Песнь Двенадцатая
Глава Третья
Бхуми-гита (Песнь Земли)
ТЕКСТ 1
Шукадева Госвами сказал: Взирая на то, как земные правители стремятся покорить её, Земля рассмеялась. Она сказала: «Только взгляните, как эти цари, которые всего лишь игрушки в руках смерти, желают подчинить меня».
ТЕКСТ 2
Даже самые мудрые правители из-за материального вожделения потерпели на своем пути неудачу. Движимые вожделением, эти цари возлагают великую надежду и веру на мёртвый комок плоти, называемый телом, даже когда эта материальная оболочка исчезает подобно пузырям пены на воде.
ТЕКСТ 3-4
Цари и политики воображают: «Сначала я одолею чувства и ум; затем подчиню моих главных министров, советников, подданных, друзей и родственников, а также богатых владельцев слонов и так избавлюсь от терний препятствий на моём пути к покорению всей земли». Охваченные великими ожиданиями, такие правители не замечают притаившуюся рядом смерть.
ТЕКСТ 5
Завоевав все земли, эти гордые цари вторгаются в океан, чтобы победить и его. Самоконтроль в корыстных целях - бессмыслен. Подлинная цель самоконтроля –– духовное освобождение.
ТЕКСТ 6
О, лучший из Куру, Бхуми продолжала: Хотя в прошлом многие великие люди и их потомки оставили землю, покинув этот мир в том же беспомощном состоянии, в каком и пришли, но и сегодня глупцы пытаются завоевать меня.
ТЕКСТ 7
Ради того, чтобы захватить меня, привязанные к приходящему люди сражаются друг с другом. В жажде власти отец встает на сына и брат на брата.
ТЕКСТ 8
Такие правители бросают друг другу вызов: «Вся эта земля моя! Она не твоя, глупец!» Затем нападают друг на друга и гибнут.
ТЕКСТ 9-13
Такие цари как Притху, Пурурава, ГАдхи, Нахуша, Бхарата, Картавирйа, Арджуна, Мандхата, СагАра, Рама, Кхатванга, Дхундхуха, Рагху, Тринабинду, Йайати, Шарйати, Шантану, Гайа, Бхагиратха, КувалайАшва, КакУштха, НаишАдха, Нрига, Хиранйакашипу, Вритра, Равана, который заставил весь мир стенать, Намучи, ШАмбара, Бхакума, Хиранйакша и ТАрака, а также многие другие демоны и цари, обладавшие огромным могуществом, знанием, и героизмом - покоряли всех и были непобедимы. Тем не менее, о, всемогущий Господь, хотя они и прожили свою жизнь, изо всех сил пытаясь овладеть мной, все они подчинились неумолимому ходу времени, оставив после себя лишь воспоминания. Никто из них так и не смог править вечно.
ТЕКСТ 14
Шуадева Госвами сказал: О, могучий Парикшит, я поведал тебе обо всех этих царях, которые прославились на весь мир, а затем ушли. Моей истинной целью было преподать тебе трансцендентное знание и научить отрешённости. Истории о царях усиливают и украшают эти повествования, но сами по себе не являются высшим аспектом знания.
ТЕКСТ 15
Человек, стремящийся к чистому преданному служению Господу Кришне, должен слушать описания прославленных качеств Господа Уттамашлоки, постоянное воспевание которых уничтожает всё неблагоприятное. Такое слушание и помятование должно сопровождать преданного постоянно.
ТЕКСТ 16
Царь Парикшит сказал: Мой господин, как смогут люди, живущие в эпоху Кали, оградить себя от накапливающейся скверны этого века? О, великий мудрец, пожалуйста, объясни мне это.
ТЕКСТ 17
Пожалуйста, расскажи о различных эпохах вселенской истории, особых качествах каждой эпохи, продолжительности космического сохранения и уничтожения, и о движении времени, которое является непосредственным представителем Высшей Души, Личности Бога, Господа Вишну.
ТЕКСТ 18
Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, в начале, в Сатйа-Югу, век истины, религия предстаёт, стоя на всех своих четырёх ногах, и люди этой эпохи тщательно хранят её. Эти четыре ноги Дхармы суть правдивость, сострадание, аскетизм и милосердие.
ТЕКСТ 19
Люди Сатйа-Юги по большей части самоудовлетворены, милостивы, дружелюбны, умиротворены, мудры и терпимы. Они черпают удовольствие изнутри, видя равенство во всём и всегда усердно стремясь к духовному совершенству.
ТЕКСТ 20
В Трета-Югу каждая нога религии постепенно ослабевает на одну четверть под влиянием четырёх столпов безбожия ––– лжи, насилия, неудовлетворённости и раздора.
ТЕКСТ 21
В эпоху Трета люди посвящают себя выполнению ритуалов и аскез. Они не применяют чрезмерного насилия и не слишком стремятся к чувственным наслаждением. Их интересует преимущественно религиозность, экономическое развитие и регулируемое наслаждение чувств, и они достигают процветания, следуя предписаниям трёх Вед. О, царь, хотя в эту эпоху общество разделено на четыре класса, большинство людей - брахманы.
ТЕКСТ 22
В Двапара-Югу религиозные качества аскетизма, правдивости, сострадания и милосердия ослабевают наполовину из-за своих безбожных противоположностей –неудовлетворённости, лжи, насилия и враждебности.
ТЕКСТ 23
В век Двапара люди очень благородны и стремятся славе. Они посвящают себя изучению Вед, владеют огромными богатствами, содержат большие семьи и страстно наслаждаются жизнью. Из четырёх классов самые многочисленные – это кшатрии и брахманы.
ТЕКСТ 24
В эпоху Кали остаётся только одна четвёрть религиозных принципов. Но и они будут постоянно ослабевать из-за всё возрастающего безбожия и, в конце концов, рухнут.
ТЕКСТ 25
В век Кали люди склонны к жадности, отличаются дурным поведением, немилосердны, и враждуют друг с другом без веской причины. Несчастные и обуреваемые материальными желаниями, люди Кали-Юги практически все падшие шудры.
ТЕКСТ 26
Материальные гуны ––– благость, страсть и невежество ––– хитросплетения которых наблюдаются в человеческом уме, приводятся в движение силой времени.
ТЕКСТ 27
Когда ум, разум и чувства прочно укрепились в гуне благости, это время следует считать Сатйа-Югой, веком истины. Люди тогда черпают наслаждение в знании и аскетизме.
ТЕКСТ 28
О, разумнейший, время, когда обусловленные души действуют из чувства долга, но имеют скрытые мотивы и эгоистичные желания, следует считать веком Трета, в котором преобладают качества страсти.
ТЕКСТ 29
Когда вместе со стремлением к эгоистической деятельности появляются жадность, ложная гордыня, лицемерие и зависть - такое время называется веком Двапара, которым правят смешанные гуны страсти и невежества.
ТЕКСТ 30
Когда преобладает обман, ложь, лень, сонливость, насилие, депрессия, скорбь, беспорядок, страх и нищета, это - век Кали, эпоха гуны невежества.
ТЕКСТ 31
Из-за плохих качеств века Кали люди станут недальновидными, несчастными, прожорливыми, похотливыми и нищими. Став нецеломудренными, женщины будут свободно ходить от одного мужчины к другому.
ТЕКСТ 32
Городами будут править воры. Веды будут осквернены спекулятивными толкованиями атеистов. Политические лидеры будут пить соки из своих подданных, а так называемые священники и интеллектуалы будут преданны своим желудкам и гениталиям.
ТЕКСТ 33
ванапрастхи будут жить в деревнях, а саннйаси станут алчными.
ТЕКСТ 34
Женщины сильно уменьшатся в размерах, будут неумерены в еде, многодетны и утратят всякий стыд. Они будут грубы, проявлять склонность к воровству, обману и чрезмерой наглости.
ТЕКСТ 35
Предприниматели будут лживы и заниматься торговлей по мелочам. Люди без всякой веской причины, без зазрения совести будут зарабатывать на жизнь любыми отвратительными способами.
ТЕКСТ 36
Слуги будут покидать разорившегося хозяина, даже если он обладает прекрасными качествами. А хозяева будут выгонять немощного слугу, даже если он из поколения в поколение служит семье. Коров будут выгонять или убивать, когда они перестанут давать молоко.
ТЕКСТ 37
В Кали-Югу мужчины будут несчастны и подвластны женщинам. Они будут отвергать своих отцов, братьев, родственников и друзей, и вместо них общаться с сёстрами и братьями своих жён. Таким образом, их понимание дружбы будет основываться исключительно на половых связях.
ТЕКСТ 38
Бескультурные люди будут принимать пожертвования во имя Господа, и зарабатывать на жизнь, устраивая показуху из аскетизма и ношения одежд отшельника. Те, кто ничего не знают о религии, будут восседать на асанах и пытаться говорить о религиозных принципах.
ТЕКСТ 39-40
В век Кали умы людей всегда будут возбуждены. Они будут мучимы голодом и налогами, мой дорогой царь, и всегда испытывать страх перед засухой. Им будет не хватать одежды, еды и питья, они будут неспособны правильно отдыхать, омываться или вступать в половые отношения и тела их более не будут украшать священные знаки. На самом деле, люди Кали-Юги постепенно станут похожи на привидения и призраков.
ТЕКСТ 41
В Кали-Югу люди будут ненавидеть друг друга из-за нескольких монет. Отбросив узы дружбы, они будут готовы без колебаний расстаться с жизнью и даже убить собственных родственников.
ТЕКСТ 42
Люди более не будут защищать своих престарелых родителей, детей или целомудренных жён. Полностью деградировав, они будут озабочены только удовлетворением своих желудков и гениталий.
ТЕКСТ 43
О, царь, в эпоху Кали разум людей будет отравлен атеизмом, и они практически перестанут приносить жертвы Верховной Личности Бога, высшему духовному учителю вселенной. Несмотря на то, что великие личности, которые контролируют три мира, склоняются к лотосным стопам Всевышнего Господа, никудышные и жалкие, люди этой эпохи не будут этого делать.
ТЕКСТ 44
Охваченный ужасом от приближающейся смерти, человек корчится в своей постели, голос его прерывается и он едва сознаёт, что говорит. Но если он произносит святое имя Всевышнего Господа, то может освободиться от последствий своей кармической деятельности и достичь высшей обители. Тем не менее, люди века Кали не будут поклоняться Всевышнему Господу.
ТЕКСТ 45
В Кали-Югу все объекты, места и даже отдельные личности – будут осквернены. Однако Всемогущий Господь может избавить от всей скверны того, кто сосредоточил на Нём свой ум.
ТЕКСТ 46
Если человек слушает, прославляет, медитирует, поклоняется или просто выражает почтение Всевышнему Господу, пребывающему в сердце, Господь освободит его ум от этой скверны, накопленной за многие тысячи жизней.
ТЕКСТ 47
Как огонь очищает золото от любой примеси других металлов, так и Господь Вишну пребывающий в сердце, очищает умы йогов.
ТЕКСТ 48
Ни процесс поклонения полубогам, ни аскетизм, ни контроль дыхания, ни сострадание, ни омовение в святых местах, ни строгие обеты, ни милосердие ни воспевание различных мантр - не сможет очистить ум человека в той же степени, что и проявление беспредельной Личности Бога в его сердце.
ТЕКСТ 49
Поэтому, о, царь, изо всех сил старайся удержать Всевышнего Господа Кешаву в своём сердце. Сохраняй эту концентрацию на Господе, и в момент смерти ты обязательно достигнешь высшего назначения.
ТЕКСТ 50
Мой дорогой царь, Личность Бога это высший контролирующий. Он ––– Верховная Душа и высшее прибежище всех существ. Тому, кто медитирует на Него в предверии смерти, Он раскрывает его вечную духовную сущность.
ТЕКСТ 51
Мой дорогой царь, хотя Кали-Юга –– это океан недостатков, всё же у этого века есть одно хорошее качество: просто воспевая имя Кришны, человек может освободиться от материальных пут и вознестись в трансцендентное царство.
ТЕКСТ 52
Комментариев нет:
Отправить комментарий