воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Дионис

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дионис
др.-греч. Διόνυσος
Dionysos-Yusupov Palace.jpg

Бог виноделия и веселья, оргий, религиозного экстаза
Мифология: древнегреческая
Пол: мужской пол
Отец: Зевс
Мать: смертная женщина Семела
Братья и сёстры: Манес
Супруга: Ариадна, дочь Миноса
Дети: Фоант и Фоант[1]
Связанные персонажи: сатиры
Связанные понятия: вакханалия
В иных культурах: Бахус, Вакхос, Либер
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе
Дио́ни́с[* 1] (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo[* 2], лат. Dionysus), Ва́кхос, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии[* 3] младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса)[* 4].
В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber)[* 5].

Мифы о Дионисе

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять[2]:

Рождение

Из бедра Зевса.

Старший Дионис

Классическая версия

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы[3], дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его карасём[4].
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[5]. Или родился на склонах Дракана (Крит)[6].

Альтернативные версии

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере[7].
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов[8].

Воспитание Диониса

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.
Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (город Бейт Шеан, Ниса-Скитополис, в Израиле).[9]. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща[10]. Воспитан в пещере на Нисе[11]. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

Дионис и безумие

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад[12] и бродил по землям Египта и Сирии[13]. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.
Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо[14].

Индийский поход

Отправился в поход против Индии[15] и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества[16]. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща[17]. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен[18]. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен[19].

Сошествие в Аид

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн[20]. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов

Во время плавания Диониса на триере с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), которых он по неосторожности нанял.[21]
Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.[22][23][24][25]

Брак с Ариадной

Дионис и Ариадна
Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Другие предания

Кроме вина, Дионис изобрел «пиво»[26].
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева[27].
Диониса почитали арабы[28]. Когда бог бежал в Египет, превратился в козла[29].
Отправился в поход против гигантов вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо[30].
По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере[31].

Эпитеты Диониса

  • Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящён LIII орфический гимн.
  • Анфий (Анфин, Антий). Эпитет Диониса[32].
  • Апатурий. Имя Диониса[33].
  • Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV орфический гимн. en:Bassareus
  • Бромий («Шумный»). Эпитет Диониса[34]. Так как при его рождении гремел гром (бром)[35]. См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура.
  • Вакхий (Вакх / Бакхий)[36] Имя Диониса[37]. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки[35]. Статуя работы Праксителя в Афинах[38]. Статуя в Коринфе[39]. Также эпитет Аполлона[40].
  • Дендрит («Древесный»). Эпитет Диониса[41].
  • Дигон (греч. δίγονος, «дважды рожденный»);
  • Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
  • Дифирамб. Имя Диониса[42]. Объясняется как «двувратный»[43].
  • Еван (Эван). Эпитет Диониса[44].
  • Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса[45]. Отождествляется с Дионисом и Протогоном[46]. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны[47]. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений[48].
  • Э́вий («Шумный»; др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса[49].
  • Загрей.
  • Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх)[50] Эпитет Диониса[51], именуется «двуприродным»[52]. Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры[53]. Растерзан[54]. С ним связаны деревянные решета — мистические веялки[55]. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре[56]. en:Iacchus
  • Ией. Имя Диониса[57].
  • Иинкс. Диониса называли Иинксом[58].
  • Иовакх. Эпитет Диониса[59].
  • Ирафиот (Эйрафиот). Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса[60].
  • Исодет («Равномерно разделяющий»). Эпитет Диониса[61].
  • Кисс («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны[62].
  • Леней. Эпитет Диониса[63]. Поскольку виноград давят в бочке (ленос)[35]. Ему посвящён L орфический гимн.
  • Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая[64]. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами[65]. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях[66].
  • Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса[67], статуя в Коринфе[39]. Ему посвящён L орфический гимн.
  • Лиэй (Лией; Лиэос[68]; Lyaeus). Эпитет Диониса[69]. (Вергилий, Нонн). Преимущественно встречается у поэтов и указывет на то, что Дионис был освободителем от забот и подателем радости (Lyaeus, laetitiae dator).[68]
  • Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса[70].
  • Мефимней. Эпитет Диониса[57].
  • Мейлихий[71]. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы[72].
  • Никтелий («Ночной»). Эпитет Диониса[73].
  • Нисей. Имя Диониса[74].
  • Ойнос («Вино»). Эпитет Диониса[75].
  • Омест («Сыроядец»). Эпитет Диониса[76].
  • Омфакит. Имя Диониса[77].
  • Орфос (Ортос; «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор[78].
  • Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей[79].
  • Пробласт. Эпитет Диониса[80].
  • Протригеон. Имя Диониса[77].
  • Стафилит. Имя Диониса[77].
  • Тригон (др.-греч. Τρίγονος). Эпитет Диониса[81]. Орфические гимны 30,2.
  • Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
  • Феойний. Эпитет Диониса[82].
  • Фионей (Тионей). Имя Диониса[83].
  • Флион (Флей). Имя Диониса[84].
  • Фриамб (Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода[85]. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж VI—V вв. до н. э.)[86].
  • Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе[87].
  • Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса[88].
  • Хрисопатор. Эпитет Диониса[89].
  • Эгобол («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях[90].
  • Элевферий[91], то есть Элевферский — по названию города Элевфер в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой, откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике[92].
  • Элелей. Эпитет Диониса[44].
  • Эрибой. Эпитет Диониса[93].
  • Эсимнет («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах[94].

Персонажи, связанные с Дионисом

Возлюбленные Диониса

Потомство Диониса

Ок. 20 имен.

Побежденные Дионисом

  • Алпос.
  • Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
  • Еврит (гигант).
  • Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
  • Оронт.
  • Пенфей. Растерзан вакханками.
  • Рет (гигант).
  • Сифон, царь во Фракии.
  • Тирренские пираты.

Спутники Диониса

  • Бассариды.
  • Вакханки.
  • Гиады.
  • Корибанты.
  • Мелии.
  • Менады.
  • Мималлоны.
  • Сатиры.
  • Титиры.
  • Триетериды. Спутницы Диониса[95]. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом[2].
  • Фиады.
  • Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина[96].
  • Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии[97].
  • Коринт. Сын Мистиды[98].
  • Мета (Мете). Жена Стафила[99]. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена[100]. Картина с её изображением в Эпидавре[101]. Подает Силену вино в кубке[102].
  • Мистида. Одна из кормилиц Диониса[103].
  • Овиста. Ошибочное написание имени Стафил[104].
  • Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса[105]. Ему приносят жертвы киллены[106].
  • Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты[107].
  • Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде[108].
См. также:
Предметы, связанные с Дионисом:
  • Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
  • Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя[109].
  • Тирс.

Аспекты Диониса

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!

Дионис-бык

Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
Еврипид, «Вакханки»

Дионис — бог растений

Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.

Дионис-младенец и предвечные воды

В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

Дионисизм. Культ Диониса

Изображение на мраморном саркофаге, возможно означающее что покойный был инициирован в мистерии Диониса
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ, зародившийся во Фракии и наводнивший Грецию, культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».
Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.
Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт (Том Мур из книги «Puer Papers»).
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).
Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.
Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(Еврипид, «Вакханки»)
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. (Александр Мень. «История религии».)
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. д.н. э. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе со вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов.
По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм, названного так в честь легендарного пророка Диониса Орфея.
Особенно почитание Диониса возросло в эпоху эллинизма[92].
Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия.

В литературе и искусстве

Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса» (фр.246в Радт), сатировская драма Софокла «Младенец Дионис» (фр.171-172 Радт), трагедия Херемона «Дионис»[110].
На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь[111]. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.
Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушка — Истребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как бога.
Также, работой посвящённой исследованию символического значения историй, связанных с Дионисом, является антология «Безумие и его бог» авторства Вальтер Ф. Отто и других. В ней исследуется проблема сакрального безумия и указывается на недооцененность значения культа Диониса. А также выдвигается гипотеза о том, что истории про Диониса имеют, скорее, символическое значение, чем историческое. Антология также содержит ряд рассказов, служащих для расширения ассоциативного ряда читателя.

См. также

Примечания

  1. В приложении «Имена собственные» к нормативному «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка (ISBN 978-5-462-00766-8) указано двойное ударение с условным знаком ♠, относящимся к ударению на -о-; знак означает «вариант, не соответствующий основному литературному узусу, представленный лишь в речи людей, связанных по роду своей деятельности с соответствующей страной, или в речи части специалистов-филологов». Орфоэпические словари дают оба варианта.
  2. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.380-382, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.454-457
  4. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.157
  5. Вакх, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

Использованная

  1. https://www.wikidata.org/wiki/Q1246185
  2. Цицерон. О природе богов III 58
  3. Гесиод. Теогония 940—942
  4. Афиней. Пир мудрецов VIII 36, 346с, ссылка на Деметрия Скепсийского
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 52, 2
  6. Феокрит. Идиллии XXVI 34; Нонн. Деяния Диониса IX 16
  7. Павсаний. Описание Эллады III 24, 3
  8. Павсаний. Описание Эллады VII 18, 4; 21, 6
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 2, 3
  10. Овидий. Фасты III 770
  11. Гимны Гомера XXVI 5-6; XXXIV 8-9
  12. Еврипид. Киклоп 4
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 3
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 2
  15. Бухарин М. Д. Индийские походы Диониса и Геракла в античной литературной традиции // Индия и античный мир. М., 2002.
  16. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 3, 1-3
  17. Павсаний. Описание Эллады X 29, 4
  18. Страбон. География XV 1, 58 (стр.711)
  19. Августин. О граде Божием XVIII 13
  20. Павсаний. Описание Эллады II 37, 5
  21. Псевдо-Аполлодор. «Мифологическая библиотека»
  22. Овидий «Метаморфозы»,III 618
  23. Кондрашов А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедия. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 768 с.
  24. Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.
  25. Гимны Гомера VII
  26. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 2, 5
  27. Павсаний. Описание Эллады IV 31, 4
  28. Страбон. География XVI 1, 11 (стр.741)
  29. Овидий. Метаморфозы V 329; Антонин Либерал. Метаморфозы 28, 3
  30. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 11; Гигин. Астрономия II 23, 3
  31. Еврипид. Вакханки 291—294
  32. Павсаний. Описание Эллады I 31, 4
  33. Нонн. Деяния Диониса XXVII 301
  34. Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10; Еврипид. Вакханки 91; Овидий. Метаморфозы IV 11
  35. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 1
  36. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.210
  37. Гомер. Илиада VI 132; Гомер. Одиссея XI 325; Пиндар, фр.124, 139 Бергк; Овидий. Метаморфозы IV 11
  38. Павсаний. Описание Эллады I 2, 4
  39. Павсаний. Описание Эллады II 2, 6
  40. Орфические гимны XXXIV 7
  41. Плутарх. Застольные беседы V 3, 1
  42. Еврипид. Вакханки 527—529
  43. Олимпиодор. Жизнь Платона
  44. Овидий. Метаморфозы IV 15
  45. Плутарх. Застольные беседы VII 9, 1
  46. Орфический фр.237 Керн // Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С.330
  47. Орфические гимны XXIX 8; XXX 7
  48. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.43-44
  49. Филодам. Пеан Дионису, ст.1; Нонн. Деяния Диониса IX 110
  50. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.476—477
  51. Еврипид. Вакханки 725; Аристофан. Лягушки 316; Сенека. Эдип 437; Нонн. Деяния Диониса XXXI 67
  52. Овидий. Метаморфозы IV 15; Орфические гимны XLII 4
  53. Страбон. География X 3, 10 (стр.468)
  54. Лукиан. О пляске 39
  55. Вергилий. Георгики I 166
  56. Климент. Протрептик 21, 1, по орфическому гимну к Деметре
  57. Афиней. Пир мудрецов VIII 64, 363b
  58. Грейвс Р. Белая богиня. Екатеринбург, 2005. С.219
  59. Филодам. Пеан Дионису, ст.5; Нонн. Деяния Диониса IX 182
  60. Орфические гимны XLVIII 2; Нонн. Деяния Диониса IX 23
  61. Плутарх. Об Е в Дельфах 9
  62. Павсаний. Описание Эллады I 31, 6
  63. Овидий. Метаморфозы IV 14
  64. Орфические гимны XLVI; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 35
  65. Комментарий Н. Б. Клячко в кн. Плутарх. Исида и Осирис. М., 1996. С.82
  66. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.169
  67. Орфика, фр.232 Керн; Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2
  68. Лиэос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  69. Овидий. Метаморфозы IV 11; Орфические гимны LXV 9
  70. Павсаний. Описание Эллады I 2, 5; 31, 6
  71. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.370
  72. Афиней. Пир мудрецов III 14, 78с
  73. Овидий. Метаморфозы IV 15; Сенека. Эдип 492; Нонн. Деяния Диониса VII 349
  74. Овидий. Метаморфозы IV 13; Орфические гимны LII 2
  75. Орфика, фр.216 Керн; Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990—1994. В 4 т. Т.2. С.430
  76. Плутарх. Фемистокл 13
  77. Элиан. Пёстрые рассказы III 41
  78. Афиней. Пир мудрецов II 7, 38с; Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн.1-8. М., 2003. С.518
  79. Орфические гимны XLVII
  80. Ликофрон. Александра 578
  81. Ferhle E. Trigonos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] : in 6 Bd. / Herausgegeben von W. S. Roscher. — Leipzig : B. G. Teubner Verlag[de], 1924. — Bd. V. — Kol. 1110. — 1572 Kol.
  82. Эсхил, фр.382 Радт, из неизвестной драмы
  83. Катулл. Стихотворения XXVII 7; Овидий. Метаморфозы IV 13
  84. Плутарх. Застольные беседы V 8, 3; Элиан. Пёстрые рассказы III 41
  85. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 2
  86. Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. 4—7. СПб, 2005. С.300
  87. Климент. Протрептик 39, 3
  88. Плутарх. Застольные беседы V 6, 1
  89. Нонн. Деяния Диониса XVII 568
  90. Павсаний. Описание Эллады IX 8, 2
  91. Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2; Павсаний. Описание Эллады I 29, 2
  92. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Примечания
  93. Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10
  94. Павсаний. Описание Эллады VII 19, 6; 20, 1
  95. Еврипид. Вакханки 129
  96. Павсаний. Описание Эллады I 2, 5
  97. Афиней. Пир мудрецов II 9, 39с, ссылка на Полемона
  98. Нонн. Деяния Диониса XIII 140
  99. Нонн. Деяния Диониса XVIII 123
  100. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
  101. Павсаний. Описание Эллады II 27, 3
  102. Павсаний. Описание Эллады VI 24, 8
  103. Нонн. Деяния Диониса IX 98; XII 388
  104. Первый Ватиканский мифограф I 86 и комм.
  105. Аристофан. Ахарняне 263
  106. Лукиан. Зевс трагический 42
  107. Нонн. Деяния Диониса XX 122
  108. Еврипид. Паламед, фр.586 Наук = Страбон. География X 3, 13 (стр.470)
  109. Арнобий. Против язычников V 39
  110. Аристотель. Риторика II 23, о Пенфее
  111. Плиний Старший. Естественная история XXXV 140

Рекомендуемая литература

Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий