среда, 15 января 2020 г.

Тантра


Тантрический буддизм обладает рядом уникальных черт и особенностей, не присущих более ранним формам буддизма. По мнению одного из ведущих специалистов в данной области, переводчика Маха-вайрочана-абхисамбодхи тантры Стивена Ходжа, у тантрического буддизма есть следующие особенности: Тантрический буддизм предлагает альтернативный путь к просветлённости вдобавок к стандартному пути махаяны. Его учения обращены к практикующим мирянам прежде всего, а не к монахам и монахиням. Как следствие этого, он признаёт земные цели и обретения и часто имеет дело с практиками, по характеру более магическими, нежели духовными. Он учит специальным типам медитаций (садхана) как пути к осознанию, направленным на трансформацию индивида в воплощение божественного в течение этой жизни или через небольшой промежуток времени. Такие виды медитации включают активное использование различных типов мандал, мудр, мантр и дхарани, как конкретных выражений природы действительности. Формирование образов различных божеств в процессе медитации путём творческого воображения играет ключевую роль в процессе осознавания. Эти образы могут рассматриваться пребывающими как внутри, так и извне. Огромное многообразие количества и типов Будд и прочих божеств. Большое ударение делается на роли гуру и необходимости получения от него наставлений и должных инициаций для садхан. Бросаются в глаза многочисленные рассуждения о природе и силе речи, в особенности в связи с буквами санскритского алфавита. Различные обычаи и ритуалы, часто не-буддийского происхождения, такие как хома, инкорпорированы и адаптированы к буддизму. Духовная физиология преподаётся как часть процесса трансформации. Подчёркивается важность женского начала; используются различные формы сексуальной йоги. Список не претендует на исчерпывающий, однако он даёт представление о характере тантрических практик изложенных в доктринальных текстах ваджраяны. Также нужно учитывать, что в полном объёме эти элементы присущи только высшим тантрам, а на начальной стадии формирования буддийского тантризма тексты могли включать лишь некоторые из вышеперечисленных особенностей. Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций совмещением аскетических практик с ритуальной практикой. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные ритуалы, такие как подношение пищи или благовоний, связанные с тем или иным божеством индуистского пантеона. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал — женского и мужского. Сахаджи́я, или саха́джа (санскр. सहज, sahaja IAST, букв.: «спонтанный, естественный») — стиль религиозной дисциплины в восточной духовности выражаемый главным образом в народной драматургии и поэзии, в которой авторы без стеснения глубоко поглощены мистическими переживаниями и ролями их духовных персонажей. Литературное использование этого термина началось в 8-м столетии н. э. северным мастером буддизма индийским тантриком Сарахой. Понятие спонтанной духовности вводил в индуизм натха йог Горакшанатх. Её баулы Бенгалии своими песнями, описывала в своих стихах поэтесса Мира Баи, писал Кабир. Продвижение к этой стадии совершенства описывал Гуру Нанак, основатель традиции сикхов. Индийские поэты Чандидас, Джаядева, Видьяпати, в своих трудах описывали расы или «вкусы» любви и преданности, которые позже высоко оценил Чайтанья (1486—1534). Учитель Натхов Махендранатх считал, что сахаджия — это естественная радость. Он писал, что как дети, мы естественны, но такой характер затем часто становится скрытым под давлением обстоятельств и искусственных глобальных понятий. Сахаджия означает понимание и принятие этой скрытой сущности человека, его природы, его личных вкусов. Эта идея резонирует с идеей даосизма Лао Цзы, некоторой практики возврата к спонтанности ребёнка. В вайшнавизме некоторые сахаджии в XVII веке увлеклись сексуальными практиками тантры, чем встретили неприязнь со стороны общества, нарушая сдержанный общественный порядок. Им пришлось уйти в подполье, и потому изучить адекватно это явление не представляется возможным. Тем не менее, более общественная версия сахаджии, довольствующаяся песнями и танцами, стихами и спектаклями, довольно популярна в Бенгалии, избегая нарушения общественного порядка. Цель вайшнавской сахаджии осознать свою глубоко скрытую естественную природу при помощи определённой практики медитации, описываемой вкратце так: «Нужно думать о Кришне, сознательно удаляя любые другие мысли, концентрироваться и размышлять о вечных ежедневных играх бога. Это должно привести к трансу любви. Хорошо практикующий это представляет себе, что Радха и Кришна делают в течение дня, из перспективы его собственной естественной роли, сиддха-дехи». Вайшнавская сахаджия — одна из форм тантрического вайшнавизма, зародившаяся в Бенгалии в XIV веке. Принято считать, что первые сахаджии принадлежали к буддийским тантрикам и появились в XIV веке. В последующие века, многие из бенгальских тантрических буддистов и индусов приняли вайшнавизм или испытали на себе его влияние. В XVII веке сахаджии начали отождествлять себя с набравшим к тому времени силу гаудия-вайшнавизмом, адаптировав гаудия-вайшнавскую религиозную систему к своим тантрическим сексуальным практикам. Ассоциируясь с популярным в то время движением Чайтаньи, сахаджии стремились повысить свой авторитет и популярность. Со временем движение вайшнавских сахаджиев набрало силу и приобрело много последователей, особенно в Бенгалии. Сахаджии называли Чайтанью основателем своего движения, а гаудия-вайшнавские тексты — своими священными писаниями. По этой причине сахаджиев начали путать с ортодоксальными гаудия-вайшнавами. Со временем, ортодоксальный гаудия-вайшнавизм часто стал отождествляться с сахаджией и считаться «религией секса». В конце XIX века гаудия-вайшнавский святой Бхактивинода Тхакур стал одним из деятелей, выступивших против сахаджий и предпринявших попытки восстановить доброе имя гаудия-вайшнавизма. Работу Бхактивиноды продолжил его сын Бхактисиддханта Сарасвати, получивший известность как основатель гаудия-вайшнавской организации «Гаудия-матх».

Комментариев нет:

Отправить комментарий