воскресенье, 3 декабря 2017 г.

античный мир и мистика древних



 Греко-Бактрийское царство

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Греко-бактрийское царство»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2017; проверки требует 1 правка.
Греко-Бактрийское царство
царство
Описание: Flag of None.svg
250 до н. э. — 125 до н. э.
Описание: Greco-BactrianKingdomMap.jpg
Греко-Бактрийское царство
Население
7 млн ч.
Преемственность
Греко-Бактрийское царство (греч. Βακτρία: Бактрия) — эллинистическое государство, образовавшееся на территории Бактрии и Согдианы в результате распада империи Селевкидов. Просуществовало одно столетие с 250 до н. э. до 125 до н. э. Пало под ударами тохаров, однако перед гибелью дало начало своему дочернему образованию — Индо-греческому царству.
Содержание
История
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Seleucid-Empire_200bc.jpg/280px-Seleucid-Empire_200bc.jpg
Греко-Бактрийское царство (на север от Империи Селевкидов и Империи Маурьев) в 200 году до н. э.
В произведении древнегреческого историка Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» сообщается, что скифы основали царства парфян и бактрийцев[1].
Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник (епарх) Диодот. Успеху его амбиций способствовала опора на местную иранскую аристократию и сирийские войны. Его сын Диодот II отстаивал независимость Бактрии за счёт пропарфянской позиции. Однако подобная позиция на союз с варварами вызвала недовольство греко-македонских военных кругов внутри Бактрии, в результате чего бактрийский наместник Согдианы Евтидем осуществил в 235 г. до н. э. государственный переворот и стал царём. Тем временем, селевкидский правитель Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 г. до н. э. нанёс поражение 10-тысячной коннице Евтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. В 206 г. до н. э. Евтидем заключил союз с Антиохом III для совместной борьбы против варварских орд. Союз был скреплён династическим браком сына Евтидема Деметрия с дочерью Антиоха III.
При преемнике Евтидема Деметрии греко-бактрийское царство достигает относительного расцвета. Воспользовавшись падением империи Маурьев и последовавшими за ним религиозными смутами между буддистами и индуистами, Деметрий в 180 году до н. э. пересекает Гиндукуш и вторгается в долину реки Инд, которую к тому времени контролирует индуистская династия Шунга. В результате военного похода под его властью оказываются территории Арахозии и Пенджаба. Греко-бактрийское царство оказывает поддержку буддизму, что приводит к появлению причудливого явления греко-буддизма. Слишком сильный акцент на индийском направлении привел к консервативному военному мятежу Евкратида, который основал третью династию бактрийских царей. От Бактрии вскоре отпало буддийское Индо-греческое царство, возглавляемое евтидемидом Менандром I. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма. Примерно в это же время парфянский царь Митридат I захватил Маргиану. Собственно Бактрия была завоевана воинственными кочевниками тохарами. Город Ай-Ханум был полностью сожжён и уничтожен в 140 до н. э., и далее уже не был восстановлен. В это время последний царь Гелиокл покинул Бактрию и переместил свою столицу в долину Кабула, откуда он управлял индийскими владениями. Он считается последним греко-бактрийским царём, хотя возможно, что именно его наследники смогли продвинуться за Гиндукуш и владели западными землями Индо-греческого царства.
Общество
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/PhilosopherBust.jpg/200px-PhilosopherBust.jpg
Статуя философа из Ай-Ханум
Население Греко-Бактрийского царства было неоднородным. Малочисленные, но владевшие передовыми военными технологиями (гетайры, фаланга, боевые слоны) греко-македонские колонисты («ионака») занимали военные и административные посты. Поначалу они бережно хранили свою эллинистическую культуру (гимнасии, театр, мегароны, скульптура, вакханалии), о чём свидетельствует городище Ай-Ханум. Приветствовали они и эллинизицию местного ираноязычного населения, которая, впрочем, была безуспешна. Тем не менее, археологи находят следы греко-бактрийского влияния в западном Китае (геометрический орнамент, статуэтки греческих солдат).
Вместе с тем, греко-македонское население активно впитывало элементы восточной мудрости, породив эффект греко-буддизма. Во II веке христианский автор Климент Александрийский свидетельствует о существовании буддистов (сарманов, греч.: «Σαρμάναι») среди бактрийцев (в это время «бактрийцами» назывались восточные греки) и говорит об их влиянии на греческую мысль («Стромата», книга I, часть XV).
Основу экономики составлял транзит зарождающегося Великого шёлкового пути и добыча золота.
На территории Греко-Бактрийского царства использовалось греческое, а также арамейское письмо. Религия колонистов (древнегреческая религия) отличалась от религии местного населения (зороастризм, ведийская религия).
Греко-бактрийские города
Правители
Основная статья: Греко-бактрийские цари
256 — ок. 55 до н. э. — Греко-Бактрийское царство
Средняя Азия, Афганистан, Северо-Западная Индия. Столица — Бактры.
  • 1. Диодот I Сотер (256—248).
  • 2. Диодот II, сын (248—235)*
  • 3. Эвтидем I Теос (ок. 235—200).
  • 4. Деметрий I, сын (ок. 200—185).
  • 5. Эвтидем II, брат (соправитель ок. 200—190).
  • 6. Антимах I Теос (ок. 185—180).
  • 7. Панталеон, сын 4 (ок. 180).
  • 8. Деметрий II (Аникет) (?).
  • 9. Агафокл, сын 4 (ок. 180—165)*
  • 10. Эвкратид I (ок. 165—155)*
  • 11. Менандр (Милинда), сын 4 или 8 (ок. 155—130).
  • Гелиокл I (соправитель ок. 155—140).
  • Эвкратид II (соправитель ок. 140—135)*
ок. 130 кушанское завоевание.
ок. 130—55 до н. э. — греческое царство в Паропамизе (Систан).
  • 12. Платон (ок. 130)*
  • 13. Антимах II Никифор (ок. 130—125)*
  • Стратон I (прет. ок. 130 — 95).
  • Архебий (прет. ок. 130—120).
  • 14. Филоксен (ок. 125—120).
  • 15. Зоил (ок. 120).
  • 16. Гелиокл II (ок. 120—115).
  • 17. Лисий (ок. 115).
  • 18. Антиалкид (ок. 100).
  • 19. Аполлодот (ок. 95—90).
  • Стратон II (прет. ок. 95).
  • 20. Дионисий, Зоил, Аполлофан (соправитель ок. 90).
  • 21. Никий (ок. 90—85).
  • Диомед (прет. ок. 90).
  • Телеф (прет. ок. 90).
  • 22. Гиппострат (ок. 85—70).
  • Аминта (прет. ок. 85—75).
  • 23. Теофил (ок. 70).
  • 24. Гермей (ок. 70—55).
ок. 55 до н. э. кушанское завоевание.[2]
См. также
Примечания
  1. Юстин, «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» Книга II, Гл. 1 [1]
  2. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
Источники
Ссылки
Описание: commons:
Ссылки на русском языке
Ссылки на английском языке
  • «The Shape of Ancient Thought. Comparative studies in Greek and Indian Philosophies» by Thomas McEvilley (Allworth Press and the School of Visual Arts, 2002) ISBN 1-58115-203-5
  • «The Oxford Illustrated History of Greece and the Hellenistic World» by John Boardman, Jasper Griffin, Oswyn Murray (Oxford University Press) ISBN 0-19-285438-0
  • «The Diffusion of Classical Art in Antiquity» by John Boardman (Princeton University Press, 1994) ISBN 0-691-03680-2
  • «Records of the Great Historian. Han dynasty II», Sima Qian, trans. Burton Watson. Columbia University Press. 1993. ISBN 0-231-08167-7
  • «Monnaies Gréco-Bactriennes et Indo-Grecques, Catalogue Raisonné», Osmund Bopearachchi, 1991, Bibliothèque Nationale de France, ISBN 2-7177-1825-7.
  • «Buddhism in Central Asia» by B.N. Puri (Motilal Banarsidass Pub, January 1, 2000) ISBN 81-208-0372-8
  • «The Greeks in Bactria and India», W.W. Tarn, Cambridge University Press.
  • «De l’Indus à l’Oxus, Archéologie de l’Asie Centrale», Osmund Bopearachchi, Christine Sachs, ISBN 2-9516679-2-2

 Индо-греческое царство

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Описание: Rename icon.svg
Эту страницу предлагается переименовать в Индо-Греческое царство.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/6 октября 2017.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.


Индо-греческое царство
царство

180 до н. э. — 10 н. э.

Описание: IndoGreekCampaings.jpg
Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до н. э.


Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/Emblem-important.svg/40px-Emblem-important.svg.png
Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с иностранного языка.
Вы можете помочь проекту, закончив перевод. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне.
И́ндо-гре́ческое ца́рство — государство в Северной Индии, существовавшее в период с 180 г. до н. э. до 10 года н. э. и управлявшееся греческими царями, продолжателями династии Евтидема. Индо-греческое царство возникло как расширение Греко-Бактрийского царства.
Содержание
История
Индо-греческое царство основал Деметрий, сын греко-бактрийского царя Евтидема.
Завоевание Северной Индии
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Demetrius_I_of_Bactria.jpg/180px-Demetrius_I_of_Bactria.jpg
Основатель Индо-греческого царства Деметрий с короной из головы слона — символ покорения Индии
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/NereidAndKetos.JPG/200px-NereidAndKetos.JPG
Индо-греческое изображение Нереиды верхом на ките (морском монстре), II век до н. э. Сиркап
Вторжение в Северную Индию Деметрий начал в 180 году до н. э., после того, как династия Маурьев была свергнута полководцем Пусьямитой Шунга, основавшим свою династию Шунга (18578 годах до н. э.). Греки продвинулись до самой столицы Паталипутры в Восточной Индии (теперь Патна). Страбон (15.698) писал:
«Те, кто пришёл за Александром, дошли до Ганги и до Паталипутры».
Индийские летописи также говорят о греческой атаке городов Матхура, Панчала, Сакета и Паталипутра, об этом пишет Патанджали около 150 года до н. э., а также Юга Пурана (Гарги-Самхита).
К югу греки заняли области Синдх и Гуджарат, а потом стратегический порт Баригаза (Бхаруч), о чём говорит Страбон и другие авторы, и что засвидетельствовано на монетах Аполлодота I. Более вероятно, занятие области к востоку от Пенджаба совершилось позже, во второй половине века царём Менандром.
Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии.
Укрепление царства Менандром
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b5/Ptolemy_Asia_detail.jpg/250px-Ptolemy_Asia_detail.jpg
Фрагменты Восточной Азии от Ганги до Сингапура на Карте Мира Птолемея
Первый поход был завершён к 175 году до н. э., и царство Шунга потеснилось на восток, но в это время в Бактрии узурпатор Евкратид совершил переворот, лишил власти династию Евтидема и занял территорию вплоть до реки Инд, это происходило между 170 и 150 гг. до н. э. Гарги-самхита (Юга-пурана 7) сообщает о раздорах между греками и ожидает жестокой гражданской войны.
Продвижение Евкратида было, однако, остановлено Менандром, который обосновался в индийской части державы, одержав в Бактрии ряд побед, что зафиксировано на монетах в греко-бактрийском стиле, после чего он продолжил экспансию на восток.
Менандра можно считать самым успешным индо-греческим царём, покорившим максимальную территорию. Его монеты наиболее часто встречаются и распространены на большой территории. Термин «горы Менандра» (Menander Mons) в I веке до н. э. означал горный хребет на крайнем востоке Индостана, где находятся Холмы Нагов и Аракан, как показано на карте Птолемея. Менандр упоминается в буддийской литературе (Милиндапаньха - Вопросы царя Менандра) как царь Милинда, обратившийся в буддизм: он стал архатом, и его мощи бережно хранились, подобно мощам Будды.
В 125 до н. э. на территорию индо-греков вторглись греко-бактрийцы во главе с царём Гелиоклом, сыном Евкратида, но в это время юэчжи стали наступать с севера на греко-бактрийцев и заняли Бактрию. Оставшееся царство было разделено на две части — династия Менандра осталась на своих территориях к востоку от реки Джхелум вплоть до Матхура, а другие цари управляли большей территорией (Паропамисады, западный Пенджаб и Арахозия).
Восточные территории
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/57/StratoIAndStratoII.jpg/250px-StratoIAndStratoII.jpg
Последний индо-греческий царь Стратон II, завершивший правление около 10 н. э.
Около двадцати царей правило после Менандра. После смерти Менандра правила его вдова Агафоклея, которая потом некоторое время осуществляла опеку над сыном Стратоном I.
Около 100 года до н. э. индийские цари смогли вернуть территорию Матхура и Восточный Пенджаб к востоку от реки Рави, после чего они стали чеканить собственную монету. Упоминания об Арджунайане и Яудхее на монетах связано с победами над греками в соответствующих районах Матхура. В I веке до н. э. индийские цари стали также чеканить свои монеты, подражая по стилю индо-греческим.
Западный царь Филоксений смог на короткое время занять всю оставшуюся греческую территорию от Паропамисад до Западного Пенджаба между 100 и 95 годами до н. э., после чего царство снова распалось. Восточные цари смогли вернуть территорию вплоть до Арахозии.
Около 80 года до н. э. царь индо-скифов Меус, а возможно, военачальник на службе индо-греков, управлял несколько лет северо-западной Индией, но потом индо-греки снова смогли вернуть власть. Царь Гиппострат (6555 год до н. э.) был, пожалуй, самым успешным из последующих царей, но потом он потерпел поражение, и индо-скифский царь Азес I установил новую династию.
В течение всего I века до н. э. индо-греки постепенно теряли территорию по причине вторжения индо-скифов, удерживаясь в восточном Пенджабе, пока последний индо-греческий царь Стратон II не был побеждён индо-скифами, и в 10 году н. э. ко власти пришёл Раджувула.
Западные территории
Гелиокл I правил в западной части Индо-греческого царства в Паропамисадах (около Кабула), но был свергнут по причине нашествия на Бактрию юэчжей. Он отчеканил несколько монет по верху монет царицы Агафоклеи, показав тем самым, что занял часть её территории. Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он, по-видимому, вступил в альянс с юэчжами.
Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь Чжун помогал организовать союз Гермея с юэчжами против индо-скифов.
После 70 года до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.
Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принц Юэчжи Сападбиз правил около 20 г. до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Первый кушанский царь Куджула Кадфиз ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо, подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол.
Индо-греческие связи
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/MenanderCoin.jpg/300px-MenanderCoin.jpg
Двуязычная серебряная монета царя Менандра с надписью на греческом и пали: «Царя спасителя Менандра»
Греки могли считать себя союзниками династии Маурья с тех пор, как Селевк I заключил союз с Чандрагуптой Маурьей, закрепив его родственными связями, о чём пишет Юниан Юстин. В одном из эдиктов (наскальный эдикт 13) Ашока упоминает империю Селевкидов в ряду мест, где была одержана победа дхармы, а греческое население своей империи — в ряду адептов буддизма.
Известно, что в Индо-греческом царстве процветал буддизм. Существует мнение, что вторжение бактрийских греков в Индию было обусловлено не только защитой греческих поселенцев, но и буддийского населения бывшей Империи Маурьев от религиозных преследований со стороны брахманистской династии Шунгов.
Деметрий, предпринявший поход, называется в индийских пуранах (Юга-Пурана) Дхармамита («друг дхармы»). Основанный Деметрием город Сиркап сочетает греческую и индийскую культуру без видимых следов сегрегации.
Первые монеты, посвящённые индо-греческим царям, содержат эпитет βασιλευς σωτηρ (царь-спаситель).
В индийской литературе для индийских греков используется название явана (транслитерация от ионийцы). В Харивамсе индо-греки явана совместно с группами сака, камбоджа, пахлава и парава относятся к кшатриям (касте воинов). Мадджхима-никая говорит, что явана камбоджа — неиндийские касты воинов, в то время как среди индийского населения существуют только две категории людей — арья (хозяева) и даса (рабы), которые могут переходить из одной категории в другую.
Индуизм
Об индуизме можно судить по монетам, которые чеканили греческие цари. В самом начале на монетах активно сочетались изображения индийских богов с греческими образами, а также встречались двуязычные надписи.
Далее индуистских божеств изображать перестали, появились буддийские изображения в эллинистическом стиле. Это даёт возможность предположить, что греки, завоёвывая Индию, вначале стремились быть популярными среди индуистских общин, а потом стали активно внедрять буддизм.
В позднее время снова стали чеканиться монеты с греческими и индуистскими мотивами уже индийскими царями, возможно, для подтверждения своего права преемственности.
Буддизм
Основная статья: Греко-буддизм
Обращение царя Менандра в буддизм
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Gandhara_Buddha_%28tnm%29.jpeg/210px-Gandhara_Buddha_%28tnm%29.jpeg
Будда Гандхары
Царь Менандр I (Милинда) был одним из самых успешных и знаменитых потомков Деметрия, но правил с 150 по 135 до н. э. Греческие авторы сравнивают его иногда с Александром Македонским, о его величии и завоеваниях пишет Страбон (XI.II.I).
Менандр, которого именуют Спасителем, обратился в буддизм, и его роль в распространении буддизма оценивается в буддийской литературе так же высоко, как роль царя Ашоки и кушанского царя Канишки. Его диалоги с буддийским монахом Нагасеной известны нам по сочинению «Вопросы Милинды» — в этих диалогах объясняется, как стать буддийским архатом.
Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды.
Распространение буддизма
По свидетельству Махавамсы, греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью монахов на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка. Это свидетельство говорит о существенной роли, которую играли греки в буддийской общине.
Находятся также надписи и посвящения от греческих губернаторов буддийского характера.
Хотя основная волна распространения буддизма в Центральной и Северной Азии связывается с кушанами, не исключена возможность, что буддизм получил распространение там раньше, через царство Гандхара, входившего в Греко-бактрийское и Индо-греческое царства.
Греко-буддийское искусство
Искусство индо-греческого периода плохо засвидетельствовано, за исключением монет и каменных палет, нередко работы Гандхары относят к более позднему периоду Индо-скифского царства, Индо-парфянского царства или Кушанское царство.
Трудность представляет датировка. По некоторым предположениям, работы с индийской и греческой символикой принадлежат странствующим греческим художникам первых веков нашей эры.
Предполагается также, что в индо-греческий период были распространены буддийские скульптурные изображения в греческой традиции, однако установить точную датировку не удаётся.
Зороастризм
Скифское и кушанское нашествия
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/KushanMan.JPG/150px-KushanMan.JPG
Кушанец в тунике, II век н. э., Гандхара.
С 130 года до н. э., индоевропейские кочевники (скифы и юэчжи) стали наступать на Бактрию с севера. В 125 году до н. э. греко-бактрийский царь Гелиокл покинул Бактрию и переместил свою столицу в долину Кабула, откуда он управлял своими индийскими владениями.
В то время как юэчжи задержались в Бактрии ещё на сотню лет, скифы двинулись на юго-восток в северный Пакистан и образовали Индо-скифские царства, поначалу признавая главенство индо-греческих царей.
Индо-скифский царь Май занял Гандхару и Таксилу около 80 года до н. э., но после его смерти его царство не смогло продержаться, и индо-греки восстановили династию, которая опять стала успешно развиваться, что видно по обильному выпуску монет царей Аполлодота II и Гиппострата, пока наконец Азес I уже окончательно установил скифское владычество на северо-западе в 55 году до н. э. Индо-скифские монеты несут изображения персонажей греческой мифологии.
В последний период индо-греческие цари нашли поддержку Китайской империи. Хроника поздней династии Хань описывает альянс между китайским генералом Вэнь Чуном, управляющим пограничную область в западном Ганьсу по поводу Ки-пинь (Кабульская долина) с Инь Мофу (Гермей), «сыном короля Юн-Кюй» (йонака, грек) около 50 года до н. э. Объединённые войска атаковали Ки-пинь, который был под контролем индо-скифов, и Инь Мофу. Гермей был провозглашён царём Ки-пинь как вассал Ханьской империи, получив китайские атрибуты власти и печать. Позднее китайцы потеряли интерес к таким удалённым землям, и альянс распался.
Последний царь западной индо-греческой территории Гермей, по всей видимости, был свергнут эллинизированными юэчжи около 70 до н. э., которые продолжали выпускать его монеты ещё до 40 года до н. э. Последний царь в центральной области Гиппострат был свергнут индо-скифами около 50 г. до н. э., но на востоке индо-греческие короли держались ещё до 10 года н. э., последним царём был Стратон II. Но в I веке ещё остались малые индо-греческие царьки, управлявшими небольшими греческими общинами без права выпуска монет, среди них известен Феодам на севере Гандхары.
Юэчжи, основавшие позже Кушанскую империю, в культурном и политическом отношении являлись последователями индо-греков, они переняли письмо, буддийское искусство, продолжали чеканить монеты Гермея, обосновывая свою преемственность.
После гибели царства
Искусство и религия
Описание: Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 16 февраля 2012‎.
Астрономия
Описание: Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 16 февраля 2012‎.
Языковые заимствования
Описание: Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 16 февраля 2012‎.
Генетика
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/HaddaTypes.JPG/200px-HaddaTypes.JPG
Портреты из Хадда, III век
Ограниченные генетические исследования ДНК митохондрий, проведённые на индийском субконтиненте, пытались оценить генетическую роль греков. Некоторые из важных маркеров, характерных для сегодняшних греков, так и не были обнаружены, поэтому генетическое влияние греков и европейцев в районе Пенджаба оценивают в интервале 0—15 %. Подробно: Kivisild et al. «Origins of Indian Casts and Tribes».
При этом ожидалось, что какие-то генетические особенности греков должны остаться в регионе, тем более что некоторые общины в Гиндукуше и таджикском Горном Бадахшане непосредственно считают себя потомками греков (в частности, пакистанские Калаша и Хунза, и нуристанцы в Афганистане).
Но есть и предположение о том, что в армии Александра Македонского собственно греков было немного, а большинство солдат было персидского, скифского и фракийского происхождения.
Римские и греческие контакты с Индией
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d8/BegramGladiator.JPG/180px-BegramGladiator.JPG
Греко-римский гладиатор на стеклянном сосуде, Беграм, 100-е годы
Хронология царей и территорий
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/19/DemetriusCoin.jpg/200px-DemetriusCoin.jpg
Деметрий I Бактрийский, основатель Индо-греческого царства
Потомки греко-бактрийского царя Евтидема вторглись в Северную Индию около 180 до н. э., дойдя вплоть до столицы Восточной Индии Паталипутры и заняв область между Гиндукушем и Матхура и взяв под контроль большую часть северной Индии.
Территория Деметрия от Бактрии до Паталипутры была разделена на восточную и западную и управлялась удельными царями и их наследниками.
Западная часть управлялась далее царями Греко-Бактрийского царства вплоть до Гелиокла (130 до н. э.).
Восточная часть, в которую входили Паропамисады, Арахозия, Гандхара и Пенджаб до Матхура, управлялась династией, которая считается индо-греческой.
Восточные земли
Территории: Паропамисады до Матхура (династия Евтидема)
Узурпатор Евкратид смог свергнуть династию Евтидема и занять территорию до реки Инд в период между 170 и 145 до н. э.. Евкратид потом был убит своим сыном, после чего царь Менандр I смог взять под контроль все территории к западу от Гиндукуша
Территория от Гиндукуша до Матхура (150125 год до н. э.):
После смерти Менандра его наследники были потеснены обратно на восток ко Гандхаре, потеряв Паропамисады и Арахосию, которые перешли во владения западного Индо-греческого царства. Позднее восточные цари были оттеснены ещё дальше до западного Пенджаба.
Территория от Гандхары/Западного Пенджаба до Матхура (125100 год до н. э.):
Следующие цари управляли частями царства:
После 100 год до н. э. индийские цари овладели территорией Матхура и восточного Пенджаба за рекой Рави, и стали чеканить свои монеты. Западный царь Филоксен на короткое время овладел оставшейся греческой территорией от Паропамисад до западного Пенджаба между 100 и 95 год до н. э., но потом восточные цари снова смогли восстановиться на этой территории до запада Арахозии.
В течение I века до н. э. индо-греки постепенно теряли территорию по причине вторжения индо-скифов, последний царь Стратон II правил восточным Пенджабом до 10 н. э.
Территории: Арахосия и Гандхара (9570 до н. э.)
Территория Западного Пенджаба (9555 до н. э.)
Около 80 до н. э. части восточного Пенджаба были снова взяты под контроль:
Территории: Восточный Пенджаб (80 до н. э.10 н. э.)
Западные земли
В западной части греко-бактрийского и индо-греческого пространства правили уже западные цари. После смерти Менандра I Паропамисады и Арахозия были потеряны, и западные цари вторглись в Гандхару. Некоторые из этих царей причисляются к династии Эвкратида.
После правления Филоксения Западное царство распалось и ослабело, следующие цари правят преимущественно в области Паропамисады.
Территория Паропамисады (9570 до н. э.)
Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принц Юэчжи Сападбиз правил около 20 до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Первый кушанский царь Куджула Кадфиз ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо, подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол.
Отдельные поздние греческие цари на западе
Уже после того, как индо-скифы овладели Северной Индией, отдельные греческие общины, видимо, ещё продолжали управляться малыми царями, уже не упоминаясь на монетах, в областях Парапомисады и Гандхара.
  • Теодам (I век н. э.) Индо-греческий правитель области Баджаур в северной Гандхаре.
Судя по надписям царей Сатаваханы, военные отряды индо-греков ещё во II веке н. э. продолжали играть значимую роль в политике региона.
См. также
Литература
  • «Monnaies Gréco-Bactriennes et Indo-Grecques, Catalogue Raisonné», Osmund Bopearachchi, 1991, Bibliothèque Nationale de France, ISBN 2-7177-1825-7.
  • «The Shape of Ancient Thought. Comparative studies in Greek and Indian Philosophies» by Thomas McEvilley (Allworth Press and the School of Visual Arts, 2002) ISBN 1-58115-203-5
  • «Buddhism in Central Asia» by B.N. Puri (Motilal Banarsidass Pub, January 1, 2000) ISBN 81-208-0372-8
  • «The Greeks in Bactria and India», W.W. Tarn, Cambridge University Press.
  • «Dictionary of Buddhism» Damien Keown, Oxford University Press ISBN 0-19-860560-9
  • «De l’Indus à l’Oxus, Archéologie de l’Asie Centrale», Osmund Bopearachchi, Christine Sachs, ISBN 2-9516679-2-2
  • «The Diffusion of Classical Art in Antiquity» by John Boardman (Princeton University Press, 1994) ISBN 0-691-03680-2
  • «The Crossroads of Asia. Transformation in Image and symbol», 1992, ISBN 0-9518399-1-8
  • «Indo-Greek, Indo-Scythian and Indo-Parthian coins in the Smithsonian institution», Smithsonian Institution, Bopearachchi, 1993
  • Милиндапаньха. Пер. с пали А. Парибка. Изд-во "Наука". М.1989

 Павликиане

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2017; проверки требуют 2 правки.
Описание: Text document with red question mark.svg
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
Павликиане (греч. Παυλικιανοιί; предположительно от имени апостола Павла, арм. Պավլիկյաններ) — одно из наиболее значительных средневековых религиозных парахристианских движений.
Зародилось в VII веке в Армении, в VIII—IX веках получило широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью павликиане считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. В Восточной Армении аналогом павликиан были тондракийцы.
Название «павликиане» дано им их противниками; сами они называли себя просто «христианами», в то время как последователей церквей Византийской империи они именовали «ромеями», считая их отступниками от истинного учения Христа. Название «павликиане» происходит от имени апостола Павла, которого павликиане предположительно чтили выше других апостолов. Основное ядро движения составляли крестьяне и частично городские низы, хотя последователи павликиан были в разных слоях общества. Главными сохранившимися до наших дней источниками по истории павликиан являются труды ученого монаха Петра Сицилийского и патриарха Фотия.
Содержание
Вероучение
Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург. Павликиане обвиняли католическую церковь в том, что она не различает эти две сущности, и, фактически, поклоняется демиургу. В своих диспутах с православными павликиане подчеркивали, что, в отличие от православных, поклоняющихся творцу этого мира, сами они верят в того, о ком Иисус говорил: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан. 5:37).
Павликиане придерживались дуалистической антропологии: в их представлении, человеческая природа состоит из двух сущностей: сотворенной демиургом телесной, состоящей из материи, и духовной, имеющей божественное происхождение. При этом зародыш божественной жизни содержится в каждом человеке, и каждый при благоприятных условиях способен в той или иной форме воспринять послание божественной правды. Демиург, «сотворив» человека путём соединения его духовной и телесной сущностей, пытался удержать первого человека в абсолютном рабстве. Первый человек не должен был сознавать свою высшую природу, дабы у него не обнаружилось стремление высвободиться из царства демиурга. Отсюда — и повеление не есть от дерева познания добра и зла. Но Адам ослушался повеления демиурга, и его непослушание разорвало оковы рабства; таким образом, он и его род достигли осознания своей высшей природы. Петр Сицилийский отмечает, что павликиане не считали грехопадение в Эдеме грехом, а наоборот, благом и необходимой предпосылкой для будущего искупления.
Павликиане верили в существование имманентной связи между человеческими душами и всевышним Богом, связи, которая не может быть разрушена демиургом. Каждая душа содержит Божественное откровение, и благодаря этому способна противостоять влиянию демиурга. Это, по мнению павликиан, подтверждают слова из Евангелия от Иоанна: «В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1:4-5). Этот свет в частности проявляет себя в присущем всем людям чувстве правды. Вместе с тем, человеку присуща свобода воли, и именно от его решения зависит, подчинится ли он власти греха, угнетая зерно божественного света в своей душе, или же будет следовать путём, предначертанным божественным откровением, тем самым, взращивая в себе зерно божественной жизни, даруя ему свободу и силу. При этом, как бы низко ни пал человек, благодаря самой своей природе он не может быть полностью и навсегда лишенным вечной своей причастности к Богу.
Представления павликиан о природе Иисуса Христа — близки к докетизму. Спаситель, согласно учению павликиан, пришёл на Землю в качестве небесного существа, будучи посланцем Высшего мира, и после выполнения Своей земной миссии, возвратился в Своё небесное обиталище. Тело Спасителя напоминало обычное только внешним видом, на самом же деле состояло из некоего «тонкого» вещества, привнесенного из Высшего мира, что дало Ему возможность совершить чудеса, описанные в евангелиях.
Мария (мать Иисуса) послужила лишь каналом, инструментом пришествия Спасителя в этот мир. Поэтому павликиане категорически противились почитанию Марии как Богоматери. При этом они ссылались на содержащиеся в евангелиях указания о том, что у Неё были другие сыновья после Иисуса — следовательно, Она не может считаться «девой» (Мф. 12:46-48; Мф. 13:55-56; Лк. 8:19-21).
Павликиане придавали распятию Христа символическое значение: Христос снизошёл из божественного мира в царство демиурга, «пропустив» Себя через него (подобно тому, как вода проходит через почву). Павликиане не принимали свойственной современным христианам доктрины искупительной жертвы Христа, якобы искупившего Своими страданиями грехи человечества, считая это абсурдом. Они осуждали поклонение кресту как куску дерева, орудию казни злодеев и символу проклятия и, вместе с тем, почитали крест как геометрическую фигуру, имеющую символическое значение.
Павликиане выступали за восстановление простоты, которая была свойственна апостолам. Они были противниками многочисленных внешних церковных церемоний и ритуалов, что, по их мнению, свидетельствует о духовном упадке христианских церквей. Павликиане решительно боролись против представлений о магических эффектах от «внешних» церемоний, в особенности — церковных таинств, якобы способных исцелять болезни, решать другие проблемы. Они отрицали крещение водой, утверждая, что под крещением Христос имел в виду лишь крещение Духом, так как, благодаря своим учениям, Христос Сам стал живой водой для очищения человеческой природы. Также они отрицали причастие, утверждая, что поедание плоти и крови Христа на самом деле является метафорой, суть которой состоит во вступлении в жизненную связь с Ним посредством принятия Его учения, Его слова, которые суть Его настоящие тело и кровь.
Павликиане решительно выступали против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церковную иерархию, требовали упрощения церковных обрядов. Павликиане осуждали почитание святых и икон, считая это идолопоклонством. Они требовали восстановления равенства по примеру раннехристианских общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство.
История
Основателем церкви павликиан был армянин Константин из деревни Мананалис близ Самосаты, учивший во второй половине VII века. Константин принял имя Сильван, в честь сподвижника Павла. Этим была заложена традиция среди павликиан называть себя именами сподвижников Павла.
Деятельность Константина-Сильвана охватывала период 657—684 гг. В 684 году византийский император Константин Погонат послал офицера по имени Симеон в районы деятельности павликиан с целью подавления их движения и наказания лидеров. В результате по приказу Симеона Константин-Сильван был казнён. Вместе с тем захваченные в плен павликиане в большинстве своем не отреклись от своей веры. Во время бесед с ними на Симеона произвела впечатление христианская искренность павликиан и принципы их веры. Симеон возвратился в Константинополь, втайне разделяя убеждения павликиан, но, будучи не в силах скрывать своих убеждений, тайно отбыл в Кибоссу, где проживали павликиане. Вскоре Симеон возглавил движение, взяв себе имя Тит. В течение трех лет руководства Симеона в движение влилось множество новых сторонников, но уже в 690 г. император Юстиниан II организовал новую карательную экспедицию, в результате которой Тит и многие другие были казнены.
Среди выживших в этой чистке был некий Павел, который возглавил движение, назначив своим преемником своего старшего сына Гегнезия (Тимофея). Гегнезий активно служил церкви павликиан в течение тридцати лет, а по его смерти его сменил сын Захария, при котором влияние павликиан распространилось за пределы Армении на территорию Малой Азии.
Наивысшего процветания церковь павликиан достигла при руководстве Сергия. Сергий происходил из деревни Ания в окрестностях города Тавия в Галатии и примкнул к церкви в молодом возрасте. Он усердно трудился во благо церкви 34 года, объездив всю Малую Азию, для содействия укреплению и развитию местных общин павликиан и распространения их веры. Он старался во всем следовать апостолу Павлу, в частности, отказываясь получать средства от других и зарабатывая на жизнь трудом своих рук (работая плотником). Даже противники Сергия признавали его высокие моральные качества, добросердечность, строгое соблюдение провозглашаемых этических принципов в повседневной жизни. Сергий завоевывал последователей тем, что проповедовал и демонстрировал своими поступками практическую сторону христианского учения, которое церковники якобы сводили к формальной ортодоксии. Также Сергий привлекал к себе сторонников, противопоставляя многие церковные предписания и неизвестные мирянам высказывания евангелистов и св. Павла. Слушателями Сергия были не только миряне, но и монахи и священнослужители.
Репрессии в адрес павликиан возобновились во времена правления императора Льва V Армянина. Он назначил инквизиторов — епископа Фому и аббата Паракондакеса — которым вменялось наставлять и возвращать в лоно церкви покаявшихся, и предавать мечу упорствующих еретиков. Жестокость инквизиторов спровоцировала восстание павликиан в городе Циносхора, которые казнили инквизиторов, после чего бежали в Арабский халифат и основали свою колонию близ Митилены. После подавления восстания Фомы Славянина к ним присоединились остатки армии повстанцев. Сарацины дружественно приняли павликиан как врагов Византийской империи, и выделили им для проживания город Аргаум. Продолжающиеся преследования павликиан в Византии вынуждали всё большее их число переселяться в Арабский халифат. Вскоре сюда переселился и Сергий. В отсутствие преследований павликиане сформировали внушительную силу. Временами они совершали набеги на соседние провинции, в ходе которых уводили пленников, которых пытались обращать в свою веру. Сергий пытался отговорить от этого своих сторонников, но его не всегда слушались. Погиб Сергий в 835 году: во время лесорубных работ его убил фанатичный приверженец греческой церкви.
Противником преследования павликиан был преподобный Феодор Студит, который выступал против борьбы с любыми противниками Церкви насильственным путём. Так, в послании 114 (302) Льву, торговцами ароматами, он пишет:
Описание: «
Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, – говорит Писание, – «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Но поскольку все эти средства были применены, как будто из недр ада вспыхнул столп зла, – эта христоборная ересь, губящая всех. О, ужас! И теперь можно нам сказать: «нет у нас в настоящее время ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою» (Дан. 3:38).
Описание: »
Государство павликиан: расцвет и падение
Гонения на павликиан Византии усилились с приходом к власти императрицы Феодоры. Движение возглавил Карбей (Карвеас), который основал государство павликиан и построил на берегу Евфрата в Западной Армении крепость Тефрику (ныне — турецкий город Дивриги), ставшую их столицей. Это территория соответствовала одному из регионов Малой Армении (Փոքր Հայք). Павликианам удалось создать сильное независимое от Византии и Арабского халифата государство, куда стекались беглые крестьяне и городская беднота. Отсюда они совершали успешные набеги на Византию. Во главе армии из павликиан и мусульман Карвеас не раз нападал на Византию и разбивал выходившие против него отряды. Хрисохир, его пасынок и наследник, прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, не сдаваясь ни на угрозы, ни на мирные обещания Василия Македонянина. Византии и «павликианам» не удалось договориться о мире, император Василий I, встревоженный силой павликиан, организовал поход на Тефрику, но он закончился крахом, а павликиане, в ходе успешной контратаки, захватили Анкару. В 871 г. Хрисохир попал в засаду и был убит, а последователи его отброшены к их горным твердыням. Во время одного из походов павликианам удалось взять Эфес, превратив его церковь св. Иоанна в конюшню. Во время этого похода павликиане захватили в плен множество священнослужителей. Для организации обмена пленными Василий I Македонянин в 868 г. отправил к павликианам послом ученого монаха Петра Сицилийского. Он прожил девять месяцев среди павликиан и позднее описал собранные им факты в книге, которая по сегодняшний день является основным источником по истории павликиан. Одновременно павликиане организовывали походы против ортодоксальных армян и арабов.
В конце концов, зятю Василия I Христофору в 872 году удалось разбить государство павликиан и захватить Тефрику. По всей Западной Армении было умерщвлено около 100 тысяч павликиан (некоторые историки насчитывали до 400 000 жертв); многие оставшиеся бежали в Восточную Армению и объединились с другим армянским движением тондракийцев, которые были близки павликианам.
Наследие и влияние учения павликиан
В 970 г. Иоанн Цимисхий поселил большую колонию павликиан во Фракии около Филиппополя для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Эта колония существовала более 100 лет, до тех пор, пока император Алексей I Комнин не попытался обратить их в византийскую веру силой оружия[1].
В XI—XII столетиях павликиане оставались верными Византии, принимая на её стороне участие в битвах с норманнами, хотя византийцы и делали попытки обратить их в свою веру. Во время захвата Константинополя крестоносцами (1204) они ещё застали там павликиан. Хоть и немногочисленные, общины павликиан продолжали существовать практически всё 2-е тысячелетие н. э., распространившись по всей территории Византии. Так, в XVIII в. из-за религиозных преследований турками общины г. Никополиса (близ Дуная) павликиане бежали за Дунай, осев в Банате (входившем тогда в состав Австро-Венгрии). Эти переселенцы стали называться банатскими болгарами. До сих пор на границе Румынии и Сербии проживает 10-15 тысяч потомков павликиан — банатских болгар (хоть они и забыли свои прежние верования и сейчас исповедуют римо-католичество). Часть павликиан исламизировались (помаки) и проживают в странах: Болгария, Греция, Турция и Македония[2][3]. На территории восточной Армении следы павликиан прослеживаются до середины XIX века. Британский исследователь Конибер (Frederick Cornwallis Conybeare) зафиксировал дискуссии между павликианами и армянским епископом в 1837 году.
Духовным продолжением павликиан и тондракийцев являются катары, альбигойцы, богомилы и иные влиятельные еретические движения эпохи Средневековья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий