четверг, 16 января 2020 г.

хариты (грации)


Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям. Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству. Элемент «Харис» включает микенское слово ka-ri-si-jo. Согласно Гомеру, — «прислужницы Афродиты». Их жилище рядом с Музами, что подчёркивает их близость. Их культ в Орхомене. В искусстве хариты (грации) обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Харитам посвящён LX орфический гимн. Также, три Грации (Хариты) нашли отражение и в академической музыке, преимущественно XIX века. Французский композитор Шарль Валантен Алькан написал эскиз фа-диез минор "Грации" op.63-19 из цикла "49 эскизов", где каждый из трёх мелодических голосов соответствует каждой из богинь - верхний - Красота (Аглая), средний, преимущественно на органном пункте cis - Чистота или Непорочность (Ефросина), нижний - Любовь (Талия). Также, 22-й эскиз, ре-бемоль мажор из этого же цикла, называется "Чистота" - он посвящен отдельно второй богине и невероятно благозвучен своим движением в терцию. Также, имя первой богини - Красота, фигурирует и в его первом экспромте, си мажор, op.32. А в романсе Михаила Глинки "Адель", также упоминаются хариты, в строчке: "Играй, Адель - не знай печали, Хариты, Лель, тебя венчали..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий