Имеется много различных классов «элементариев» и «элементалов». Самые
высокие по своей разумности и ловкости среди первых — это так называемые
«земные духи». Сейчас достаточно сказать о них, что это лярвы, или тени тех,
кто жил на земле, равным образом как добрых, так и злых. Они являются низшим
принципом всех бестелесных существ, и их можно разделить на три группы. Первая
включает в себя тех, кто полностью отказался от духовного света и умер глубоко
погруженный в трясину материи, и от греховных душ которых постепенно отделялся
бессмертный дух. Собственно говоря, они являются бестелесными душами
развращенных людей; их души, отделившись за некоторое время до смерти от своего
божественного духа, утратили таким образом свой шанс на бессмертие. Элифас Леви
и некоторые другие каббалисты делали лишь очень небольшое различие между
элементарными духами, которые были людьми, и теми существами, которые населяют
стихии и являются слепыми силами природы. Разлученные со своими телами, эти
души (называемые также «астральными телами»), особенно в случае чисто
материалистических личностей, неукротимо притягиваются к земле, где получают
временную жизнь среди стихий, соответствующих их природе. Из-за того, что в
течение своей естественной жизни они никогда не культивировали свою духовность,
но подчиняли ее материальному, они не приспособлены и не годятся для
возвышенной деятельности чистого бестелесного существа, для которого земная
атмосфера является удушающей и зловонной. Силы, притягивающие ее, не только
удалены от земли, но и она сама не может, даже если бы и хотела, благодаря
своему дэвачаническому состоянию, иметь каких-либо сознательных взаимоотношений
с землей и ее обитателями. Исключения из этого правила будут указаны далее.
После более или менее продолжительного периода времени эти «материальные» души
начнут распадаться, и наконец, подобно туману, они рассеются, атом за атомом,
среди окружающих элементов.
Они являются «оболочками», которые остаются в течение долгого времени в
Камалоке; насыщенные всеми земными испарениями, их камарупы (тела желаний),
растолстевшие от чувственности и ставшие непроницаемыми для одухотворяющего
влияния высших принципов, долго не гибнут и угасают с трудом. Нас учат, что
иногда они могут сохраняться в течение столетий, прежде чем произойдет окончательный
распад на соответствующие элементы.
Вторая группа включает всех тех, кто, имея в себе определенную долю
духовности, однако в большей или меньшей степени привязан к земным вещам и
земной жизни, и чьи устремления и пристрастия сконцентрированы в большей
степени не на небе, а на земле; пребывание в Камалоке останков этой группы
людей, принадлежащих к средним человеческим существам, имеет гораздо меньшую
длительность, и все же достаточно длинную и зависящую от интенсивности их
желания жить.
Оставшиеся, то есть третий класс, бестелесные души тех, чьи тела погибли от
насилия; они представляют собой людей во всем, за исключением физического тела,
пока не исчерпается срок их жизни.
Среди элементариев каббалисты признают также то, что мы называем
психическими эмбрионами, — «первообразец» формы у ребенка, который должен
существовать. В соответствии с учением Аристотеля имеется три принципа
естественных тел: «первообразец» (парадигма), содержание и форма. Эти принципы
можно использовать и в данном конкретном случае. «Первообразец» нерожденного
ребенка располагается в невидимом разуме Универсальной Души, в которой от
вечности существуют все виды и формы — «первообразец» рассматривается
философией Аристотеля не как принцип, участвующий в построении тел, но как некое
внешнее, по отношению к ним, свойство; ибо в этом случае материя не переходит
из той формы, которую она имеет, в ту форму, которую она должна получить. Хотя
первообразец формы неродившегося ребенка, так же как в случае предполагаемой
формы несделанных часов, — это то, что не является ни субстанцией, ни
протяженностью, ни качеством, ни каким-либо видом существования, — и все же это
нечто, что существует, хотя для того, чтобы приобрести внешний вид, оно должно
приобрести объективную форму — коротко говоря, абстрактное должно стать
конкретным. Таким образом, поскольку этот «первообразец» материи передается
энергетическим путем универсальному эфиру, он обретает материальную форму, хотя
и сублимированную. Если современная наука учит, что человеческая мысль «влияет
одновременно и на вещество другой вселенной», как может тот, кто верит в
Универсальный Разум, отрицать, что божественная мысль передается посредством
того же самого энергетического закона нашему общему посреднику, универсальному
Эфиру — низшему Миру-Душе? Поистине верно, что оккультная философия отрицает
разум и сознание, присущее этим конечным и зависящим от условий проявлениям
этого мира материальных феноменов. Но ведантическая и буддийская философии,
говоря об этом как об Абсолютном Сознании, показывают, что форма и прогресс
каждого атома обусловленной вселенной должны существовать в нем в течение
бесконечных циклов Вечности. И если это так, то отсюда должно следовать, что
когда Божественная Мысль проявляется объективно, то ее энергия достоверно воспроизводит
внешний вид того, чей «первообразец» уже содержится в божественном разуме. Не
следует однако понимать это таким образом, что эта Мысль создает материю, или
даже ее «первообразец». Нет; она развивает из скрытого в ней эскиза лишь
замысел будущей формы; материя, которая служит для того, чтобы исполнить этот
замысел, уже имеется в наличии и готовится к тому, чтобы сформировать
человеческое тело через серию прогрессивных трансформаций в ходе эволюции.
Формы проходят; идеи, которые создают их, и материал, который дает им
объективность, остаются. Эти модели, поскольку они еще лишены бессмертного
духа, являются «элементалями» — или, лучше, психическими эмбрионами — которые,
когда приходит их время, погибают для невидимого мира и рождаются в видимом,
как человеческие младенцы, получающие in transitu Божественное Дыхание, называемое Духом, которое придает окончательную
форму совершенному человеку. Этот класс не может субъективно или объективно
общаться с людьми.
Существенное различие между телами такого эмбриона и элементала состоит с
том, что эмбрион — будущий человек — содержит в себе частицу каждого из четырех
великих царств, то есть: огня, воздуха, земли и воды; в то время как элементал
имеет частицу лишь одного из этих царств. Так, например, саламандра, или
огненный элементал, имеет лишь часть первоначального огня и ничего более.
Человек выше их, и закон эволюции проявляет в нем наличие всех четырех царств.
Поэтому, элементалы огня не могут быть обнаружены в воде, или овоздушных
лементалов нельзя найти в огне. И так как частица воды обнаруживается не только
в человеке, но и в других телах, элементалы реально существуют среди других тел
и в них во всякой субстанции подобно тому, как духовный мир существует в
материальном. Но последние представляют собой элементалов в их наиболее
первичном и латентном состоянии.
II
Другой класс представляет таких элементальных существ, которые никогда не
разовьются в человеческие существа в этой манвантаре, но занимают, так сказать,
определенную ступеньку на лестнице бытия, и, по сравнению с другими, могут быть
правильно названы природными духами, или космическими действующими силами
природы, причем каждое существо ограничено своей собственной стихией и никогда
не может пересечь границы других. Это те, которых Тертуллиан назвал «принцами
воздушных стихий».
В учениях восточных каббалистов, западных розенкрейцеров и алхимиков о них
говорилось как о созданиях, развившихся из четырех
царств — земли, воздуха, огня и воды — и их соответственно называли гномами,
сильфами, саламандрами и ундинами. Эти силы природы могут действовать как послушные работники всеобщего
закона, или же могут служить, как это показано выше, бестелесным духам — чистым
или нечистым — и живым адептам магии и колдовства, производя желаемые
феноменальные результаты. Такие существа никогда не становятся людьми.*
__________
* Люди, которые верят в силу
ясновидения, но склонны отвергать существование в природе каких-либо других
духов, кроме бестелесных человеческих духов, будут заинтересованы отчетом о
некоторых наблюдениях ясновидения, которые появились в лондонском «Спиритуалисте»
за 29 июня 1877 г. Приближается гроза, и провидцы видят «светящегося духа,
возникающего из темного облака и пересекающего с быстротой молнии небо, и,
несколькими минутами позже, диагональную линию темных духов в облаках». Таковы
маруты в Ведах.
Широко известный лектор, автор и
ясновидящая, миссис Эмма Хардинг Бриттен опубликовала отчет о своих знаменитых
опытах с такими элементальными духами. Если спиритуалисты примут ее «духовный»
опыт, они вряд ли смогут отрицать ее доказательства в пользу оккультных теорий.
Под общим названием фей, или волшебниц, эти духи стихий появляются в мифах,
баснях, преданиях и поэзии всех народов, древних и современных. У них
существует целый легион имен — пери, девы, джинны, сильваны, сатиры, фавны,
эльфы, гномы, тролли, норны, ниссы, брауни, некки, карлики, ундины, водяные,
русалки, гоблины, понки, баньши, келпи, пикси, лешие, домовые, дикие женщины,
белые леди — и многие другие. Их видели, их боялись, восхваляли и проклинали,
их вызывали во всех странах во все века. Должны ли мы из этого сделать вывод о
том, что все, кто встречались с ними, были в состоянии галлюцинации?
Эти элементалы являются главными действующими силами бестелесных и никогда
не видимых «оболочек», вызывающихся в качестве духов во время спиритических
сеансов, и они, как показано выше, производят все феномены, кроме субъективных.
В рамках данной статьи мы принимаем термин «элементал» для обозначения
только таких природных духов, не присоединяя к ним никаких других духов,
воплощенных в человеческую форму. Элементалы, как уже говорилось, не имеют
формы, и, пытаясь сказать о том, что они из себя представляют, лучше всего
говорить, что они являются «средоточиями силы», имеющими инстинктивные желания,
но не обладающими сознанием, как мы его понимаем. Поэтому их поступки могут
быть как добрыми, так и дурными, без разницы.
Верят, что этот класс обладает лишь одним из трех главных атрибутов
человека. Они не имеют ни бессмертного духа, ни материального тела, но только
астральную форму, которая действует в разной мере в стихии, к которой она
принадлежит, а также в эфире. Они представляют собой комбинацию сублимированной
материи и рудиментарного разума. Некоторые из них остаются неизменными в
течение нескольких циклов, но все же не имея индивидуальности и действуя, так
сказать, коллективно. Другие, принадлежащие к определенным стихиям и видам,
изменяют форму в соответствии с точным законом, объясненным каббалистами.
Наиболее плотные из этих тел обычно все же достаточно нематериальны, чтобы
избегнуть восприятия с помощью обычного физического зрения, но в то же время
достаточно субстанциональны, чтобы быть прекрасно различимыми с помощью
внутреннего видения, или ясновидения. Они не только существуют и могут обитать
в эфире, но могут руководить и управлять им для получения физических эффектов
столь же легко, как мы можем сжимать воздух или воду для подобных целей с
помощью пневматических и гидравлических машин; в таких занятиях они легко могут
помочь «человеческим элементариям», или «оболочкам». Более того, они могут так
сгущать их, что образуют для себя материальные тела, которые благодаря их
Протеевой силе могут принимать такое сходство, какое они захотят, благодаря
тому, что они принимают в качестве модели изображения, которые они обнаруживают
в памяти живых людей. Необязательно думать о человеке в момент его
«воплощения». Его образ может стереться за многие годы до этого. Разум получает
неизгладимое впечатление даже от случайных встреч или от человека, с которым
столкнулся лишь однажды. Как для чувствительной фотографической пластинки
достаточно экспозиции в течение нескольких секунд, чтобы навсегда сохранить
облик снимаемого человека, то же самое верно и для разума.
В соответствии с учением Прокла, высшая область от Зенита Вселенной до Луны
принадлежит богам, или планетарным духам, в соответствии с их иерархией и
классами. Высшими среди них были двенадцать хупер-ураниоев, или
трансцендентальные боги, с целым легионом подчиненных даймонов под их командой.
За ними по рангу и силе следовали эгкосмиои, или космические боги, каждый из
которых руководил огромным количеством даймонов, которым они передают свою силу
и видоизменяют ее в соответствии со своей волей. Эти очевидные
персонифицированные силы природы в их взаимоотношениях, представленных тремя
классами, или элементалы — мы уже описывали.
Далее Прокл показывает в соответствии с герметической аксиомой — о типах и
прототипах — что низшие сферы имеют свои подразделения и классы существ так же,
как и высшие небесные, и первые существа всегда подчинены более высшим. Он полагает,
что четыре стихии наполнены даймонами, соглашаясь с Аристотелем, что вселенная
полна, и в природе нет пустоты. Даймоны земли, воздуха, огня и воды
представляют собой эластичные, эфирные и полу-телесные существа. Существуют
такие классы существ, которые исполняют роль посредников между богами и людьми.
Хотя они и обладают низшим разумом, чем шестой порядок высших даймонов, эти
существа непосредственно управляют элементами и органической жизнью. Они
управляют ростом, цветением, свойствами и различными изменениями растений. Они
являются персонифицированными идеями или свойствами, которые были спущены из
небесной Гили в неорганическую материю; и, так как царство растений — это более
высокая ступень, чем царство минералов, эти эманации небесных богов обрели
форму и существование в растениях, они стали их «душами». И это то, что названо
в учении Аристотеля «формой» в трех принципах естественных тел, которые
классифицированы им как «первообразец», материя и форма. Его философия учит,
что кроме подлинной материи необходимо наличие другого принципа для завершения
триединой природы каждой частицы, и это — форма, невидимая, но все же, в
онтологическом смысле слова, субстанциональная сущность, на самом деле отличная
от самой материи. Таким образом, в животном или растении — кроме костей, мяса,
нервов, мозга и крови в первом; и кроме мясистого вещества, тканей, жилок и
соков во втором, кровь и соки которых, циркулируя по венам и жилкам, питают все
части животного и растения; и кроме духов животного, которые являются
принципами движения, и химической энергии, которая преобразуется в жизненную
силу в зеленом листе, — в них должна быть субстанциональная форма, которую
Аристотель в случае лошади назвал лошадиной душой; Прокл — даймоном какого-либо
минерала, растения или животного; и средневековые философы — элементарными
духами четырех царств.
Все это в нашем веке считается «поэтической метафизикой» и великим
суеверием. Согласно точным онтологическим принципам, в этих старых гипотезах
все же есть некоторая тень вероятности, некоторый ключ к обретению недостающего
звена, приводящего в недоумение точную науку, которая стала в последнее время
столь догматичной, что все то, что лежит за пределом круга знаний индуктивной
науки, объявляется нереальным. И, как утверждает профессор Джозеф Ле Конт,
некоторые известные ученые «высмеивают использование термина «жизненная сила»,
или витальность, как пережиток суеверий.* Де Кендолл предлагает термин
«жизненное движение», вместо жизненной силы;** таким образом подготавливается
последний научный скачок, который преобразует бессмертного, мыслящего человека
в автомат с часовым механизмом внутри него. «Но», — спрашивает Ле Конт, —
«можем ли мы представить себе движение без силы? И если движение индивидуально,
то он также является формой силы».
__________
* Дж. Ле Конт, «Взаимоотношения
жизненной силы с химической и физической силами».
** «Archives des
Sciences», xiv, декабрь 1872 г.
В еврейской каббале природные духи были известны под
общим именем шедим
и разделялись на четыре класса. Индусы
называли их бхутами или дэвами, и персы также называли их всех дивами; греки невнятно
обозначали их даймонами; они
были известны египтянам как Африты. По словам Кайзера, древние мексиканцы верили в
многочисленные жилища духов, в одном из которых пребывали тени невинных
младенцев вплоть до их рождения; в другое, находящееся на солнце, восходили
доблестные души героев; в то время как ужасные призраки неисправимых грешников
были приговорены к блужданиям и отчаянию в подземных пещерах, находясь в оковах
земной атмосферы, не желающие и не способные освободить себя. Это замечательным
образом доказывает то, что «древние» мексиканцы знали кое-что о доктринах
Камалоки. Эти духи проводили свое время, общаясь со смертными и пугая тех, кто
мог их видеть. Некоторые африканские племена знали их под именем йоваху. В
индийском пантеоне, как мы уже не раз отмечали, имеется не менее 330000000 духов разных
видов, включая элементалов, и некоторых из них брахманы называли дайтьями. Эти существа, как известно адептам, притягиваются к определенным четвертям
неба благодаря такому же таинственному свойству, которое заставляет магнитную
иголку поворачиваться к северу; некоторые растения также подчиняются этому
притяжению. Если учесть тот факт, что продвижение планет в космическом
пространстве должно производить какое-то нарушение в пластичной и разреженной
эфирной среде, подобно тому, которое пушечный выстрел производит в воздухе,
пароход — в воде; то можно сделать вывод, что на космическом плане определенные
планетарные конфигурации могут вызвать гораздо более сильные колебания и
привести к тому, что в данном направлении будут течь более сильные токи, чем в
других. Становится также очевидным, почему, посредством различных сочетаний
звезд, массы дружественных или враждебных элементалов могут спуститься в нашу
атмосферу, или в какой-то определенный ее участок. Их появление можно
определить по тем эффектам, которые они вызовут. Если наши английские астрономы
иногда способны предсказывать катаклизмы, такие как землетрясения и наводнения,
то индийские астрологи и математики могут делать то же самое, и делают это с
гораздо большей точностью, хотя они руководствуются при этом тем, что нашим
современным скептикам кажется в высшей степени абсурдным. Считается, что
различные виды духов имеют особую симпатию к определенным человеческим
темпераментам, на которые они и действуют наиболее охотно. Так, люди желчного,
лимфатического, нервного, или сангвинического, темпераментов будут подвергаться
благоприятному или неблагоприятному влиянию в зависимости от условий
астрального света, зависящего в свою очередь от различных аспектов планетарных
тел. Усвоив этот общий принцип благодаря наблюдениям, длящимся на протяжении
многих веков, адепту-астрологу нужно было только установить, какой была
конфигурация планет в предшествующей дате, и соотнести свои данные с
последующими фазами движения небесных тел, после чего он мог набросать, с
достаточной точностью, судьбу человека, гороскоп которого составлялся, и даже
предугадать будущее. Точность гороскопа зависела, естественно, не только от
астрономической эрудиции, но и от его знания оккультных сил и природных
явлений.
Пифагор учил, что вся Вселенная представляет собой одну обширную серию
математически точных комбинаций. Платон описывает Божество, исходя из геометрических
принципов. Мир держится тем же самым законом равновесия и гармонии, при помощи
которого он был создан. В гармоничных круговращениях сфер центростремительная
сила не может проявить себя без центробежной, и все формы являются продуктом
этой двойственной природной силы. Таким образом, чтобы проиллюстрировать это,
мы можем рассмотреть дух в качестве центробежной, а душу — центростремительной,
духовных энергий. Находясь в совершенной гармонии, обе силы дают один
результат; нарушение центростремительного движения земной души, стремящейся к
центру, который ее притягивает, остановка ее движения посредством того, что ее
нагружают более тяжелым грузом материи, чем она способна нести; и гармония
целого, которая и была жизнью — разрушена. Индивидуальная жизнь может
продолжаться только тогда, когда она поддерживается этой двойственной силой.
Малейшее отклонение от гармонии повреждает ее; когда она разрушается без
надежды на восстановление, силы обособляются, и форма постепенно исчезает.
После смерти развратных и грешных людей наступает критический момент. Если в
течение времени человек не обращает внимания на последние и безуспешные попытки
внутреннего эго воссоединиться со слабо-мерцающими лучами своей божественной
монады; если он допускает, что эти лучи все более и более загораживаются
увеличивающимся материальным панцирем — душа, однажды освободившись от тела,
следует земному притяжению, и магнетически вовлекается и содержится в плотных
оковах материальной атмосферы Камалоки. Затем она начинает опускаться все ниже
и ниже, до тех пор, пока не обнаружит себя, когда к ней вернется сознание, в
том, что древние называли Аидом, а мы — Авичи. Исчезновение такой души никогда
не происходит мгновенно; оно может длиться столетия; поскольку природа никогда
не развивается прыжками и толчками, и астральная душа личности формируется из
элементов, закон эволюции должен ожидать своего времени. И тогда начинает
действовать суровый закон воздаяния, Йинь-юань буддийских посвященных.
Этот класс духов называется «земным», или «земными элементариями», в
противоположность другим классам, как мы это показали в начале. Но существует
другой, еще более опасный класс. На Востоке они известны как «братья теней»,
живые люди, захваченные земными элементариями; некогда — их хозяева, но в конце
концов они всегда становятся жертвами этих ужасных существ. В Сиккиме и Тибете
их называют дугпами (красношапочниками), в противоположность гелугпами
(желтошапочникам), причем к последним принадлежит большинство адептов. И здесь
мы должны попросить читателей правильно понять нас. Ибо хотя Бутан и Сикким в
целом принадлежат к древней религии бон, ныне обычно известной как дугпа, это
вовсе не значит, что мы должны думать, что ей охвачено все население, en masse, или что все они
являются колдунами. Среди них можно обнаружить столько же добрых людей, как и в
любом другом месте, и мы говорили выше лишь об элите их ламства, о ядре их
священнослужителей, «танцующих дьяволах», и идолопоклонниках, чьи страшные и
таинственные ритуалы совершенно неизвестны большей части населения. Существуют два класса этих ужасных «братьев теней» —
живые и мертвые. Оба они
представляют коварных, низких, мстительных людей, которые хотят отплатить
человечеству за свои страдания; они становятся,
после конечного уничтожения, вампирами, вурдалаками, и основными действующими
лицами на спиритических сеансах. Это главные «звезды» великого
театра «материализации» духов, феномены которого они создают при помощи
наиболее разумных и подлинных «элементальных» созданий, кружащихся вокруг, и с удовольствием откликающихся на приглашения их в их
собственных сферах. Великий немецкий каббалист Генри Кунрат в своей
замечательной работе «Амфитеатр Вечной Мудрости» поместил табличку с
изображением четырех классов этих «элементарных духов». Однажды переступив
порог святилища посвященных, тот, перед кем адепт приподнял «Покрывало Изиды»,
таинственной и ревнивой Богини, никогда не почувствует страха; но он все же
находится в постоянной опасности.
Маги и теургические
философы особенно резко возражали против «вызывания душ». «Не вызывай ее (душу)
назад, чтобы в момент кончины она не удержала что-нибудь», — говорит Пселл. «Вы
не должны узреть их до вашего посвящения, так как, используя обаяние, они
соблазняют души непосвященных», — говорит тот же философ в другом месте.
Они возражали против этого по следующим веским причинам: 1) «исключительно
трудно отличить доброго даймона от злого», — говорит Ямвлих; 2) если личина доброго человека успешно проникает через плотную земную
атмосферу — всегда тягостную для нее, часто ненавистную — все же существуют
опасности, которых она не сможет избежать. Душа не способна сблизиться с
материальным миром и в момент «кончины не удержать что-либо», иначе говоря, она
оскверняет свою чистоту, из-за чего она должна будет в большей или меньшей
степени пострадать после ее исхода. Поэтому истинный теургист будет избегать
причинять любое большее страдание этому чистому обитателю высшей сферы, чем это
безусловно требуется для интересов человечества. И только тот, кто практикует
черную магию — подобно дугпам в Бутане и Сиккиме — подчиняет с помощью
могущественных заклинаний некромантии порочные души людей, которые прожили
дурные жизни и готовы помогать их эгоистичным замыслам.
Об общении с Аугоэйдос при помощи медиумических сил субъективных медиумов
мы поговорим в другой раз.
Теургисты используют химические и минеральные вещества для вызывания злых
духов. Из них одним из наиболее сильных был камень, называемый Мнизурином.
«Когда вы увидите приближающегося земного даймона, вскрикните и принесите в
жертву камень Мнизурин», — возвестил Зороастрийский Оракул (Пселл, 40).
Эти «даймоны» пытаются проникнуть в тела полоумных или идиотов, и остаются там вплоть до их изгнания могущественной и чистой волей.
Иисус, Аполлоний и некоторые другие адепты имели силу для того, чтобы изгнать
«дьяволов» посредством очищения атмосферы внутри пациента и вокруг него, и
таким образом принудить непрошенного обитателя улететь. Некоторые нестойкие соли особенно неприятны им; слова Зороастра об этом
подтверждаются м-ром К. Ф. Варлеем, и древняя наука находит объяснение в
современной. Воздействие некоторых химикатов, помещенных в блюдце, находящемся
под кроватью, согласно м-ру Варлею из Лондона,* с целью предохранения ночью от
неприятных физических явлений, объясняется им совершенно правильным образом. Не
надо бояться чистых или даже просто безобидных человеческих духов, ибо они
освободили себя от земной материи, и земные компоненты никоим образом не могут
влиять на них; такие духи похожи на дыхание. Но не таковы земные души и
природные духи.
__________
* М-р Кромвель Ф. Варлей, известный
специалист по электричеству из Атлантической кабельной компании, сообщил результаты
своих исследований в ходе дебатов в Психологическом обществе Великобритании,
которые были освещены в «Спиритуалисте» (Лондон, 14 апреля 1876 года, стр. 174,
175). Он полагает, что воздействие свободной азотной кислоты в атмосфере может
изгонять то, что он называем «неприятными духами». Он считает, что те, кто
испытывают трудности с неприятными духами в доме, почувствовали бы облегчение,
смешав одну унцию купороса с двумя унциями порошкообразной селитры в блюдце и
поставив эту смесь под кровать. Он — ученый, чью репутацию признают на двух
континентах, и он дает рецепт для изгнания злых духов! Однако широкая публика
осмеивает как «суеверия» различные травы и ароматические средства, используемые
для достижения той же самой цели индусами, китайцами, африканцами и другими
народами!
В отношении этих плотских земных лярв, деградировавших человеческих духов,
древние каббалисты питали надежду на перевоплощение. Но когда и как? В
подходящий момент, и если этому помогает искреннее желание его исправления и
раскаяния со стороны какой-либо сильной симпатизирующей личности, или воли
какого-нибудь адепта, или даже вследствие желания, исходящего от самого
заблуждающегося духа, при условии, что он достаточно силен, чтобы сбросить с
себя груз греховной материи. Целиком утрачивая сознание, когда-то яркая монада
вовлекается еще раз в водоворот нашей земной эволюции, проходит через низшие
царства и снова начинает дышать в виде живого ребенка. Было бы невозможно
определить время, необходимое для завершения этого процесса. Поскольку в
вечности чувство времени отсутствует, такая попытка была бы пустой затратой
труда.
Говоря об элементариях, Порфирий отмечает:
«Эти невидимые существа почитались людьми как боги; ... всеобщая вера
признает их способными становиться исключительно злобными; считается, что их
гнев направляется против тех, кто не оказывает им законного поклонения.»*
Гомер описывает их в следующих выражениях:
Ибо всегда нам открыто являются боги...
С нами они пировать без чинов за трапезу садятся;
Даже когда кто из них и один на пути
феакийским
Странником встретится — он не
скрывается; боги считают
Всех нас родными, как диких циклопов, как племя гигантов.**
__________
* «О жертвоприношениях богам и
даймонам», гл. II.
** «Одиссея», VII, перевод В. А. Жуковского.
Последнее доказывает, что эти боги были добрыми и благотворными даймонами,
и что были ли они бестелесными духами или элементальными существами, они не
были «дьяволами».
Язык Порфирия,
который был непосредственным учеником Плотина, еще более ясно выражает природу
этих духов:
«Даймоны невидимы; но они знают, как придать себе формы и конфигурации,
подверженные разнообразным изменениям, которые могут быть объяснены их
природой, имеющей в себе много телесного. Их жилища находятся в непосредственной
близости от земли ... и когда они могут избежать бдительности добрых даймонов,
нет такого вреда, которого они бы не совершили. Иногда они будут использовать
грубую силу, в других случаях — хитрость.»*
Далее он говорит:
«Для них детская забава пробуждать в нас низкие страсти, вносить в
общества и народы сумасбродные учения, вызывающие войны, призывы к мятежу,
и другие общественные бедствия, и затем свалить все на «работу богов»... Эти
духи проводят время в обмане смертных, создании вокруг них иллюзий и чудес; их
величайшей амбицией является то, чтобы выступать в качестве богов и душ
(бестелесных духов).»**
__________
* Порфирий, «О жертвоприношениях
богам и даймонам», гл. II.
** Там же.
Ямвлих, крупный теургист
неоплатонической школы, человек, искусный в священной магии, учит, что:
«Добрые даймоны являются нам на самом деле, тогда как
злые могут проявляться лишь в призрачной форме фантомов.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий