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.
Мы говорим: "сила есть… ", а тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна – человек начинает оценивать ум. Это уже выше здоровья, поэтому говорят - "ты слишком здоровый, а я зато умный".
На этом уровене уже начинаются цениться мозги. Сознание блуждает не в разуме, а в уме. Такие люди становятся невыносимым для окружающих из-за занудства. Постоянно всех беспокоят, допикают. Занудные философы, писатели ни о чем. Эгоистическое сознание.
То есть человек уже поднялся до менталитета, он нашел у себя ум.
Что же происходит на этом уровне?
Люди, поднявшиеся до этого состояния занимаются ментальными спекуляциями.
Человек становиться мыслителем, начинает много думать и хочет из мышления извлечь счастье. Начинает размышлять на тему истинного смысла жизни, начинает выдумывать разные правила и предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы и духовной жизни. Или разнообразного знания, которое существует в мире. То есть люди дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций.
И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, – они начинают думать, что есть некий космический разум, некий разум вселенной, к которому "все подключены". И все "на подключке" эти люди. Это медиума, контактеры и т.д.
Есть Вселенское правительство, описывается их категория мышления. Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе спекулятивного ума, они начинают принимать это как верх совершенства.
Очень часто можно видеть, когда люди говорят - "прямо душа вышла", и фотографии можно видеть в журналах – тонкое тело. И они говорят – вот это душа. Кто-то говорит – "взвесили душу, 12 миллиграмм весит". То есть такие люди одно за другое принимают – тонкое тело принимают за душу.
Где-то у них всегда корабль, где-то там стоит он, всех сейчас собирает, скоро шарахнет и так далее. Они очень интересуются НЛО, это их любимая тема.
Любят ходить на разного рода мероприятия, где обсуждается духовное знание, но приходят не для получения знания, а чтобы поговорить, блестнуть своим умом.
4. Духовная мудрость (разум, интеллект) - вигьяна-майя.
Человек интересуется целью жизни.
Более высокий уровень, четвертый – вигьяна-майя. «Вигьяна» означает, что появляется духовная мудрость, человек начинает четко различать дух и материю.
Это интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.
Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в "Йога-сутре" Патанджали, или в таких произведениях как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам".
Если человек занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в "Йога-сутре" Патанджали, то всё это относится к разделу мано-майя, то есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой (в переводе "божественная связь").
На этом уровне человек ведет разумное существование. Сознание пропитывает разум. Человек способен отказаться от внешних целей жизни. Поставить целью своей жизнью более внутренние, важные ценности. Есть связь с совестью, со сверх душой.
Человек знает, что есть грубое материальное тело и есть тонкое. Грубое – "дехо", состоящее из воды, земли, огня, воздуха и эфира. И тонкое – называется "сукшма-шарира", состоящее из ложного эго, интеллекта материального и материального ума.
На этом уровне человек не принимает себя, как тонкое и материальное тело. Он знает природу души. Он постиг не только природу грубого и материального тела, он постигает природу души и четко разделяет. Не идет на поводу своих желаний.
И к людям начинает также относиться. Видит – какие-то люди обусловлены грубым телом больше, поэтому они о своей нации пекутся, о чем-то еще. Кто-то тонким телом обеспокоен, а кто-то на самом деле занят более поисками духовных сфер.
И он старается общаться с теми, кто ищет духовный прогресс, дружит с теми, кто тонко воспринимает и сторонится тех, кто на грубом уровне.
5. Вечное духовное блаженство (трансцендентный уровень сознания - осознания себя душой) - ананда-майя.
Человек интересуется верой - во что верить.
Последний этап – самый высокий, он является окончательным этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется ананда-майя. "Ананда" - это полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги - йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога. Это уровень чистого сознания, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании.
В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат — Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя.
Человек полностью осознает себя как душа. И такой человек может даже находиться в материальном мире, но действовать и всё воспринимать исключительно духовно, естественно и полностью духовно.
* * *
Таким образом, люди, находясь в разных уровнях сознания, по-разному все воспринимают.
Одни действуют ради еды и используют еду для того, чтобы обогатиться, и сами на еде всё построили. Сейчас магазины куда более лучше выглядят, чем все остальные помещения. Почти храмы. Иногда просто люди ходят в магазин отдыхать, походить там, красиво одеться и походить там, что-то взять, повертеть, положить. И у них появляется хорошее настроение. Это самый низший уровень сознания - анна-майя, на котором люди все измеряют едой.
И таким же образом мы должны понять, что наше понимание и восприятие точно также соответствует этим уровням сознания.
Как это проявляется на примере молитвы "Отче наш" - «Дай хлеб насущный»?
1. Многие думают, что это связано с едой. Человек думает, что речь о хлебе. Он даже думает "а какой белый или черный?" Можно спросить человека – а про какой хлеб там говорится про белый, про ржаной или про пшеничный?
2. Человек уровня прана-майя, он говорит – ну тут же дураку понятно, какая еда? Это о здоровье речь идет. Хлебом насущным является здоровье, здоровый образ жизни, мышцы, мускулы, мозг чтобы напрягался.
3. Третьи думают - знания, мано-майя.
4. Другие думают, что нужно служить Богу и следовать разным заповедям, что это хлебом является, поскольку это духовное произведение. Если говорится хлеб насущный, значит, речь идет о душе, а для души это служение Богу ежедневно и есть как бы хлеб.
5. Ананда-майя что думает? Что жизнью или хлебом души является любовь - любовь к Богу и ко всему его творению, как к духовному, так и к материальному.
* * *
Таким образом в соответствии с нашим сознанием, если мы с вами будем соприкасаться с ведической литературой, с какими-то священными писаниями, мы можем быть сбиты с толку, не поняв, о чем идет речь, какие произведения о чем говорят.
Как вот допустим о курочке Рябе – они хотели съесть это золотое яичко. Это какой уровень сознания? Многие думаю, поесть...
А в золотой рыбке еще интереснее – один, второй, а потом – хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на побегушках. Это сенсоры.
И так далее.
Люди не знают скрытого метафорического смысла. Иногда ведические произведения скрывают смысл от непосвященных. Почему? Чтобы их не беспокоить невежд. И говорится – мудрые не беспокоят невежд.
Мудрый человек не будет беспокоить какой-то истиной, потому что у человека возбуждается сознание – может произойти кондрашка, некоторые засыпают. Можно сразу определить, если человек слушает какие-то истины очень высокие, - раз и заснул. Это такая защита, потому что идет информационный перегруз, у человека сознание не готово. Он перегружается, сразу защитная реакция – сон, защищается человек, организм защищается.
* * *
Материалистическая цивилизация находится преимущественно на первых трех ступенях: анна-майи, прана-майи и мано-майи.
Первая забота цивилизованных людей - обеспечить свое экономическое благополучие, вторая - оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.
Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывать философский подход к жизненным ценностям.
Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит он достиг стадии вигьяна-майи.
Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа - Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии ананда-майи. Ананда-майя - это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.
До тех пор, пока живые существа находятся на четырех низших стадиях - анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи, они ведут материальную жизнь, но, достигнув стадии ананда-майи, обусловленная душа освобождается из материального плена.
В "Бхагавад-Гите" стадия ананда-майи называется брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний.
Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Божественной Личности.
Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания.
И только на пятой ступени — ананда-майя — живое существо находится в своём изначальном состоянии и его сознание чисто.
Осквернение происходит из-за неправильно сделанного выбора души — желания получить наслаждение отдельно от Бога. Этот изначальный эгоизм души, затем проявляется во всё более и более грубом виде.
Поэтому процесс очищения души — это процесс освобождения от эгоизма.
До тех пор пока душа опять не приступит к преданному служению Богу, оно будет сохранять эгоистическое сознание и никогда не сможет достичь ступени ананда-майи.
Сделать это можно, только опираясь на указания священных писаний (шастры), указания истинного духовного учителя (гуру) и других опытных преданных (садху).
В процессе преданного служения, обусловленный человек сознательно практикует образ жизни и мышление, естественные для духовного мира. Но сделать это без упорядоченности внешней деятельности тела невозможно. Однообразие внешней деятельности высвобождает ум для постижения разнообразия внутренней деятельности, внутренних усилий.
Поэтому, для того чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать правила, регулирующие жизнь человека и позволяющие достичь внутренней и внешней чистоты. Внешняя чистота — это чистота грубого тела, а внутренняя — это чистота тонкого тела.
Желание служить Господу отличается от желания наслаждаться жизнью в материальном мире. Другими словам, желания остаются у живого существа и в духовной жизни, но они очищаются.
Аналогичным образом, когда наши чувства очистятся, они поднимутся над четырьмя формами материального сознания (анна-майей, прана-майей, мано-майей и вигьяна-майей) и достигнут высшей ступени - ананда-майи.
По материалам: audioveda.ru, ojasvi.kiev.ua
Веды: пять уровней сознания человекообразных существ - Лакшми Нараяна дас (Леонид Тугутов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий