Сотворение
мира
В египетской мифологии не
существовало единых представлений о сотворении мира.
Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну (Гелиополь),
Гермополь (Шедет) и Мемфис —
выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополиса,
центра культа Солнца,
ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и
восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По
гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них
же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Стоя на его вершине,
Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара
родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба.
Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут
произвели на свет Осириса, Исиду, Сету, Сета и Нефтиду, олицетворяющих
соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала
в городе Гермополисе, где считали,
что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмёрка
состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет
соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства,
Кук и Каукет — вечной тьме.
Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она
состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих
невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и
отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Ещё одна версия творения появилась в
Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и
самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской,
однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его
языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на
принципе логоса, то есть созидании
словом и волей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий