суббота, 25 апреля 2020 г.

Империя Тан (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. 唐朝, Танчао)

Буддизм, возникший в Индии примерно во времена Конфуция, продолжил свое влияние в период Тан и был принят некоторыми членами императорской семьи, став полностью синицизированным и постоянным элементом китайской традиционной культуры. В эпоху, предшествовавшую неоконфуцианству и таким деятелям, как Чжу Си (1130—1200), буддизм начал процветать в Китае во времена Северной и Южной династий и стал доминирующей идеологией во времена процветающей династии Тан. Буддийские монастыри играли важную роль в китайском обществе, предлагая жилье для путешественников в отдаленных районах, школы для детей по всей стране и место для городских литераторов для проведения общественных мероприятий и собраний, таких как прощальные вечеринки. Буддийские монастыри также занимались хозяйством, так как их земельная собственность и крепостные давали им достаточно доходов для создания мельниц, маслобойных прессов и других предприятий. Хотя монастыри сохранили «крепостных», эти монастырские иждивенцы могли фактически владеть собственностью и нанимать других, чтобы помочь им в их работе, включая их собственных рабов.

С самого начала династия Ли сделала ставку на совмещение исконно-китайского и степного начал. Сам основатель династии, которого Л. Н. Гумилёв сравнивает в этом отношении с Александром Македонским, был человеком, хорошо знакомым с народами Великой Степи, их нравами и обычаями; таковыми же были и многие люди из его окружения. Первая часть правления Тан стала периодом интенсивного культурного обмена между двумя регионами; степь дала танскому Китаю передовое войско в виде тяжёлой одоспешенной кавалерии, в свою очередь, потомки кочевников были увлечены его богатством и древней, утончённой культурой. Для кочевников танский император одновременно выступал и в качестве хана / кагана равного им народа табгач; именно такое восприятие, в частности, закреплено в эпитафии тюркютскому хану Кюль-Тегину, который упоминает о себе и своём народе как о «кул» (вассалах, рабах) табгачского кагана и народа табгач, а не китайских подданных.

Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремёсла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткачества, красильного дела, гончарного производства, металлургии, кораблестроения. Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией, другими государствами при Тайцзуне. Развиваются наука и техника. В 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом. Распространяется пороховое оружие: сначала в виде устройств для фейерверков, ракет и «огненных змеев» на флоте, затем и в виде настоящих орудий для стрельбы снарядами. По всей стране распространилось чаепитие. Формируется особое отношение к чаю: чайное искусство (Ча И, 茶艺), благодаря которому чай, ранее рассматривавшийся как лекарство или один из продуктов питания, превратился в важный элемент китайской культуры. Китайская классическая литература увековечила имена знаменитых мастеров чайной церемонии эпохи Тан — Лу Туна и Лу Юя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий