вторник, 7 ноября 2017 г.

Либертариа́нство (англ. libertarianism; от фр. libertaire — анархист[1])

Либертариа́нство (англ. libertarianism; от фр. libertaire — анархист[1]), реже либертаризм (фр. libertarisme) — политическая философия[2][3], в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозы к другому лицу или его имуществу вопреки воле[4] этого лица. Запрет на агрессивное насилие является правовым, а не этическим. Другими словами, либертарианство подразумевает, что нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке. При этом оно не даёт указаний для конкретных поступков людей. В силу этого либертарианство не является этической системой. Оно совместимо с разными взглядами на мораль: от консерватизма, поддерживающего многочисленные самоограничения, до либертинизма, отвергающего любые моральные ограничения.
Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности.
Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.
В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и политической философии.

История термина

Понятие «либертарианец» (англ. libertarian) впервые появилось в эссе «О свободе и необходимости» (1789) американского унитарианского философа Уильяма Белшама (William Belsham). Термин был производным от «свободы» (англ. liberty) по аналогии с образованием слова «унитарианец» (англ. unitarian) от «единства» (англ. unity) в английском языке и обозначал сторонников философской доктрины «свободы воли»[5]. В своём эссе Белшам осудил идеи, которые он приписывал либертарианству и противопоставил им религиозный детерминизм.
Во второй половине XIX века термин фр. libertaire взяли на вооружение французские анархисты в значении «анархист». В 1858 году Жозеф Дежак начал издавать в США газету «Le Libertaire, Journal du Mouvement Social». В 1880 году на конгрессе в Гавре анархо-коммунисты также употребили этот термин. Росту его популярности в конце XIX века способствовало введение направленных против анархизма ограничений на свободу печати во Франции после теракта, осуществлённого Огюстом Вальяном в 1893 году. В результате анархисты начали широко использовать фр. libertaire как эвфемизм вместо слова фр. anarchiste, в частности, в 1895 году была учреждена газета «Le Libertaire». Впоследствии «либертарианство» и «анархизм» стали синонимами, положив начало также термину «либертарный социализм».
Таким образом, до середины XX века термин «либертарианство» не употреблялся в описываемом в данной статье значении. В современном значении этот термин впервые начал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид (Leonard Read), который в 1940-е годы провозгласил себя либертарианцем. Вслед за ним многие сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от «либералов», под которыми в США и некоторых других странах начиная с XX века понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов (в частности, «нового курса» Рузвельта), включая социал-демократов и умеренных коммунистов. Тем не менее, многие сторонники либертарианских идей не называют себя либертарианцами, настаивая на традиционном обозначении своей идеологии («либерализм») или определяя себя как «классических либералов». Другие считают подобную приверженность старым терминам ошибочной, вносящей путаницу в политическую картину современного мира, что мешает распространению и пониманию либертарианских идей.
Диаграмма Нолана, предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 г.[6][7], служит для иллюстрации его утверждения, что либертарианство пропагандирует как экономическую, так и личную свободу, ограничивая вмешательство государства в жизнь общества. По мнению Нолана, это контрастирует с левым «либерализмом», который выступает только за «личные свободы», правым «консерватизмом», который выступает только за «экономические свободы», а также с популистским «авторитаризмом», сторонники которого добиваются жёсткого контроля государства за жизнью общества и перераспределении доходов от богатых к бедным.
В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание», введённый в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.).

Либертарианство и австрийская школа в экономической теории

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой в экономической теории, которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. На самом деле, хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство — политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

  • Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключённых договоров[8].
  • Либертарианцы считают, что налогообложение аморально, по сути ничем не отличается от грабежа и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров.
  • Либертарианцы выступают против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств[9], против всех или большинства правил градостроительного зонирования.
  • Либертарианцы являются убеждёнными противниками всеобщей воинской обязанности. Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.
  • Либертарианцы возражают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.
  • Часть либертарианцев выступает против ограничений на иммиграцию[10].
  • Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием[11].
  • Одним из легкоузнаваемых требований либертарианцев — неоднозначно воспринимаемым обществом, но совершенно естественно вытекающим из общей концепции — является требование полной легализации всех или большинства наркотиков[12][13].
Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11 % процентов людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так 41 % таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, 38 % поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, 42 % считают, что полиция должна иметь право останавливать «подозрительных людей»[14].

Критика

  • Другие государства не только будут мешать установлению анархии в стране, но и сильно затруднят доступ её товаров к себе (примеры: нынешние непризнанные страны).
  • Некоторые услуги, которые сейчас выполняет государство, трудно будет монетизировать (пример - дороги).
  • Так как пропадает государственное право, возникают некоторые проблемы в системе правосудия (к примеру: что делать, если стороны не договорятся о третейском суде, что делать тем, кто из-за нехватки денег или отсутствия страховки не может отстаивать свои интересы в частном суде).
  • Так как перестаёт действовать государственный контроль за экологией и все экологические стандарты, вполне вероятно ухудшение экологической ситуации.
  • Каждый человек сможет производить у себя в гараже химическое оружие и никто не будет иметь права его остановить, до самого акта использования (проблема борьбы с терроризмом).
  • Антимонопольное регулирование перестаёт действовать, что должно повлиять на цены. Особенно заметен эффект будет в коммунальных услугах.
  • Хотя либертарианцы считают, что наркоторговля должна быть легализована, большинство населения считает употребление наркотиков, особенно тяжёлых - недопустимым и достойным государственного вмешательства.

Люди, оказавшие существенное влияние на философию

См. также

Примечания

  1. 150 years of Libertarian (англ.) // Freedom. Vol. 69. — London: Freedom Press, 2008. — No. 23-4.
  2. Woodcock George. Anarchism: A History Of Libertarian Ideas And Movements. — Peterborough, Ont.: Broadview Press, 2004. — P. 16. — ISBN 9781551116297.
  3. Libertarianism. Encyclopædia Britannica. — «libertarianism, political philosophy that takes individual liberty to be the primary political value». Проверено 20 мая 2014.
  4. LPR. Deklaratsiya-o-printsipah.
  5. Libertarian // Online Etymology Dictionary [1] (англ.)
  6. David F. Nolan — Libertarian
  7. James W. Harris. Frequently Asked Questions ABOUT The World’s Smallest Political Quiz  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [1625 дней] — историякопия)
  8. Уоллтер БлокЛибертарианство и либертинизм
  9. Джессика Флэниган. Три довода против рецептурного отпуска лекарств. InLiberty.ru.
  10. Чандран Кукатас. Иммиграция и свобода. InLiberty.ru.
  11. Ужесточение контроля над оборотом огнестрельного оружия и общественная безопасность. Гэри Маузер
  12. Дэвид Бергланд. Либертарианство за один урок
  13. Брайан Доэрти. Мировая война против наркотиков: столетие неудач и бесплодных усилий
  14. You Don’t Know What 'Libertarian' Means | Alternet
  15. Анархо-капитализм Мюррея Ротбарда. Свободомыслящие. libertynews.ru. Проверено 2 июля 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.

Литература

Ссылки

Материалы на русском языке
Материалы на английском языке

Комментариев нет:

Отправить комментарий