ნაწილობრივ შემეცნებითი და ნაწილობრივ გასართობი მულტითემატური ბლოგი. ბლოგში მოცემულია; ეროტიზმი, კულტურა, რელიგია, ფილოსოფია, პოლიტიკა, ხელოვნება, ეზოთერიზმი, კონსპიროლოგია, ანიმე, დოკუმენტალისტიკა, კინემატოგრაფი, ლექციები, სემინარები და აუდიოწიგნები, სტატიები, ნარკვევები და ა.შ. ბლოგის ავტორის მსოფლმხედველობაა - პანენთეიზმი, შაკტიზმი, ტანტრიზმი, პოლითეიზმი. Lokaha Samasta Sukhino Bhavantu!
понедельник, 17 февраля 2020 г.
Сурья-Нараяна
В Вишну-сахасранаму (1000 имен Вишну) вошли эпитеты Сурьи: Джьоти (светящийся), Рави (полуденное Солнце), Вирочана (сияющий), Савитар (наделяющий жизнью), а также само имя Сурьи. Одна из форм Вишну, называемая Сурья-Нараян, имеет иконографию, аналогичную Сурье на солнечной колеснице.
в иконографии Нараяна может передвигаться на солнечной колеснице. Более того, поклонение Солнцу сохранилось в образе Сурья-Нараяна или солнечного Нараяны. Специальные пуджы в честь Сурья-Нараяны проводятся по воскресеньям и другим предписанным правилами случаям. Для Сурья-Нараяне построено множество древних (Храм солнца в Конараке от XIII века) и современных храмов (Храм Шри Сурья Нараяна Свами в Бангалоре от 1995 года).
Как и многие другие природные явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во многих культурах Солнце было объектом поклонения. Культ Солнца существовал в Древнем Египте, где солнечным божеством являлся Ра. У греков богом Солнца был Гелиос, который, по преданию, ежедневно проезжал по небу на своей колеснице. В древнерусском языческом пантеоне было два солнечных божества — Хорс (собственно олицетворённое солнце) и Даждьбог. Кроме того, годовой празднично-ритуальный цикл славян, как и других народов, был тесно связан с годовым солнечным циклом, и ключевые его моменты (солнцестояния) олицетворялись такими персонажами, как Коляда (Овсень) и Купала.
У большинства народов солнечное божество было мужского пола (например, в английском языке применительно к Солнцу используется личное местоимение «he» — «он»), но в скандинавской мифологии Солнце (Суль) — женское божество.
В Восточной Азии, в частности, во Вьетнаме Солнце обозначается символом 日 (китайский пиньинь rì), хотя есть также и другой символ — 太阳 (тай ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают на то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями — инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными природными силами, причём Луна считалась связанной с инь, а Солнце — с ян.
В каббале Солнце соотносится со сфирой Тиферет (См. также Халдейский ряд). В астрологии соотносится с духом, сознанием, а также жизненными силами организма. В астрологии каждому человеку приписывается знак зодиака по условному положению Солнца среди зодиакальных созвездий в день рождения.
Соля́рные мифы (лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами.
Вопреки предположениям этнографов XIX — начала XX веков, в «примитивных», архаичных религиозно-мифологических системах особо чтимого «культа Солнца» не наблюдается. В них Солнце воспринимается как второстепенный персонаж или даже неодушевлённый предмет. К числу архаических солярных мифов принадлежат мифы о возникновении Солнца и уничтожении лишних солнц, об исчезновении и возвращении Солнца, распространённые у африканских, сибирских, австралийских народов. Архаичными, как предполагает Вячеслав Иванов, представляются также близнечные мифы о Солнце и Луне и мотив «небесной свадьбы». В наиболее древних вариантах (в частности, у сибирских народов) Солнце в этой паре представляет женщину, а Луна — мужчину.
По предположению этнографа Артура Хокарта, культ Солнца выдвигается на передний план в культурах, где увеличивается роль «священного царя». В шумеро-аккадской мифологии бог солнца Шамаш ещё уступает по значению богу луны, но уже становится одним из самых почитаемым божеств. Важнейшую роль солярные культы играют в древнеегипетской религии. В числе египетских солнечных божеств — Ра, Гор, Амон, Хепри — бог-скарабей, катящий по небу Солнце. В XIV веке до н. э. фараон Эхнатон предпринимает попытку радикальной религиозной реформы и вводит в Египте единый культ Атона (изначально — олицетворение солнечного диска).
Важное место солярные культы занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня и образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных божеств — древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол. Солярное происхождение имеет главное божество зороастризма Митра.
Различные исследователи связывают с культом Солнца славянских богов Дажьбога, Хорса, Ярилу; недостаток сведений по славянской дохристианской мифологии не позволяет однозначно подтвердить или опровергнуть эти построения.
Развитые солярные культы существовали в Южной и Мезоамерике (Уицилопочтли, Инти).
Верховное божество в японском пантеоне синтоизма — солнечная богиня Аматэрасу.
Этнографы мифологической школы XVIII—XIX вв. придавали солярным мифам преувеличенное значение, объявляя олицетворениями Солнца различных культовых героев и мифологических персонажей, которые на самом деле не имеют с ним реальных связей.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий