понедельник, 16 декабря 2019 г.

Греко-Бактрийское царство (греч. Βακτρία: Бактрия) — эллинистическое государство


Греко-Бактрийское царство (греч. Βακτρία: Бактрия) — эллинистическое государство, образовавшееся на территории Бактрии и Согдианы в результате распада империи Селевкидов. Просуществовало одно столетие с 250 до н. э. до 125 до н. э. Пало под ударами тохаров, однако перед гибелью дало начало своему дочернему образованию — Индо-греческому царству. Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник (епарх) Диодот. Успеху его амбиций способствовала опора на местную иранскую аристократию и сирийские войны. Его сын Диодот II отстаивал независимость Бактрии за счёт пропарфянской позиции. Однако подобная позиция на союз с варварами вызвала недовольство греко-македонских военных кругов внутри Бактрии, в результате чего бактрийский наместник Согдианы Евтидем осуществил в 235 г. до н. э. государственный переворот и стал царём. Тем временем, селевкидский правитель Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 г. до н. э. нанёс поражение 10-тысячной коннице Евтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. Наконец, утомленный трудной войной, Антиох III послал на переговоры с царем Евтидемом своего приближенного Телея. Бактрийский царь сумел убедить Телея, что сирийцам невыгодно уничтожать самостоятельное царство в Бактрии, поскольку на востоке находятся огромные полчища кочевников (саков и массагетов). Сейчас, говорил Евтидем, бактрийцы защищают от них всю Азию, а если они будут покорены, то Антиоху придется самому заниматься борьбой с ними, а это нелегкое дело. Антиох принял эти доводы и заключил с Евтидемом в 206 г. до н. э. мирный договор, по условиям которого за правителями Бактрии был официально признан царский титул, хотя они и должны были принять верховную власть Селевкидов. Этот союз был скреплён династическим браком сына Евтидема Деметрия с дочерью Антиоха III. При преемнике Евтидема Деметрии греко-бактрийское царство достигает относительного расцвета. Воспользовавшись падением империи Маурьев и последовавшими за ним религиозными смутами между буддистами и индуистами, Деметрий в 180 году до н. э. пересекает Гиндукуш и вторгается в долину реки Инд, которую к тому времени контролирует индуистская династия Шунга. В результате военного похода под его властью оказываются территории Арахозии и Пенджаба. Греко-бактрийское царство оказывает поддержку буддизму, что приводит к появлению причудливого явления греко-буддизма. Слишком сильный акцент на индийском направлении привел к консервативному военному мятежу Евкратида, который основал третью династию бактрийских царей. От Бактрии вскоре отпало буддийское Индо-греческое царство, возглавляемое евтидемидом Менандром I. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма. Примерно в это же время парфянский царь Митридат I захватил Маргиану. Собственно Бактрия была завоевана воинственными кочевниками тохарами. Город Ай-Ханум был полностью сожжён и уничтожен в 140 до н. э., и далее уже не был восстановлен. В это время последний царь Гелиокл покинул Бактрию и переместил свою столицу в долину Кабула, откуда он управлял индийскими владениями. Он считается последним греко-бактрийским царём, хотя возможно, что именно его наследники смогли продвинуться за Гиндукуш и владели западными землями Индо-греческого царства. Население Греко-Бактрийского царства было неоднородным. Малочисленные, но владевшие передовыми военными технологиями (гетайры, фаланга, боевые слоны) греко-македонские колонисты («ионака») занимали военные и административные посты. Поначалу они бережно хранили свою эллинистическую культуру (гимнасии, театр, мегароны, скульптура, вакханалии), о чём свидетельствует городище Ай-Ханум. Приветствовали они и эллинизацию местного ираноязычного населения, которая, впрочем, была безуспешна. Тем не менее, археологи находят следы греко-бактрийского влияния в западном Китае (геометрический орнамент, статуэтки греческих солдат). Вместе с тем, греко-македонское население активно впитывало элементы восточной мудрости, породив эффект греко-буддизма. Во II веке христианский автор Климент Александрийский свидетельствует о существовании буддистов (сарманов, греч.: «Σαρμάναι») среди бактрийцев (в это время «бактрийцами» назывались восточные греки) и говорит об их влиянии на греческую мысль («Стромата», книга I, часть XV). Основу экономики составлял транзит зарождающегося Великого шёлкового пути и добыча золота. На территории Греко-Бактрийского царства использовалось греческое, а также арамейское письмо. Религия колонистов (древнегреческая религия) отличалась от религии местного населения (зороастризм, ведийская религия). 256 — ок. 55 до н. э. — Греко-Бактрийское царство Средняя Азия, Афганистан, Северо-Западная Индия. Столица — Бактры. 1. Диодот I Сотер (256—248). 2. Диодот II, сын (248—235)* 3. Эвтидем I Теос (ок. 235—200). 4. Деметрий I, сын (ок. 200—185). 5. Эвтидем II, брат (соправитель ок. 200—190). 6. Антимах I Теос (ок. 185—180). 7. Панталеон, сын 4 (ок. 180). 8. Деметрий II (Аникет) (?). 9. Агафокл, сын 4 (ок. 180—165)* 10. Эвкратид I (ок. 165—155)* 11. Менандр (Милинда), сын 4 или 8 (ок. 155—130). Гелиокл I (соправитель ок. 155—140). Эвкратид II (соправитель ок. 140—135)* ок. 130 кушанское завоевание. ок. 130—55 до н. э. — греческое царство в Паропамизе (Систан). 12. Платон (ок. 130)* 13. Антимах II Никифор (ок. 130—125)* Стратон I (прет. ок. 130 — 95). Архебий (прет. ок. 130—120). 14. Филоксен (ок. 125—120). 15. Зоил I (ок. 120). 16. Гелиокл II (ок. 120—115). 17. Лисий (ок. 115). 18. Антиалкид (ок. 100). 19. Аполлодот (ок. 95—90). Стратон II (прет. ок. 95). 20. Дионисий, Зоил, Аполлофан (соправитель ок. 90). 21. Никий (ок. 90—85). Диомед (прет. ок. 90). Телеф (прет. ок. 90). 22. Гиппострат (ок. 85—70). Аминта (прет. ок. 85—75). 23. Теофил (ок. 70). 24. Гермей (ок. 70—55). ок. 55 до н. э. кушанское завоевание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий