Та́нтра (санскр. तन्त्र, tántra n. букв. «ткацкий станок», «основа ткани», перен. «основа, сущность», «порядок, правило», «учение, свод правил», «способ, уловка») — общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон и индуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными. Тантра получила своё название от тантр или священных текстов[1]. В европейских языках тантристские учения получили название «тантризм». Тантра возникла в начале н. э. в брахманизме и буддизме и распространилась в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете. В XX веке неотантризм распространился в Америке, Европе и России.
Содержание
Индийская тантра
В индуизме к тантре относят школы индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими главными священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактистским школам, агамы, относящиеся к школам как шиваизма, так и вишнуизма, и пураны — тексты главным образом вишнуитских групп)[2].Тантризму в индуизме присущи следующие особенности[3]:
- большая доля представителей неарийских племён в составе школ;
- крайняя эзотеричность школ и проводимых в них обрядов;
- широкое использование методов йоги;
- несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
- отведение половому энергетическому началу, которое представлено в виде богов Шивы и Дурги.
Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Шивы и Дурги[источник не указан 1041 день]. Йоги — Тантристы считают своё вероучение универсальным знанием всех людей, из которого и черпают свою духовную силу остальные религии[5]. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал — женского и мужского.
Буддийская тантра
В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения истиной реализации, и является традицией буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон.Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:
- созерцание изображения божества и затем — отождествление себя с ним;
- использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры, они пришли в Тибет из Индии);
- чтение мантр.
- тантра действия (Крия-тантра), предполагающая практику через ритуал;
- тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равнозначными;
- Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
- тантра истиной йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства женского и мужского начала.
Символом мудрости, женского и мужского начала, является лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где этот цветок символизирует, красоту и совершенство. Каждому из тибетских проявлений служит цветок лотоса. Другой символ начала вселенной — особый ритуальный колокольчик. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») — небольшой ритуальный жезл, символ самого Пробуждения, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации. Колокольчик (гхантха, хонхо) и ваджра символизируют мудрость и метод.
Тантрический секс
Тантри́ческий секс — одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой — интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара» (पञ्चमकर pañcamakara — Пять букв «М»), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:- मद्य — madya — мадья (вино);
- मांस — māṃsa — мамса (мясо);
- मत्स्य — matsya — матсья (рыба);
- मुद्रा — mudrā — мудра (жареные зёрна) и
- मैथुन — maithuna — майтхуна (ритуальное соитие).
См. также
Примечания
- ↑ Пахомов, 2009, с. 771.
- ↑ Тантризм // Философский энциклопедический словарь. — 2010.
- ↑ Пятигорский А. М. Тантризм / // Философская энциклопедия. В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия. — 1960—1970.
- ↑ Лысенко В. Г. Тантризм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑
Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра — это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», — только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.
— Ānandamūrti. Discourses on Tantra. Vol. 2. — Ananda Marga, 1993. — 266 p. — ISBN 8172520239.
Литература
- В. А. Ефименко. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — С. 64-95. — 559 с. — (Культура народов Востока). — 2500 экз. — ISBN 5-02-018032-7.
- Авалон А. Введение в маханирвана-тантру. — М., 2002.
- Баркова А. Л. Буддийская живопись.
- Пахомов С. В. Тантризм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 771—774. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
- Ферштайн Г. Тантра. — М., 2002. — (Серия «Грандиозный мир»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий