вторник, 31 марта 2020 г.

Инклюзивизм религиозный ♦ (ENG inclusivism, religious)


воззрение, согласно которому одна религия включает то, что считается истинным и ведущим к спасению в других религиях.

"Затрагивая тему разнообразия религий, необходимо отметить, что здесь существует два разных подхода: эксклюзивный и инклюзивный, или, если это перевести буквально на русский, – «исключительный» и «включительный» подходы.

Согласно эксклюзивному подходу, исключающему все другие пути, все идеи, отличные от определенной системы представлений, отвергаются как несостоятельные: «Воссоединиться с Всевышним можно только лишь в этой религии».

Инклюзивный же, или «включительный», подход подразумевает, что различные традиции описывают одну и ту же реальность с разных точек зрения.

Эксклюзивный подход упрощает жизнь тем, кто способен полностью уместить свою веру в определенный набор религиозных доктрин и представлений о жизни. Некоторые люди ценят такой подход за то, что он позволяет усваивать мудрость определенной традиции, никуда не уклоняясь. Однако для тех, кто живет в многонациональной и мультикультурной среде, религиозная ограниченность может стать препятствием на пути духовного прогресса, потому что она может породить критику духовных людей, неприязнь к «инакомыслящим» – к тем, кто идет к той же цели другими путями.

Эксклюзивный подход может быть очень хорош и даже в какой-то степени необходим как здоровый религиозный фанатизм на начальных этапах духовного роста. Но по мере духовного роста, укрепления связи с Богом он должен перерасти в искреннее уважение ко всем, кто то идет к Богу, в том числе и другими путями – в инклюзивный подход."

Высший вкус жизни. Выход из материальной игры.

Усанин Александр.

"Инклюзивизм - это способность одной религиозной традиции включать в себя и приспосабливать к себе инородные мифы, культы и даже божества других религий. Эксклюзивизм - обратная инклюзивизму тенденция, направленная на исключение из своей религии вторгающихся в нее инородных и чуждых ей элементов ради сохранения в чистоте определенных принципов своей веры. Логически следует предположить, что тотального инклюзивизма, как и тотального эксклюзивизма быть не может, ибо та религия, которая способна включить в себя абсолютно все, чуждое ей, перестанет быть самой собой, а, напротив, иная религия, которая отторгает от себя абсолютно все внешнее, вообще не сможет существовать ни в одной форме культуры. Опять же чисто логически можно утверждать, что инклюзивизм возможен только в том случае, если абсорбируемые элементы не нарушают и не затрагивают основ данной религии. Напротив, явление эксклюзивизма в некоторой религии означает наличие опасности того, что внешние факторы могут повредить и существенно исказить фундаментальные принципы этой религии. Таким образом, как инклюзивистские, так и эксклюзивистские религии оставляют свои первоначальные основы незыблемыми, - если ставить пока вопрос абстрактно. Обратимся теперь к истории конкретного применения терминов “инклюзивизм” и “эксклюзивизм” к тем или иным религиям. Понятие “эксклюзивизм” появилось в религиоведении для обозначения того, что определенная религия, как правило, религия монотеистическая содержит уникальную истину, и спасение возможно только посредством нее. Эксклюзивистской религии поэтому чужда и противоестественна тенденция включать в себя иных богов и иные культы.

Очевидно, что оппозиция “инклюзивизм индийских религий - эксклюзивизм христианства” коренится в противоположности “политеизм - монотеизм”: индийские религии, исповедующие политеизм хотя бы на популярном, культовом уровне, не только не страдают от привнесения в них извне иных богов, но даже обогащаются через это; напротив, христианство рассматривает иные языческие культы как запретное и преступное идолопоклонство.

инклюзивизм индийских религий не колеблет их фундаментальной основы - принципа мокши, нирваны; что заимствованный извне божественный персонаж может быть назван даже главным Богом в индуизме в силу пантеистической парадигмы политеистического (языческого) сознания."

Е.Н.Аникеева.

ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВИЗМЕ ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИЙ И ЭКСКЛЮЗИВИЗМЕ ХРИСТИАНСТВА.

Инклюзивная» религия — та, в которой в принципе допускается верность иных представлений о Боге. Последователи «эксклюзивных» религий, напротив, не приемлют «чужих» верований, заранее объявляя их в лучшем случае «заблуждениями», а в худшем – «ересью», «язычеством», «сектантством» и т.п.

Семитские этносы не смогли придумать ничего лучше, как просто выбрать одного бога из своего некогда обширного пантеона и провозгласить его одновременно и главным и единственным.

Догматические религии семитских народов так и не обрели той глубины мистического проникновения в суть вещей, какая свойственна религиям индоевропейцев. Не случайно и то, что иудаизм, христианство и ислам так и не создали ничего аналогичного йоге, медитации и боевым искусствам. Религии "рабов божьих" не нужны сильные духом люди. Их Единый Бог - это всего лишь подобие их земных деспотичных правителей, который наказывает и милует человека по собственному произволу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий