Сексуально-положительный феминизм (просексуальный феминизм, сексуально-радикальный феминизм,
или сексуально либеральный феминизм) — феминистское движение с центральной
идеей сексуального раскрепощения женщин как необходимого компонента их свободы.
Представителями сексуально-радикального феминизма являются Эллен Уиллис (англ. Ellen
Willis), Сьюзи Брайт (англ. Susie
Bright), Патрик Калифиа (англ. Patrick
Califia), Гэйл Рубин (англ. Gayle
Rubin), Аведон Кэрол (англ. Avedon
Carol) и Бетти Додсон (англ. Betty
Dodson). Движение оформилось в начале 1980-х, в период интенсивных
секс-войн с лидирующими представителями антипорнографического феминизма Кэтрин Маккиннон (англ. Catharine
MacKinnon), Андреа Дворкин, Робин Морган (англ. Robin
Morgan) и Дорчен Лайдхолдт (англ. Dorchen
Leidholdt), считающими, что порнография имеет сильную причинно-следственную
связь с патриархальным контролем за сексуальностью женщин и провоцирует гендерное насилие[1].
Сексуально-положительный феминизм
обращается главным образом к причинам феминизма, не подразумевая, что сторонник
является членом феминистского движения[источник не указан 507 дней]. Термин
чаще всего используется по отношению к мужчинам, которые проявляют интерес к
феминизму и борются за права женщин[источник не указан 507 дней].
Множество мужчин-профеминистов вовлечено в политическую жизнь, чаще всего в
области защиты женских прав и насилия над женщинами.
Содержание
- 1 Основные положения
- 2 Возникновение
- 3 Главные политические вопросы, имеющие отношение к сексуально-либеральному феминизму
- 4 См. также
- 5 Дополнительная литература
- 6 Примечания
Основные
положения
Основой сексуально-положительного
феминизма является положение о том, что сексуальная свобода есть неотъемлемый
компонент свободы женщин. Исходя из этого, Сексуально-положительные феминисты
противостоят попыткам государства и общества контролировать сексуальную
активность между взрослыми людьми по их взаимному согласию, вне зависимости от
того, кто предпринимает эти попытки: государство, другие феминисты, противники
феминизма или любой другой институт. Они положительно относятся к группам сексуальных меньшинств, подчёркивая важность образования коалиций с членами тех групп, против которых оборачивается
отрицательное отношение к сексу. Сексуально-либеральный феминизм связан с
сексуально-либеральным движением.
Гейл Рубин так
подытожил суть конфликта из-за секса внутри феминизма: «…По этому вопросу в
феминистской мысли были представлены две тенденции. Первая критиковала
ограничения женского сексуального поведения и осуждало издержки, которые
общество возлагает на женщин, если они сексуально активны. Эта традиция феминистской
мысли призывала к сексуальному освобождению, которое было бы благом как для
женщин, так и для мужчин. Вторая тенденция рассматривала сексуальную свободу
как простое расширение мужских привилегий. Эта традиция происходит из
консервативной, враждебной сексу системы представлений».
Сексуально-положительный феминизм
объединяет борцов с цензурой, активистов ЛГБТ, феминистских учёных, сексуальных радикалов,
производителей порнографии и эротики и прочих. Сексуально-либеральные феминисты отвергают
неприятие мужской сексуальности, которое они приписывают многим радикальным феминистам. Они полагают, что патриархат ограничивает сексуальное
самовыражение людей, и желают увеличения сексуальных возможностей у всех людей,
без ограничения порнографии (Квин, 1996). Сексуально-либеральные феминисты
обычно отвергают «сексуальных эссенциализм», который они определяют как
«представление, что секс есть природная сила, существовавшая прежде социальной
жизни и формировавшая общественные институты». По их мнению, сексуальная
ориентация и гендер, как социальные структуры, испытывают огромное влияние
общества.
В частности, сексуально-либеральная
позиция сексуально-радикального феминизма происходит из глубокого сомнения в
том, что законы патриархата, ограничивающие сексуальность, могут способствовать
настоящим интересам женщин. Другие феминисты понимают сексуальное освобождение
женщин как главный мотив, в действительности руководящий женским движением. Наоми Вульф пишет: «Оргазм есть естественный телесный позыв к феминистской политике».
Феминисты-индивидуалисты противятся законам, ограничивающим продажу и рекламу противозачаточных средств. Шарон Пресли, «народный координатор ассоциации либертарных
феминистов», пишет, что в области сексуальности правительство вопиющим образом
дискриминирует женщин[источник не указан 507 дней].
Возникновение
Гейл Рубин (1984) и Венди МакЭлрой
утверждают, что корни сексуально-либерального феминизма восходят к XIX
столетию, что выразилось в деятельности сексуальных реформаторов и борцов за
сексуальное образование и доступ к противозачаточным средствам, как, например, Хэвлока Эллиса, Маргарет Сэнгер, Мэри Денетт и позднее
Альфреда Кинси. Тем не менее, современная ветвь сексуально-либерального
феминизма возникла после того, как в 1970-х годах феминистское движение
объявило порнографию орудием подавления женщин. Подъём феминизма второй волны, начавшийся в 1960-е, совпал с сексуальной революцией и изменением законодательства, ослабившим юридические
ограничения на доступ к порнографии. В 1970-е годы радикальные феминисты стали
все больше сосредотачиваться на вопросах сексуальности в патриархальном обществе.
Некоторые феминистские группы начали заниматься изданием предписаний по поводу
того, как должна выглядеть сексуальность, правильная с точки зрения феминизма.
В особенности это было характерно для групп лесбийских сепаратисток, но некоторые группы гетеросексуальных женщин, как,
например, Красные Чулки, тоже
начали действовать подобным образом. Многие феминисты стали относиться с
подозрением к удовольствию от секса как таковому. С другой стороны, были и
такие феминисты, как Бетти Додсон, которая считала, что удовольствие женщин от
секса и мастурбация станут главными причинами освобождения женщин[источник не указан 507 дней].
Порнография, тем не менее, не была основным вопросом; радикальные феминисты
были, в общем, против неё, но не считали этот вопрос особенно важным до
середины 1970-х. (Хотя были группы феминистов, боровшиеся за права проституток,
как COYOTE, проводившая кампанию за декриминализацию проституции.)
В конце 1970-х в американской
культуре всё сильнее было беспокойство о последствиях сексуальной свободы, в
том числе непосредственным показом секса и насилия в средствах
массовой информации, выходом в свет порнографии,
возросшей сексуальной
активностью подростков и такими
вопросами, как распространение детской порнографии и так называемых «снафф-фильмов». (Критики утверждают, что эта атмосфера дошла до моральной паники, достигшей своего пика в середине 1980-х). Эта
обеспокоенность нашла своё отражение в феминистском движении, когда радикальные
феминистские группы стали утверждать, что порнография есть опора патриархата и
прямо способствует насилию над женщинами. Робин Морган резюмировала эту идею в
своем изречении: «Порнография — теория; изнасилование — практика».
Андреа Дворкин и Робин Морган
страстно продвигали антипорнографическую позицию, основываясь на радикальном
феминизме, начиная с 1974 года, а феминистские антипорнографические группы,
(«Женщины против порнографии» и другие) стали особенно активны в Соединенных
Штатах Америки во второй половине 1970-х годов. Когда антипорнографические
феминисты стали выступать против не только порнографии, но и проституции и садомазохизма, другие феминисты забеспокоились по поводу тенденции,
которую принимало движение, и стали относиться как антипорнографическому
феминизму более критично. Это относилось к феминистам, практикующим БДСМ,
к борцам за права проституток и ко многим либеральным и антиавторитарным
феминистам, для которых свобода слова, сексуальная свобода и защита женской деятельности стояли
на первом месте.
Одним из первых возражений против
антипорнографической тенденции в феминистском движении было сочинение Эллен Уиллис
«Феминизм, Морализм и Порнография» (Уиллис, 1992а). В ответ на образование в
1979 году «Женщин против порнографии» Уиллис выразила опасение по поводу
попыток антипорнографических феминистов превратить феминизм в одностороннее
движение, и утверждала, что феминистам не следует провозглашать огульную
анафему всей порнографии и что ограничения на распространение порнографии могут
с той же легкостью быть приложены к речам, которые сами феминисты считают
правильными («Горизонты вожделения: одобряет ли женское движение секс?» 1981) .
Гэйли Рубин (1984) призывает феминистов переосмыслить свою теорию
сексуальности, говоря, что существующее отношение феминистов к сексу зачастую
рассматривает сексуальное раскрепощение как тенденцию, которая только
увеличивает мужские привилегии. Рубин критикует антипорнографических
феминистов, которые, как она утверждает, «фактически осудили любой вариант
сексуального самовыражения как противный феминизму», что, по её мнению, опасно
сближается с консервативной, антифеминистской сексуальной моралью. Рубин
призывает феминистов рассматривать политические аспекты сексуальности, не
продвигая сексуальные репрессии. Она также утверждает, что упреки в подавлении
женщин должны быть направлены против тех, кто заслужил их, против «семьи,
религии, образования, практики воспитания детей, средств массовой информации,
государства, психиатрии, дискриминации в сфере труда и неравной оплаты труда»,
а не против сексуальных меньшинств, имеющих относительно малое влияние.
Макэлрой (1995) утверждает, что для
феминистов в 1970-х и 1980-х обращение к вопросам сексуального самовыражения
было результатом фрустрации по поводу явных неудач феминизма в достижении
успеха на политической арене: в Соединенных Штатах Поправка о равных правах
провалилась, а право на аборт было поставлено под угрозу во время правления Рейгана.
Главные
политические вопросы, имеющие отношение к сексуально-либеральному феминизму
Порнография
Первым вопросом, объединившим
сексуально-либеральных феминистов, был, вероятно, вопрос порнографии, хотя в
настоящее время взгляды представителей этого движения на неё сложны и
неоднозначны. На протяжении 1980-х Андреа Дворкин и Катарина Маккиннон вместе
со своими сторонниками боролись за принятие антипорнографических постановлений
в целом ряде городов Соединенных Штатов и Канады. Первое такое постановление
было принято городским советом Миннеаполиса в 1983 году. Тактика Дворкин и Маккиннон состояла в том,
чтобы объявить показ порнографии сексуальной дискриминацией женщин и, таким
образом, нарушением их гражданских прав. На это сексуально-либеральные
феминисты отвечали, что законодательство против порнографии нарушает право
женщин на свободу слова. Вскоре после этого коалиции антипорнографических
феминистов и консервативных групп удалось провести схожее постановление в Индианаполисе. Позже это постановление было объявлено Федеральным судом
неконституционным.
Рубин пишет, что
антипорнографические феминисты преувеличивают опасность порнографии, показывая
наиболее шокирующие порнографические изображения (например, связанные с
садомазохизмом) вне контекста, подразумевая, что изображаемых женщин
действительно насилуют, но не обращая внимания на то, что эти сцены изображают
фантазии и используют актёров, которые согласились с тем, чтобы их так
показывали (Рубин, 1984). Сексуально-либеральные феминисты утверждают, что
доступ к порнографии важен для женщин так же, как для мужчин, и что в
порнографии как таковой нет ничего унижающего женщин (Макэлрой, 1996; Строссен,
2000). Антипорнографические феминисты не согласны с этим, часто указывая, что
само изображение подобных действий часто вдохновляет преступников на
претворение этого в реальность[источник не указан 507 дней].
Сексуальная
работа
Некоторые сексуально-либеральные
феминисты верят, что женщины и мужчины могут получить позитивный опыт в проституции, и что там, где она незаконна, проституцию нужно декриминализовать.
Они утверждают, что проституция необязательно плоха для женщин-проституток,
если к ним относятся с уважением и если их профессия не стигматизируется
обществом.
Другие сексуально-либеральные
феминисты держатся разнообразных взглядов на проституцию, расходясь в оценке
как её самой, так и её связи с классом, расой, торговлей людьми, и по многим другим вопросам. Сексуально-либеральные
феминисты в общем согласны, что сами проститутки не должны подвергаться
стигматизации или наказанию.
БДСМ
Садомазохизм критиковался
антипорнографическими феминистками за эротизацию власти и насилия и за
способствование мизогинии (Рубин, 1984). Они утверждали, что женщины, решающие
заняться БДСМ, делают выбор, который в конечном счете вреден для женщин.
Сексуально-либеральный феминистки возражают, что садомазохистские действия,
совершаемые по взаимному согласию, приносят наслаждение многим женщинам и
реализуют их сексуальные наклонности. Они утверждают, что феминисткам не
следует нападать на сексуальные желания других женщин как на «противные
феминизму» или интернализующие подавление, и что нет никакой связи между сексуально
необычными действиями, совершаемыми по взаимному согласию, и сексуальными
преступлениями. Некоторые антипорнографические феминистки полагают, что
существует связь между садомазохистскими сценами, совершаемыми добровольно, и
изнасилованием и сексуальными оскорблениями, совершаемыми по принуждению, но
сексуально-либеральные феминистки находят такие взгляды обидными для женщин.
Часто указывают, что в БДСМ роли не привязаны к полу, но определяются личными
предпочтениями.
Сексуальная
ориентация
Хотя расхожий стереотип приписывает
феминистскам лесбийские наклонности, Макэлрой (1995) отмечает, что многие
феминистки не хотели, чтобы их ассоциировали с гомосексуальностью. Бетти Фридан, одна из основательниц феминизма второй волны,
предостерегала против лесбиянства и называла его «угрозой лаванды» (позже она
отказалась от этих взглядов). Сексуально-либеральные феминистки верят, что
признание правомерности любой сексуальной ориентации необходимо для того, чтобы
женщины получили полную сексуальную свободу. Не дистанцироваться от гомо- и бисексуальности из-за боязни повредить имидж феминизма в большом свете, а
продвигать принятие их -вот, по мнению сексуально-либеральных феминисток,
необходимое условие освобождения женщин.
См.
также
О сексуально-либеральном феминизме
высказывались постмодернистская писательница Кэти Акер, порноактриса Нина Хартли, канадская анархистка-индивидуалистка Вэнди Макэлрой, новозеландская певица Лорд[2]
и другие.
Тема поддерживается несколькими
женскими коммерческими
организациями и НКО, среди которых наиболее крупной является основанная в 1989
году британская социальная сеть «Феминисты против цензуры»[en].
Феминистская порногафия
занимает небольшую, но развивающуюся нишу в порноидустрии. Так с 1986-го по 2006-й годы в США выпускался лесбийский эротический журнал On Our Backs[en],
в Канаде в 2006 году была учреждена кинонаграда за феминистскую порнографию Feminist Porn Award[en], а в 2009 году аналогичная награда PorYes[en]
на другом кинофестивале была впервые вручена в Германии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий