Примерно к 8 веку в шактистских
тантрах также включается в систему кундалини-йога.
Согласно базовой концепции кундалини-йоги, Высшая
Сила вселенной присутствует в
человеческом теле, где пребывает в статичном или дремлющем
состоянии. Единственной целью тантриков является пробудить
кундалини и вызвать ее подъем в теле через различные практики.
Такие представления находят свое недвусмысленное выражение в Деви-пуране
(10.9.7-8), Саундарьялахари Шанкарачарьи
(9.10) и Малатимадхаве (5.1) Бхавабхути. В этом последнем тексте также речь
идет об учении о ньясе (очищении тела благодаря рецитации мантр) (5.21)
(23). Самая значимая янтра в традиции шактистского тантризма это Шри-янтра.
Последней важной вехой в развитии тантрического
шактизма явилось включение важнейших богинь в класс десяти
махавидий. Это произошло после принятия Тары в шактистский пантеон в восточной
Индии около 12 в. Десять махавидий это Кали, Тара, Шодаши
(Сундари), Бхуванешвари, Трипура Бхайрави, Матанги, Бхайрави, Матанги, Багала,
Чхиннамаста, Дхумавати и Камала (Лакшми); они отождествляются с десятью
аватарами Вишну.
Кали, Тара, Чхиннамаста, и Дхумавати ассоциируются с каликулой,
оставшиеся богини связываются со шрикулой. В Шактизме
выделяются две основные формы: "Шри-кула"-семейство
богини "Шри", т.е. Лакшми, и "Каликула",
т.е. семейство Кали. Шри-кула уважает брахманическую традицию, она
распространена в основном на юге Индии, Кали-кула
отвергает ее, и распространена на севере и востоке Индии. Высшая Мать почитается
в равной степени представителями обоих направлений, но ради инициации
от преданных требуется следовать одному из них, хотя оба в конечном итоге ведут
к одной и той же цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий