Специфика
методов Ваджраяны
Ваджраяна — путь
трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой
Колесницы (Махаяны), но с характерными взглядом, поведением и методом
медитации.
Методом являются
визуализация образов медитативных божеств, мантры, мудры, почитание Гуру.
Практика в системе Ваджраяны
предполагает получение специального посвящения и сопутствующих ему наставлений
от достигшего реализации Пути учителя. Необходимыми качествами практикующего
являются мотивация сострадания, понимание пустотности и чистое ви́дение.
В Тибете ваджраяна считается
венцом учения Будды.
Все четыре существующие
сегодня школы тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг) относятся к
Ваджраяне.
Ваджраяна основана на
концепции Ади-будды — изначального Будды, по отношению к которому отдельные
будды (в том числе исторический Шакьямуни) считаются только формами его
воплощения.
В ваджраяне разработана чёткая иерархия существ:
- будды,
- бодхисаттвы,
- пратьекабудды,
- архаты,
- идамы,
- учители,
- местные божества.
По сути, ваджраяна — оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считаются не достоинства человека — пирамиты, а тайная мантра. При этом считается, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь.
Как и в классическом
тантризме, философские идеи в ваджраяне считаются недейственными без практики.
Средством достижения
состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в
сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр,
почитание духовного наставника.
В ваджраяне имеется
отсутствующий в других направлениях буддизма институт «живых богов» как якобы
реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей
божественного пантеона в живых людей.
Священными текстами
ваджраяны считаются «Ганджур» и «Данджур». В них наибольший упор делается на 2606
текстов, образующих 4 класса тантр: крийя-тантры (тантры действия),
чарья-тантры (тантры исполнения), йога-тантры (тантры йогической медитации),
ануттара-йога-тантры (тантры отцовские и материнские).
Под влиянием ваджраяны в
контакте с местными верованиями образовывались новые местные течения буддизма,
в которых буддийские философские идеи слились с многовековой народной
религиозной практикой: тибетский буддизм, монгольский буддизм, бурятский
буддизм, калмыцкий буддизм, тувинский буддизм. До недавнего времени все эти
дочерние формы ваджраяны обозначались термином «ламаизм», который в первой
половине XIX веке появился в европейской науке, откуда попал в российскую,
китайскую и японскую терминологию.
На конец XX века число
приверженцев ваджраяны составило более 19 миллионов человек, из них в Тибете —
5 миллионов, в Бутане — 1 миллион.
Комментариев нет:
Отправить комментарий