пятница, 24 января 2020 г.

Синдху Инд


Веды (Ригведа) восхищаются Индом, колыбелью Индии. Синдху Инд — наиглавнейшая из рек Семиречья, называемого на санскрите Саптасиндху. «Инд превосходит все текущие потоки… Его гул поднимается с земли до неба, он создаёт бесконечную силу во вспышках света… Ровно как коровы с молоком ведут телят, так другие реки гремят в Инде. Как царь-воин возглавляет воинов, так Инд ведёт другие реки… Богатый хорошими конями, богатый золотом, знатного вида, богатый в достатке здоровья». В этом гимне Инд является «мужской» рекой. В других гимнах небесные мудрецы сходят с неба в Инд. Веды обращаются к Гангу дважды, а к Инду более 30 раз. Инд (Синдху) дал Синду своё имя. В Рамаяне Синд — часть империи Дашаратхи. Когда Кайкейи опечалилась, Дашаратха сказал ей: «Солнце не заходит в моём царстве. Синд, Савира, Савраштра, Анга, Ванга, Магадха, Каши, Кошал — они все мои. Они источник бесконечных богатств. Ты можешь просить всё, что хочешь». Но Кайкейи хочет только одного: посадить на трон своего сына Бхарату. Когда Сита была похищена Раваной, Рама послал ванаров (то есть обезьян) искать её по разным местам, и в Синде нашли «замечательных плавающих коней». Потом, когда всё закончилось, Рама дал Синду-Савиру (земли Синда и Мултана) Бхарате, что расширило его владения на север до Гандхары, сейчас центр прославленной в Махабхарате Гандхары — афганский город Кандагар. Его сыновья основали города Пешвар (Пушкалавати) и Таксила (Такшасила). Синд упомянут в Махабхарате. Царь Джаядратха из Синда женился на принцессе из рода Кауравов, сестре Дурьодханы, Духшале Душхале. Он сражался с Куаравами против Пандавов. Однако он верил Джаядратхе, что он, как и Дхритараштра и Бхишма, были против смертельной игры Пандавов и Каурвов. В титанической битве Махабхараты Абхиманью, сын Драупади, был убит, Джаядратха толкнул его тело ногой. Арджуна был в ярости. Он поклялся убить «Синдху-пати» Джаядртху в тот же день, прежде чем солнце сядет. Джаядратха хотел покинуть поле боя, но было поздно и он принял бесславную смерть. Отец Джаядратхи любил молоко и горячее сгущённое молоко (индийский кхирни). Объявив о решении убить Джаядратху, Арджуна сказал: «Джаядратха родственник, но он дьявол; он вскормлен на кхирни и кширне, но я рассеку его своими стрелами». В Бхишма парве Махабхараты, Инд называют великим защитником, которого нужно помнить днём и ночью. Очевидно, что эта могучая река представляла собой естественный оборонительный рубеж Индии. В Анушасана парве Махабхараты предписывается делать омовения в Инде, чтобы попасть в рай после смерти, для чего необходима чистота. Интересно, в Бхагвад Гите упоминаются и более ранние церемонии, связанные с Индом. Давным-давно царь Инда поразил принца Санджаю из Саувиры. Санджая потерял сердце и забыл о своём царстве. Но его мужественная мать Вадула стала действовать. Она заставила его вспомнить о своём происхождении, об ответственности перед народом, поддержании дхармы, чтобы жить и умереть достойно. В то время как Пандавы были угнетены и не боролись, их мать Кунти напомнила Кришне историю Вадулы и попросила напомнить об этом её сыновьям. В результате родилась бессмертная Бхагавад-гита. Духшала также посетила Синд. С того времени как центр Индийской цивилизации переместился на Ганг, Инд стал границей от частых вторжений. Духшале было больно, когда она узнала о вражде племен Джатов и Медийцев в Синде. Она попросила Дурьодхану отправить брахманов для повышения культуры страны. Дурьодхана решил отправить 30 000 брахманов в Синд. Позже эти брахманы стали основой сопротивления Александру. Калидаса сказал в Рагхувамше, что по совету своего дяди по матери Ядхаджаты Рама даровал Синд Бхарате. Лошади Рагхи отдыхали на берегах Инда. Другой великий санскридский поэт, Бхаса, создал пьесу Авимарка, базирующуюся на истории принца Авимарки и принцессы Курангади из Синду-Саувиры. Бхавишья-пурана говорит, что Шаливахана, внук Махараджи Викрамадитьи из Уджджайни установил закон и порядок в «Синдустане» и фиксировал его границы по Синду. Аншанатх, одиннадцатый Джайн Тиртханкара, был из Синда, но умер в Бенгалии. Джайн Дакшинйачхна (8 век) говорил о Синде как об «изящном, прекрасном, мягким с медлеными проходами. Люди [там] любят песню, музыку, танцы и любят свою страну». По легенде, великий Будда почтил Синд своим визитом. Найдя климат экстремальным, землю сухой и пыльной, он разрешил бхикшу носить здесь обувь. Кроме того, он разрешил использовать одежду с подкладом, что запрещено в других странах. Здесь Шавиртис, князь Рорика или Рорука (Арор или Алор близ современного Рохри) стал его учеником. Когда Будда объехал свой родной Капилавасту в колеснице, он отметил, что «четыверо прекрасных лошадей цвета лотоса происходят из Синдху-деши». По сей день древние буддийские ступы находятся в провинции Синд. Неудивительно, когда Зульфикар Али Бхутто стал главой Пакистана, он даже украсил свой кабинет статуей Будды. В Дивьявадане (тибетской версии) сообщается: «Будда в Раджагригхе. На данный момент существует два больших города в Джамбудвипе (Северная Индия): Паталипутра и Роруга. Когда поднимается Рорука, Паталипутра снижается; когда Паталипутра поднимается, Рорука снижается». Здесь была Рорука Синдская, конкурент столицы империи Мадагха. Когда Бимбисара был царем Магадхи, он послал Рудраяне, царю Синду-Саувиры, редкое изображение Будды. Двумя великими министрами Синдха того времени были Хиро и Бхеру, их имена всё ещё распространены среди Синдцев. Первые победы Чандрагупты Маурьи имели место в Синде и Пенджабе. Именно отсюда он переместил в Нандас, оккупировал Паталипутру и создал огромную империю Маурья. Кашмирское древнее королевство Раджатарангини имеет отношение к Синду и Синдцам. Сидху, сын Куйи, привёл в Кашмир много боевых слонов и стал советником королевы Дидды. В высокой чести в Кашмире был «Синду Гая», Слон Синда. Династия Раи правила в Синде в течение 489—632. Раи Диваджи (Девадитья) был величайший правитель этой династии, бывший великим покровителем буддизма, сопоставимым с Ашокой в этом отношении. Столицей его огромной империи был Аль-Рор. Трон империи был захвачен Брахманской династией, чья непопулярность была фактором, способствовавшим позднее арабскому завоеванию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий