Анна Блейз.
Асмодей
(Асмодай, Ашмедаи, Ашмадия, Ашмодей, Асмодевс, Асмоди, Сидоней, Сидонай,
Хаммадай, Хашмодай)
Collin de Plancy Dictionnaire Infernal: №10. Асмодей (Asmodee) — демон-губитель;
согласно некоторым раввинам, он же — Самаэль. Он — начальник игорных домов. Он
подстрекает к мотовству и заблуждениям. Раввины утверждают, что когда-нибудь он
низложит Соломона, но вскоре после того Соломон смирит его сталью и принудит
помогать ему в битве за иерусалимский храм. Товия, по словам тех же раввинов,
дымом от печени некой рыбы изгнал его [т.е. Асмодея] из тела юной Сары, которая
была одержима этим демоном, после чего ангел Рафаил заточил его в безднах
Египта. Поль Люка утверждает, что видел его в одном из своих путешествий. Можно
было бы над ним за это потешаться, однако же в «Вестнике Египта» утверждается
что жители сей страны по сей день почитают змея Асмодея, у которого когда-то
был храм в пустыне Рианней. Утверждается, что змей этот сам рассекает себя на
части, после чего немедленно исчезает.
Некоторые
полагают, что этот Асмодей и есть древний змей, соблазнивший Еву. Евреи,
называвшие его «Асмодаи», возвели его в сан князя демонов, как можно видеть по
халдейскому пересказу. В преисподней он, согласно Виру, — сильный и
могущественный король о трех головах, из которых первая подобна голове быка,
вторая — человека, а третья — овна. У него змеиный хвост и гусиные лапы; он
дышит огнем. Является он, восседая верхом на драконе и держа в руке знамя и
копья. Тем не менее, в адской иерархии он подчиняется короля Амоймону
(Amoymon). Когда заклинаешь его, надобно держаться твердо и называть его по
имени. Он дарует перстни, изготовленные под влиянием некоего созвездия; он
подает людям советы о том, как сделаться невидимым, и наставляет их в
геометрии, арифметике, астрономии и искусстве механики. Ведает он и о кладах, и
можно заставить его открыть, где они находятся; ему повинуются 72 легиона.
Также его называют «Хаммадаи» (Chammadai) и «Содонаи» (Sodonai). Асмодей был
одним из демонов, одержавших Мадлен Бавен.
Johann Weyer
Pseudomonarchia Daemonum: №34. Сидонай (Sidonay), он же Асмодай (Asmoday), — великий король,
могучий и сильный. Он является о трех головах, из коих первая — как у быка,
вторая — как у человека, а третья — как у барана; у него змеиный хвост; он
изрыгает пламя изо рта; ноги у него, как у гуся; он восседает на преисподнем
драконе и несет копье и стяг; он — первый из всех, кто подвластен Амаймону.
Имея с ним дело, заклинатель должен быть отважен, пусть держится храбро и стоит
на ногах; если он укроет голову под шапкой [т.е., испугается и потеряет
самообладание], то все его занятия вскроются и станут известны, а если даже и
нет, то Амаймон обманет его во всем. Узрев же его [т.е. Асмодея] в
вышеуказанном облике, пусть немедля назовет его по имени, сказав: «Ты —
Асмодей»; и он не станет отрицать, и мало-помалу склонится до земли; он дарует
перстень добродетелей, он в совершенстве обучает геометрии, арифметике,
астрономии и ремеслам. На все вопросы он дает полные и правдивые ответы; он
делает человека невидимым; он указывает места, где зарыто сокровище, и охраняет
его, где оно подвластно легионам Амаймона; [самому же] ему подвластны семьдесят
два легиона.
«Гоэтия»
Кроули/Мазерса: Тридцать
второй Дух — Асмодей или Асмодаи (Asmodai). Это великий король, сильный и
могущественный. Он появляется о трех головах, из которых первая — как у быка,
вторая — как у человека, а третья — как у барана; к тому же, у него змеиный
хвост, а изо рта исходят языки пламени. Ноги у него с перепонками, как у гуся.
Он восседает на адском драконе и держит в руке копье со стягом. Он — первый и
наиотборнейший из всех, кто повинуется власти Амаймона; он идет впереди всех.
Если заклинатель вздумает призвать его, то пусть совершает это вне дома, и
пусть в продолжение всей операции стоит на ногах, сняв свою шапку или головной
убор; ибо, если тот будет надет, то Амаймон обманет его и предаст его занятия
огласке. Увидев же Асмодея в вышеозначенном облике, пусть Заклинатель тотчас же
назовет его по имени, промолвив: «Ты — Асмодей?» — и тот не станет этого
отрицать и вскоре склонится до земли. Он дарует перстень добродетелей; он
обучает искусствам арифметики, астрономии, геометрии и всем ремеслам без
исключения. Он даст правдивые и полные ответы на твои вопросы. Он учит человека
делаться невидимым. Он показывает место, где зарыт клад, и охраняет его. Среди
легионов Амаймона он властвует над 72 легионами низших духов.
Согласно
наиболее распространенной версии, имя «Асмодей» происходит от авестийского
«айшма-дэва», буквально — «демон буйства» (в зороастрийской мифологии
Айшма-дэва олицетворял ярость и разнузданность во всех ее проявлениях и
мыслился как антипод Сраоши — божества религиозного послушания). Другой вариант
этимологии, получивший распространение еще в XVI веке, приводит С.Л. Мазерс в комментариях
к «Священной магии Абрамелина» (1898): «Некоторые производят его от
древнееврейского “шамад” — “разрушать” или “искоренять”». Там же приводится и
третий вариант: «…от персидского глагола “азмонден” — “искушать”, “испытывать”
или “доказывать”».
Асмодей
впервые упоминается в девтероканонической Книге Товита как «злой дух».
Преследуя своим вожделением и ревностью Сару, дочь Рагуила, Асмодей убивает
одного за другим семерых ее мужей в брачную ночь: «… она была отдаваема
семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею,
как с женою» (3:8). Но когда к Саре собирается посвататься юный Товия, сын
Товита, ему на помощь приходит ангел Рафаил. По совету Рафаила Товия, войдя в
брачный чертог, сжигает на углях сердце и печень некой рыбы, и от запаха дыма
демон «убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» (8:3).
В
талмудических легендах Асмодей (Ашмедаи) предстает уже не столь зловещим, как в
Книге Товита, а гораздо более добродушным и даже забавным. При этом он наделен
великой мудростью и продолжает совершенствоваться, каждое утро посещая
«небесную академию». Он ведает будущее, относится к смертным без высокомерия и
злорадства, а подчас и с сочувствием. С другой стороны, в этих сказаниях
Асмодей приобретает еще более выраженные черты демона похоти: описывается его
вожделение к женам Соломона и к его матери Вирсавии. В одном из сюжетов Соломон
хитростью вынуждает Асмодея участвовать в строительстве иерусалимского храма; в
другом — сам Асмодей ухитряется победить Соломона и временно занять его трон.
Согласно самой известной версии, Асмодей похищает у Соломона перстень, дарующий
магическую власть, принимает его обличье и правит народом от его имени.
Лишившись перстня и перенесенный колдовской силой Асмодея в дальние страны, Соломон
несколько лет (от пяти до сорока, по разным версиям) скитается по свету как
нищий, пока, наконец, не находит выброшенный в море перстень в желудке рыбы и
не получает возможность вернуть себе царство. Согласно одному из мидрашей,
Асмодей в этом сюжете действует не по собственной воле, а по велению самого
Бога, решившего покарать Соломона за его грехи (в этой версии для защиты от
демона магического перстня не требуется: достаточно лишь возложить на грудь
пергамент с начертанным на нем именем Бога) или дать ему понять, сколь тщетны
все земные богатства и мирская слава.
Талмудические
легенды о Соломоне и Асмодее получили широкое распространение и стали известны
во множестве вариантов. В частности, в древнерусских апокрифах воспроизводятся
те же сюжеты, хотя Асмодей в них фигурирует под именем Китовраса. Этот
диковинный вещий зверь был изловлен Соломоном и удивлял его своей мудростью, а
после вступил с ним в противоборство и, по некоторым версиям, погиб. В
западноевропейском фольклоре в аналогичных сюжетах вместо Соломона и Асмодея
действуют Мерлин и Морольф (Маркольф, Морольд).
Другие
иудейские предания описывают Асмодея как плод кровосмесительной связи
Тувал-Каина и его сестры Наамы или как камбиона — получеловека-полудемона,
рожденного, согласно различным версиям, от Адама и демонической блудницы Наамы;
от некой дочери человеческой и падшего ангела; либо от царя Давида и суккуба по
имени Играт или Аграт (любопытно, что по этой последней версии Асмодей
оказывается единокровным братом царя Соломона). В силу своей двойственной
природы он становится царем всех шедим — демонов, родившихся от Адама
(человека) и Лилит (духа-суккуба) и, соответственно, тоже соединяющих в себе
два естества.
На
протяжении всей истории Асмодей периодически отождествлялся с другими демонами
— Аваддоном, Люцифером, Самаэлем и прочими. В отдельных источниках его именуют
Самаэлем Черным, чтобы отличать от старшего Самаэля (искусителя Евы), который,
согласно еще одной версии, породил Асмодея от Лилит, первой жены Адама. В
некоторых каббалистических легендах Асмодей — супруг младшей Лилит, которая «от
головы до пупка подобна прекрасной жене, а от пупка до земли [она] — огнь
пылающий». В этих преданиях Асмодей-Самаэль соперничает со старшим Самаэлем за
любовь младшей Лилит и выходит победителем; от Асмодея и Лилит рождается
«великий князь небесный, правящий 80 тысячами разрушителей и разорителей, имя
же ему — Меч Ашмодая-царя. И лик его пылает, как пламя огня».
Некоторые
мотивы, связанные с Асмодеем в талмудических преданиях и в Книге Товита, нашли
отражение в апокрифическом «Завещании Соломона» (I—III вв.) — родоначальнике
всей западной гримуарной традиции. Здесь царь вызывает и связывает этого
демона, чтобы тот помогал ему в строительстве храма. Асмодей вынужден
покориться, но в отместку предсказывает Соломону, что царство его вскоре
погибнет. Допросив демона, Соломон узнаёт, что справиться с ним можно при
помощи ангела Рафаила и воскурений внутренностями сома, обитающего в реках
Ассирии. Кроме того, раскрывается ряд сведений о самой природе Асмодея:
И тотчас я повелел привести другого демона ко мне, и
сей же миг приступил ко мне демон Асмодей в оковах, и я спросил его: «Кто ты
таков?» А он метнул на меня взор, полный гнева и ярости, и промолвил: «А ты кто
таков?» Я же сказал ему: «Ты уже наказан изрядно, так что отвечай мне». Но он
воскликнул во гневе: «Как отвечу тебе, когда ты — сын человеческий, я же рожден
дочерью человеческой от семени ангела, и слов от нашего рода небесного никто из
земнородных недостоин. Ярко сияет звезда моя в небесах, и одни люди называют ее
Повозкой [Ковш Большой Медведицы], другие же — сыном дракона. Я обитаю вблизи
той звезды. Итак, не спрашивай меня о многом, ибо вскорости царство твое падет,
и прейдет твоя слава. И тиранить нас будешь недолго; а после мы вновь обретем свободную
власть над людьми, и будут они почитать нас, как богов, не ведая имен тех
ангелов, что поставлены над нами, ибо они — только люди».
И я, Соломон, услышав эти слова, связал его крепче и
повелел выпороть его плетью из воловьей шкуры [вариант: розгой], а ему приказал
смиренно ответить мне, каковы его имя и род занятий. И он ответил мне так:
«Среди смертных я зовусь Асмодеем, а род занятий моих — злоумышлять против
новобрачных, дабы они не смогли друг друга познать. Я разлучаю их навсегда,
обрушив на них многие беды, и расточаю красоту жен, не познавших мужа, и
охлаждаю их сердца».
И я сказал ему: «Это единственное твое занятие?» А он
ответил: «Я ввергаю мужей в припадки безумия и страсти, так что они покидают
жен своих и ходят ночью и днем к другим, принадлежащим другим мужьям; и так они
впадают во грех и доходят до смертоубийства. [Вариант: Силою звезд я сею
безумие среди женщин, и нередко я учинял много убийств, одно за другим.]»
И я заклял его именем Господа Саваофа, сказав:
«Побойся Бога, Асмодей, и скажи мне, какой ангел помогает расстроить твои
замыслы». Он ответил: «То Рафаил, архангел, стоящий у престола Божьего. И
обращают меня в бегство печень и желчь одной рыбы, если воскурить ими на
тамариндовых углях». И я вновь приступил к нему и сказал: «Не скрывай от меня
ничего. Ибо я — Соломон, сын Давида, царя Израильского. Назови мне имя той
рыбы, которую ты так почитаешь». И ответил он: «Это рыба зовется глан [т.е.,
сом] и водится в реках Ассирии; потому-то я и скитаюсь в тех краях».
И сказал я ему: «Нет ли еще чего, что ты можешь
сказать о себе, Асмодей?» И он ответил: «Сила Божия, коя связала меня
нерушимыми узами Его печати, знает, что все, о чем я поведал тебе, — чистая
правда. Молю тебя, царь Соломон, не предавай меня воде!» Но я улыбнулся и
ответил: «Пока жив Господь, Бог отцов моих, будешь ты носить железные оковы и
месить ногами всю глину, что потребна для строительства Храма моего». И повелел
я принести десять сосудов, чтобы он носил в них воду. И демон испустил ужасный
стон и стал выполнять ту работу, к которой я его приставил. А поступил я так
потому, что этот лютый демон Асмодей даже грядущее ведал. И я, Соломон,
восславил Бога, ниспославшего премудрость мне, Соломону, рабу Его. И подвесил я
печень той рыбы и желчь ее на тростниковой пике, и сжег их над Асмодеем, ибо он
был уж слишком силен и надобно было смирить его нестерпимую злобу («Завещание
Соломона», 21—25).
Здесь
любопытен, среди прочего, намек на неприязнь Асмодея к железу. Этот мотив
встречается и в талмудических преданиях: работая на строительстве Соломонова
храма, Асмодей вместо металлических орудий пользовался шамиром (чудесным камнем
или, по другим версиям, волшебным существом в образе червя), который резал
обычный камень, как алмаз — стекло.
Однако страх
перед железом характерен для многих демонов западноевропейской традиции, тогда
как описанный здесь и в Книге Товита способ борьбы с Асмодеем при помощи
рыбного воскурения — едва ли не самое знаменитое в иудео-христианской
демонологии предписание о частных методах экзорцизма, пригодных не для всех, а
лишь для определенных злых духов. Впоследствии на этот способ в связи с
Асмодеем ссылались очень часто; среди прочих, его упоминает Джон Мильтон в
«Потерянном рае», описывая пряный морской воздух:
…Точь-в-точь
Такой же запах услаждал Врага,
Явившегося отравить его,
Хоть был он и приятен Сатане,
Не то что Асмодею — рыбный дух,
Из-за которого покинул бес
Товитову невестку и бежал
Из Мидии в Египет, где в цепях
Заслуженную кару он понес.
Такой же запах услаждал Врага,
Явившегося отравить его,
Хоть был он и приятен Сатане,
Не то что Асмодею — рыбный дух,
Из-за которого покинул бес
Товитову невестку и бежал
Из Мидии в Египет, где в цепях
Заслуженную кару он понес.
В
христианской демонологии Асмодей рассматривается как один из падших ангелов;
Григорий Великий (VI век), а вслед за ним и многие другие, включая Мильтона,
относили его к чину престолов. В легендах эпохи Возрождения Асмодей иногда
именуется «королем девяти преисподних» и упоминается в числе семи верховных
князей или королей ада, подчиненных адскому императору — Люциферу. В видениях
святой Франциски Римской (1384—1440) Асмодею отводится еще более высокое
положение: он — первый из трех князей, подвластных непосредственно владыке ада,
а до падения принадлежал к чину херувимов, стоящему на ступень выше престолов.
Но в «Книге священной магии Абрамелина» (ок. 1458) он, напротив, оказывается
рангом ниже, попадая в число восьми демонов, подчиненных четырем владыкам
адского государства.
Заимствовав
многие ранние представления об Асмодее, демонология Средних веков и Ренессанса
отвела ему две основные функции. Во-первых, Асмодей мыслится как демон
вожделения, разжигающий в человеке похоть и толкающий на блуд. Князем
«плотского греха» он предстает и в видениях святой Франциски, и в «Молоте
ведьм» (1486, где сказано, что «демон блуда и князь инкубата
и суккубата называется Асмодей, а в переводе — “носитель суда”. Из-за
блуда ведь разразился ужасный суд над Содомом и Гоморрой и над
другими городами»), и в классификации демонов, разработанной Петером Бинсфилдом
(1589), и во многих других источниках. Позднее Асмодей фигурировал в печально
известных историях массовой «одержимости» монахинь из Лудуна (1632) из Лувьера
(1647) (последний эпизод из истории охоты на ведьм подразумевает де Планси,
упоминая лувьерскую монахиню Мадлен Бовен), а в качестве «демона разврата» был
вскользь упомянут на страницах анонимного развлекательного романа XVII века
«История брата Раша». В том же столетии экзорцист Себастьян Михаэлис называет
Асмодея князем распутников, «пылающим желанием склонять людей к блудодейству»
(хотя в остальном Михаэлис отходит от стандартных соответствий: согласно его
классификации, Асмодей «был и <…> остается по сей день князем серафимов»
— наивысшего ангельского чина, а небесный противник его — не ангел Рафаил, а
Иоанн Креститель).
Во второй
своей традиционной функции этот демон разжигает в людях ярость и подстрекает к
мятежам и волнениям. Жан Боден в «Демономании ведьм» (1580) утверждает, что
Асмодей — одно из имен Сатаны как разрушителя и губителя и что Орфей
(«предводитель ведьм») якобы воспел его в одном из своих гимнов как «великого
демона-мстителя». В трактате Вира «О демонических иллюзиях» (1660)» Асмодей —
«дух или бог мрака [или: слепоты], разрушитель, рассеятель, он же изобилие
преступлений, или грехами обильный, или измеряющий огонь». Шекспир в «Короле
Лире» упоминает Асмодея (под сокращенным именем «Модо») как духа убийства, а во
втором томе «Мага» Баррета (1801) этот демон изображен на цветной иллюстрации
как один из «сосудов гнева».
Со временем
Асмодей приобрел и дополнительные функции — впрочем, тесно связанные с его
основной ролью искусителя. Его стали представлять повелителем моды и изящного
вкуса и изобретателем всевозможных увеселений (в том числе театра, музыки и
каруселей). Вдобавок этот демон, как отмечает, в частности, де Планси, приобрел
власть над игорными домами и азартными играми.
Французский
монах-бенедиктинец Огюстен Кальме (1672—1757) в своем «Словаре Библии»
произвольно толкует само имя Асмодея как «огонь (притягательность, желанность)
красивой одежды или роскошного платья», объясняя свойства этого демона его
происхождением от первого ювелира — Тувал-Каина и первой ткачихи — Наамы. Тот
же Кальме ассоциирует Асмодея с Египтом, куда тот бежал, потерпев поражение от
Товии (правда, не в такой причудливой форме, как де Планси и его источник —
французский натуралист и путешественник XVII—XVIII вв. Поль Люка):
«…великолепные руины величественнейших зданий и даже гробниц со всеми их
бесчисленными фресками и статуями, на которых показаны разного рода одежды,
блистающие самыми роскошными и дорогими украшениями, достаточно свидетельствуют
о том, что в древние времена Асмодей в Египте властвовал повсеместно и как
настоящий деспот».
Французский
писатель Алан-Рене Лесаж в романе «Хромой бес» (1709) излагает современные ему
представления об Асмодее устами самого этого демона, которого герой романа
случайно находит в бутылке, где тот томится в заточении:
— …я устраиваю забавные браки — соединяю старикашек с несовершеннолетними,
господ — со служанками, бесприданниц — с нежными любовниками, у которых тоже
нет ни гроша за душой. Это я ввел в мир роскошь, распутство, азартные игры и
химию. Я изобретатель каруселей, танцев, музыки, комедии и всех новейших французских
мод. Одним словом, я Асмодей, по прозванию Хромой Бес.
— Как! — воскликнул дон Клеофас. — Вы тот прославленный Асмодей, о котором есть знаменитые указания у Агриппы и в «Ключах Соломона»? Однако вы мне рассказали не про все ваши проказы. Вы забыли самое интересное. Я знаю, что вы иногда развлекаетесь тем, что содействуете несчастным любовникам. Доказательством служит то, что в прошлом году один мой приятель, бакалавр, добился при вашей помощи благосклонности жены некоего доктора из университета города Алькала.
— Правда, — отвечал дух, — но это я приберегал вам напоследок. Я бес сладострастия, или, выражаясь более почтительно, я бог Купидон. Это нежное имя мне дали господа поэты: они рисуют меня в очень привлекательном виде. Они утверждают, что у меня золотые крылышки, повязка на глазах, в руках лук, за плечами колчан со стрелами и что при этом я восхитительно хорош собой. Вы сейчас увидите, сколько тут правды, если выпустите меня на свободу.
— Как! — воскликнул дон Клеофас. — Вы тот прославленный Асмодей, о котором есть знаменитые указания у Агриппы и в «Ключах Соломона»? Однако вы мне рассказали не про все ваши проказы. Вы забыли самое интересное. Я знаю, что вы иногда развлекаетесь тем, что содействуете несчастным любовникам. Доказательством служит то, что в прошлом году один мой приятель, бакалавр, добился при вашей помощи благосклонности жены некоего доктора из университета города Алькала.
— Правда, — отвечал дух, — но это я приберегал вам напоследок. Я бес сладострастия, или, выражаясь более почтительно, я бог Купидон. Это нежное имя мне дали господа поэты: они рисуют меня в очень привлекательном виде. Они утверждают, что у меня золотые крылышки, повязка на глазах, в руках лук, за плечами колчан со стрелами и что при этом я восхитительно хорош собой. Вы сейчас увидите, сколько тут правды, если выпустите меня на свободу.
Будучи
выпущен на свободу, Асмодей предстает как низкорослый козлоногий человечек на
костылях, чрезвычайно уродливый, но облаченный в самые роскошные одеяния — и, в
том числе, великолепный плащ, покрытый рисунками, иллюстрирующими различные
проделки этого демона.
Благодаря
книге Лесажа Асмодей приобрел популярность и стал появляться на страницах
французских и английских сатирических произведений; его упоминают Байрон,
Бульвер-Литтон, Теннисон, Роберт Браунинг и другие писатели и поэты. Чаще он
изображается красавцем-щеголем, а не безобразным коротышкой, как у Лесажа, однако
в большинстве случаев сохраняет хромоту (обычное увечье многих демонов,
традиционно объясняющееся падением с небес). Уже в середине XX века Асмодей
становится одним из героев философской повести Джеймса Кейбелла «Сын черта
самого: комедия о тучном тельце» (1949).
В магической
литературе Асмодей занимал видное место постоянно, начиная с эпохи Возрождения.
В распространенных с XVI века классификациях, связывающих силу демонов с
определенными отрезками года, он обычно соотносится с ноябрем или, иногда, с частью
зодиакального знака Водолея (с 30 января по 8 февраля). В каббалистических
классификациях демонов — в «Оккультной философии» (1531—1533) Агриппы, в
«Древнем фрагменте “Ключа Соломона”» (1865) и прочих источниках — Асмодей
предстает как предводитель духов гнева, возмездия и подстрекательства,
«карателей злодеяний», противостоящих ангелам сефиры Гебура (5-й сферы Древа
Жизни). Современный маг Томас Карлссон объединяет в своем описании Асмодея обе
его традиционных функции: «Асмодей олицетворяет неистовый огонь, революцию и
бунт. <…> Асмодей — разрушитель брачных уз и вдохновитель разврата».
© Анна
Блейз, 2012
© Thelema.RU
- See more at:
http://thelema.ru/demonologia/710-ashmoday.html#sthash.DikVG1qr.dpuf
Комментариев нет:
Отправить комментарий