среда, 14 мая 2014 г.

Вы знаете, как из-за недостатка интуиции, неспособности распознать смысл указания, из-за следования букве, а не духу, внешнему, а не внутреннему, он отказался открыть врата небес, когда пришёл Санат Кумара и потребовал его впустить. И чтобы восполнить этот недостаток, чтобы он мог заслужить требуемое, было, как естественная реакция на ошибку, произнесено порицание — то, что называют проклятием. Ему было предложено следующее: «Примешь ли ты семь воплощений, дружественных Вишну, или три, где ты будешь его врагом и противником?» И поскольку он был истинным бхактой, и каждая минута разлуки с его Господом значила для него адскую пытку, он выбрал три враждебных воплощения, позволявших ему скорее вернуться к стопам Возлюбленного. Лучше краткая вражда, чем долгое кажущееся счастье в разлуке. Любовь, а не ненависть заставила его принять форму ракшаса вместо формы риши. Это первый пункт объяснения.

Приняв же форму ракшаса, он должен был исполнять и долг ракшаса. Он не был слабым человеком, которого увлекают мимолётные мысли и преходящие предметы. Он обладал полным знанием Вед. С ним, как говорят, исчезло с земли ведическое знание. Он знал свой долг. Но в чём он заключался? Выдвинуть всякую силу, по природе своей препятствующую эволюции, тем вызвав в человеке все силы, которые могли быть вызваны этой противодействующей энергией, которую приходится преодолевать. Собрав вокруг себя все силы, противодействующие эволюции, сделаться царём, центром и законодателем для всех сил, настроенных против воли Господа, собрать их под одним руководством, в один кулак, чтобы их видимое торжество исторгло из земли такой вопль, который бы вознёсся к Вишну и призвал ответ в виде аватара Рамы и их уничтожение, чтобы волна жизни могла двигаться дальше.

Он благородно выполнил эту работу, в совершенстве исполнив долг. Сказано, что даже мудрецы путаются в дхарме, и действительно, она тонка и трудно схватить её целиком, хотя часть её может легко увидеть и простой человек. Его дхарма была дхармой ракшаса — вести все силы зла против того, кого он в глубине своей внутренней души, в то время скрытой, любил. И когда Шри Рама странствовал по лесу, как мог он заставить его оставить жизнь его жизни, возлюбленную Ситу, и вернуться в мир, чтобы сделать своё дело? Отобрав у него единственное, к чему он был привязан — жену, которую он любил, как своё собственное Я, поместив её туда, где собраны все силы зла, составляющие единую голову, которую могла поразить стрела Шри Рамы. Затем последовала великая битва, борьбы со всеми силами его великой природы, дабы закон был исполнен предельно, до последнего зёрнышка, а набравшийся долг — оплачен. И тогда дротик Возлюбленного, стрела Шри Рамы снесла голову его кажущемуся врагу, настоящему бхакте. И из тела ракшаса, упавшего на поле неподалёку от Ланки, бхакта отправился на Голоку,* чтобы пребывать у стоп возлюбленного и ожидать, пока не придётся испытать третье подобное воплощение.

__________
* Название одного из уровней небес.

Вот некоторые из причин прихода аватары и тех способов, которым это вызывается. И моими последними словами на сегодня, мои братья, будет одно высказывание, цель которого — избежать возможности ошибки, которая может возникнуть при таком вот погружении в глубины мысли. Помните, что хотя все эти силы — как дэвы так и ракшасы, как суры так и асуры — принадлежат ему, всё же вам, для целей вашей эволюции, следует быть на стороне добра и бороться со злом на пределе своих сил. Не давайте изложенным мною мыслям завести вас в болото, в адскую бездну, где вы можете на время пропасть, полагая, что раз ракшасы в той же мере, как и дэвы, принадлежат Ишваре, вы можете встать на их сторону и идти их путём. Это не так. Если вы уступите амбициям, гордости, противопоставите себя воле Ишвары, если будете бороться за отдельное я и в глубине себя отождествитесь с прошлым, в котором вы жили, а не с будущим, куда надлежит вам направить свои шаги, тогда, если ваша карма уже достигнет определённой стадии, вы вступите в ряды тех, кто работает как враги, поскольку вы выбрали эту судьбу сами, по побуждению своей низшей природы. Тогда с острой внутренней болью — даже с полной покорностью приняв эту карму — в глубокой печали вы будете противопоставлять свою волю воле Возлюбленного, чувствуя разрыв, отделяющий внутреннюю жизнь от внешней. Воля Ишвары для вас — это эволюция, и хотя упомянутые силы созданы, чтобы помогать вашей эволюции, помогают они только если вы боретесь против них. Если же вы уступите им, они вас унесут. Тогда не свою силу будете вы укреплять, а лишь усиливать их. Потому, Арджуна, вставай и борись. Не будь пассивным и не уступай силам — они здесь для того, чтобы вызвать твои энергии противодействием, не надо прятаться от них на полу колесницы. И моими последними словами будут обращённые к Арджуне слова Шри Кришны — «бери свой лук, вставай и борись!».



Третья лекция
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЫЕ АВАТАРЫ


Сегодняшняя тема, братья мои, в некоторых отношениях простая, а в некоторых — сложная; лёгкая, поскольку истории аватар можно легко рассказать и усвоить, трудная, поскольку смысл этих проявлений может быть незнаком отдельным слушателям и глубоко ими не обдумывался. И начать я должна с общих слов об этих аватарах. Вы можете вспомнить, как я говорила, что всю вселенную можно считать аватарой Высшего, самооткровением Ишвары. Но сейчас мы не рассматриваем ни это общее явление, ни даже те, которые, происходя время от времени, отличались некоторыми особыми характеристиками — ведь обратившись к одному или двум из древних писаний, мы убедились, что там приведены списки многочисленных явлений Господа, а сегодня нас интересуют лишь некоторые, считающиеся именно аватарами.

Теперь о моменте, который меня, признаюсь, поначалу озадачивал, тем более что я не знаю, насколько ваша экзотерическая литература проливает свет на то, как и кем из эти десять были выделены из более длинного списка, и по чьему авторитетному мнению этот список был составлен. Здесь я могу лишь поставить вопрос, оставив его без ответа. Возможно, исследовавшим экзотерическую литературу ответ на него знаком. В том, что мы называем оккультным методом исследования, он не столь уж важен, чтобы тратить на него силы и время. Я оставляю его в стороне, поскольку уже есть одна причина, по которой некоторые ясно и определённо выделяются. Они отмечают стадии эволюции мира, новые отправные точки в росте развивающейся жизни. О факте же, стоящем за экзотерическим выбором, я не могу ничего сказать, но несомненно, факт этот сам по себе был достаточен для оправдания этого особого выделения.

Есть и ещё один общий вопрос, достойный рассмотрения. Описания этих аватар имеются в Пуранах; упоминания тех или иных из них есть и в других древних писаниях, но за подробностями вам придётся обратиться именно к Пуранам. Как вы знаете, мудрецы, давшие эти Пураны, очень часто описывали вещи так, как они видятся на высших планах, давая описание истин, стоящих за фактами и событиями, потому мы встречаем описания внешнего вида, которые в низшем мире кажутся очень странными и факты, утверждение которых в наше время вызовет много нареканий. Читая о странных формах, удивительных обликах, встречая в Пуранах описания созданий, непохожих ни на что из того, о чём приходилось слышать или мечтать, современный ум, который во многом узко ограничен, склонен восставать против них. Будучи натаскан лишь в пределах науки, основанной на наблюдении, он неизбежно очерчен этими пределами, а пределы эти черезвычайно узки — они ведь ограничены лишь эпохой, современной людям, хотя геологические исследования и простираются от того, что мы называем XIX веком, в тьму времён. Но вы должны помнить, что геология идёт дальше «исторического периода», который — лишь мгновение в истории мира, потому в ней больше догадок, чем фактов, теорий, чем доказательств. Если вы возьмёте полдюжины современных геологов и спросите каждого из них по очереди о том, каким периодом они датируют какой-либо набор ископаемых, почти каждый даст другую датировку, причём разница может быть в миллионы лет, будто это всё равно что наши секунды или минуты. Так что нужно помнить, что когда наука сообщает нам о что-либо мире, как бы ни точна была она в своих пределах, эти пределы всё же исключительно узки, если измерить их взглядом, охватывающим сменяющие друг друга кальпы и зная, что ум Высшего не ограничивается проявлениями нескольких сотен тысяч лет. Напротив, миллионы и сотни миллионов лет назад из этого творческого воображения исходило огромное разнообразие форм и видов существ, в действительности превосходивших всё, о чём мог грезить человеческий ум, и даже самые дикие из образов, созданных человеком, весьма уступают реальностям, на самом деле существовавшим в прошлые кальпы, через которые прошла наша вселенная. Такое предостережение необходимо, равно как и предупреждение о том, что на высших планах вещи видятся совсем иначе, чем они выглядят отсюда, снизу. Здесь вы получаете отражение всего лишь части тех высших форм существования. У пространства больше измерений, чем на физическом плане, а каждое дополнительное измерение добавляет формам новые возможности разнообразия. Чтобы проиллюстрировать это, я могу воспользоваться часто приводившимся мною примером, и возможно, он даст вам хотя бы некоторое впечатление о том, что я имею в виду. Каждый из двух приведённых мною примеров прольёт немного света на этот весьма трудный предмет. Представьте, что перед вами картина, изображающая некоторую объёмную фигуру; будучи выполнена пером или карандашом на листе бумаги, который практически двумерен, она должна показать на нём — то есть на плоскости — трёхмерную форму. Так что если вы хотите представить некий объёмный предмет — вазу, например, — вы должны нарисовать её плоской, передавая её объём определёнными средствами — светом и тенью, а также искусственным изобретением, именуемым перспективой, чтобы добиться иллюзорного сходства с третьим измерением. Таким образом на плоскости получается видимость объёма, обман зрения, и мы воспринимаем якобы объёмную фигуру, на самом деле глядя на плоскую поверхность. Фактически, если вы покажете картинку неразвитому дикарю или очень маленькому ребёнку, они увидят не объёмный предмет, а только плоскость.* Они не распознают в картине изображение объёмного предмета, виденного ими в окружающем мире, не увидят, что это искусственное представление передаёт объёмный предмет, и оно не произведёт на их ум никакого впечатления. Только тренировка глаза позволит вам видеть на плоской поверхности изображение объёмной формы. И теперь, применив усилие воображения, можете ли вы помыслить об объёмном теле как о представлении формы, у которой на одно измерение больше, показанной как бы в перспективе? Тогда вы получите смутное представление о том, что имеется в виду под дополнительным измерением пространства. Как картина относится к вазе, так и ваза относится высшему объекту, отражением которого она является. И если мы представим, например, лотос, о котором говорили вчера, погружённым в воду так, что над ней видны лишь кончики лепестков, каждый из них будет казаться отдельным предметом. Зная целое, вы понимаете, что они — части одного предмета, но будучи над поверхностью воды, вы видите лишь кончики, по одному от каждого лепестка семилепесткового лотоса. Так вот и каждый глобус в пространстве с виду представляет собой отдельный объект, будучи на самом деле вовсе не отделён, но являясь частью целого, существующего в многомерном пространстве; и отдельность эта — просто иллюзия, возникающая в силу ограниченности наших способностей.

__________
* Эта мысль представляется сомнительной, поскольку известно, что даже кошки и собаки могут смотреть телевизор, отдавая при этом предпочтение тем передачам, которые им интересны — например про птиц и рыб, что доказывает, что они вполне могут идентифицировать плоские изображения с объёмными предметами — прим. пер.


Введение это я сделала, чтобы показать вам, что читая Пураны, вы всё время встречаете описания фактов высшего плана в терминах низшего, в результате чего это кажется непонятным и непостижимым; вы получаете то, что называется аллегорией — выглядящее здесь, как фантазия, но являющее более глубокую истину, чем иллюзия физической материи, и сильнее приближающееся к реальности, чем те вещи, которые вы называете реальными и объективными. Если вы последуете этому направлению мышления, то сможете читать Пураны более разумно, и несомненно, с б`ольшим уважением, чем некоторые из современных индусов. Вы начнёте понимать, что когда открывается другое видение, вещи видятся совсем иначе, чем на физическом плане, и казавшееся на нём невозможным наблюдается на самом деле, когда вы выходите за пределы физических ограничений.

Из Пуран взяты и приведённые мною истории.

Позвольте мне рассмотреть трёх первых аватар отдельно от остальных, и причину этого вы легко поймёте, как только мы их пройдём. Мы возьмём аватар, о которых говорится как Матсье, то есть рыбе, Курме, то есть черепахе, и Варахе, или кабане. Три животных формы — как странно, думает современный образованный человек. Как странно, что Высшее должно принимать формы этих низших животных — рыбы, черепахи, кабана! Что за детские глупости! Детский лепет младенческой расы — говорят пандиты западного мира. Но откуда такое тщеславие, связанное с человеческой формой? Почему лишь вы и я можем быть единственными стоящими сосудами для Божества, исходившего из беспредельного Ума в течение веков? Почему лишь этот конкретный образ головы, рук и туловища составляет единственный сосуд, годный для того, чтобы служить проявлением высшего Ишвары? Я не знаю в этой внешней форме ничего такого удивительного, что бы делало лишь её одну достойной представлять некоторые из аспектов Высшего. И не может ли быть так, что с его точки зрения большие различия, которые мы видим между собой и теми, кого называем низшими формами жизни, почти незаметны, поскольку он превосходит их всех? Маленький ребёнок двух с половиной футов ростом видит огромную разницу между собой и младенцем, рост которого полтора фута, и считает себя человеком, в отличие от этой крошечной формы, неспособной ходить. Но для взрослого человека между ними нет большой разницы, и они представляются ему весьма схожими. Когда мы малы, то видим огромную разницу между собой и другими, но хижина и дворец, стоящие на вершине горы, не сильно различаются по высоте. Они выглядят, как муравейники, и кажутся почти одинакового размера. Так и с точки зрения Ишвары различия в огромных иерархиях от минералов до дэв не больше, чем между разными муравейниками, и та или иная форма является равно годной, коль соответствует его цели и проявляет его волю.

Перейдём теперь к Матсья аватаре, историю которого все вы сейчас узнаете. Когда великий ману, Вайвасвата Ману, или коренной ману, как мы его называем — то есть ману не только одной расы, а целого огромного круга космической эволюции, возглавляющий семь глобусов, соединённых для эволюции мира, сидел однажды, погружённый в созерцание, он увидел маленькую рыбку, задыхающуюся без воды. Движимый состраданием, как и все великие, он поместил её в чашу, а когда она выросла до её размера, то пересадил её в сосуд для воды, затем она ещё выросла и её пришлось пересадить в ещё больший, затем в бак, в пруд, в реку, в море, а чудо-рыба всё росла и росла. Тут пришло время огромных изменений, одной из тех перемен, что именуются малой пралаей; при этом все семена жизни было необходимо перенести через пралаю в следующую манвантару. Это и есть малая пралайа и малая манвантара. Что же это означает? Означает это переход семян жизни с одного глобуса на другой; с того, который мы называем предыдущим, на нашу Землю. Это функция коренного ману — с помощью и под руководством планетарного логоса он переносит семена жизни на следующий глобус и сажает их в новую почву, где возможен дальнейший рост. Воды поднимались — воды материи, поглощающие шар, переходящий в пралаю — и появился корабль. В него вошёл великий риши с другими риши, они несли с собой семена жизни. Из воды появилась огромная рыба, корабль был привязан к её рогу канатом, и она безопасно доставила всех к твёрдой земле, где Ману мог вновь начать свою работу. Да, это сказка, но рассказывает она правду, ведь в истории мира это имело место — подымался океан материи, и коренной ману с великими посвящёнными собрали семена жизни мира, работа которого была окончена, и под руководством и с помощью планетарного Вишну перенесли их на новый глобус, где жизни должен был придан новый импульс. Форма рыбы же была выбрана просто по той причине, что когда мир заново строился, сначала он был покрыт водой, и лишь такая форма жизни поначалу была возможной — насколько это касается физический жизни.

Эта первая стадия, которую геологи называют силурийским периодом, была веком рыб, и божественное проявление принадлежало к этим самым формам жизни. Пурана верно начинает с предыдущей кальпы, и верно начинает проявления с формы рыбы. В конце концов, это не так уж и смешно, если читать со знанием, а не с невежеством; это правда, поскольку Пураны полны истины, если читать их с разумом, а не с предубеждением.

Некоторые из вас всё же могут сказать, что с этими аватарами какая-то путаница — в некоторых описаниях первым стоит кабан. Это верно, но ключ здесь в следующем: Вараха аватара запустил эволюцию, за которой без перерыва последовала человеческая, в то время как два других начали великие эпохи, которые считаются отдельными кальпами. Если вы посмотрите в Вишну Пурану, то найдёте там этот ключ — ведь там, где начинается рассказ о воплощении кабана, есть одно упоминание о том, что Матсья и Курма аватары принадлежат к предыдущим кальпам.

Если мы примем теософическую терминологию, то каждая из этих кальп охватит то, что мы называем коренной расой, а вы можете вспомнить, что первая коренная раса человечества не вовсе обладала человеческой формой, а представляла лишь плавающую массу, которая могла жить в воде, покрывавшей Землю, демонстрируя лишь простые движения протоплазмы, связанные с этим типом жизни и возможные на данной стадии эволюции. Это было скорее семя формы, чем сама форма, это было посеянное Ману в воды Земли семя, из которого могло развиться человечество. Общий же ход физической эволюции проходил через стадию рыбы, и геология сообщает истинный факт, хотя естественно и не понимает его скрытого значения; в то время как Пурана сообщает реальность проявления и более глубокую истину, скрывающуюся за стадиями эволюции мира.

Прослеживая её дальше, мы обнаруживаем, что по прошествии этой эпохи из воды начинает подыматься суша. Какие же виды будут принесены туда, чтобы эволюция могла продолжаться? Следующий вид должен годиться и для суши, и для воды, поскольку на этой следующей стадии воды отходили постепенно, как и подымалась земля, так что создания, характерные для этой эпохи, должны были жить частью на суше, а частью в воде. Здесь понадобилось проявление того типа жизни, который мы сейчас называем земноводными; черепаха же была выбрана в качестве типичного представителя того типа, который должен был развиваться — рептилий, земноводных всех видов, заполонивших землю и становившихся всё более сухопутными соответственно тому, как доля суши по отношению к воде увеличивалась. Тем временем на «нерушимой священной земле» продолжалась подготовка к дальнейшей эволюции. Есть одна часть земного шара, которая не изменяется, которая была от самого начала и будет существовать, пока этот шар существует; она называется «нерушимой землёй». Там собираются великие риши, и именно оттуда они всегда приходят, чтобы помочь человечеству. Эту нерушимую священную землю иногда называют «священным полюсом Земли». Сам этот полюс существует не на физическом плане, а на более высоком, его же отражение внизу создаёт место, которое никогда не меняется, но всегда охраняется от доступа туда профанов — обычных людей. Там произошло весьма поучительное явление. Тип эволюции, ставший к тому времени прошлым, черепаха, логос в этой форме, сделал себя основанием вращающейся оси эволюции. Это олицетворяет Мандара — гора, которая будучи помещена на черепаху, была приведена во вращение сонмами сур и асур. Одни тянули за голову змеи, а другие за хвост — это положительные и отрицательные силы, о которых я говорила вчера. Так происходит пахтание материи, развивающее типы жизни. Тип же всегда развивается перед его низшим проявлением, он появляется прежде, чем его копии рождаются в низшем мире. Как это происходит, ученики великих Учителей часто наблюдали сами — пахтание вод материи даёт многие типы и виды, порождаемые затем в низшем мире — это, как мы называем их, архетипы классов и существ, которые всегда производятся при подготовке к следующему этапу эволюции. Так произошли один за другим архетипы — и слон, и лошадь, и даже женщина, и так далее, показывая путь, по которому предстояло пройти эволюции. Первым же из всех является амрита, нектар бессмертия, символ единой жизни, которая проходит через каждую форму, и эта жизнь появляется над водами, принять которые необходимо каждой форме, чтобы она могла жить.

Мы не можем задерживаться на подробностях, я лишь наскоро могу очертить контуры, чтобы показать вам, насколько реальна истина, стоящая за этой историей, и как виды постепенного развиваются, а затем, когда достигают завершённости, мир затопляется водой и огромные материки на время исчезают.

Тогда приходит третий аватара, Вараха. Земли ещё не видно, её покрыли воды потопа. Виды, которые должны быть порождены на земле, в высшей области ожидают места, где они смогут проявиться. Как же будет освобождена земля от вод, затопивших её? Здесь снова понадобится великий помощник, Бог, защитник эволюции. В форме могучего кабана, заслоняющего всё небо, Великий погрузился в воды, которые лишь он один мог отделить. Он вывел землю из той глубины, где лежала она в ожидании его пришествия, и вот земля снова поднимается из-под воды, образуя огромный лемурийский континент — сушу того отдалённого века. Здесь может сказать своё достаточно верное слово наука — на лемурийском материке развились многие виды жизни, и впервые появились млекопитающие. Именно так, и это в точности то, чему учили мудрецы тысячи и тысячи лет назад — ведь когда кабан, великий тип млекопитающего, погрузился в воды, чтобы извлечь на поверхность землю, началась эволюция млекопитающих, и континент, освобождённый от вод, был населён многими их формами. Как рыба олицетворяла силурийский период, а черепаха начала великую эволюцию земноводных, так и кабан, этот типичный представитель млекопитающих, начал их эволюцию, и началась эпоха Лемурии с её удивительным разнообразием этих животных форм. Так что, как вы видите, древние писания в конце концов не так уж и невежественны! Ведь сегодня люди лишь заново открывают то, что уже было в руках последователей риши на протяжении тысяч и десятков тысяч лет.

И вот мы подходим к странному воплощению, имевшему место на этом лемурийском континенте. Там происходили ужасные столкновения. Это время в терминах теософии именуется серединой третьей расы, и скоро должен был появиться человек как таковой — со всеми свойствами, характерными его природе. Он ещё не совсем приблизился к рождению; можно было наблюдать странные формы — получеловеческие и полуживотные; между этими монстрами, рождёнными, как говорят, из слизи, то есть останков прошлых созданий, возникали страшные схватки — так рождались новые, более высокие формы жизни, в которых скрывалась будущая эволюция. В Пуранах эти формы представлены расой дайтьев, правивших Землёй и боровшихся с проявлениями дэв. Время от времени они побеждали дэв и подчиняли правивших как на земле, так и на небе, ставя всё под свой контроль. В великолепных станцах книги Дзиан, данных нам Е. П. Блаватской, вы можете встретить намёки на ту великую борьбу, описаний которой полны Пураны, и которая была столь же реальна, как и всякая другая из происходивших позже; это исторический факт, который многие из нас видели. Нам снова и снова говорят об ужасной борьбе форм, форм прошлого, чудовищных по силе и облику, против Сынов Света, против спустившихся Владык Пламени. Один из этих конфликтов, причём величайший из всех, отражён в истории аватара Нарасимхи — человекольва. Вы знаете её — ведь какой индус не знает истории Прахлады? В нём олицетворена заря духовности, занявшаяся в высших расах дайтьев по мере их перехода к явно человеческой эволюции; их форма позволяла родиться человеку, обладающему половой природой. Мне не стоит задерживаться на этой известной истории бхакты Вишну — как отец хотел убить его из-за того, что имя Хари всегда было на его устах; как он пытался зарубить его мечом, но меч сломался об шею ребёнка; как он пытался отравить его, но явился Вишну и первым отведал отравленного риса, чтобы мальчик мог есть его с именем Хари; как отец пытался натравить на него разъярённого слона и ядовитую змею; низвергнуть его в пропасть и завалить камнем. Но призыв «Хари, Хари» всегда приносил избавление, ибо и в слоне, и зубе змеи, и в пропасти, и в камне всегда присутствует Хари, и его бхакта в его присутствии всегда был в безопасности. И когда наконец отец, желая испытать вездесущность Божества, указал на каменную колонну и спросил издевательским тоном: «твой Хари и в этой колонне?», мальчик крикнул — «Хари, Хари», колонна разлетелась и из неё появилась могучая форма, убившая сомневавшегося дайтью, чтобы он мог убедиться в вездесущности Высшего. Сказки? Нет, факты, а не выдумки, правда, а не воображение, и если бы вы могли взглянуть в прошлое, во времена этих битв, то в этой истории вы не увидели бы ничего странного или необычного, поскольку с меньшей живостью она повторялась и в меньших битвах, в которых Сыны Огня очищали и искупляли землю, чтобы дать место позднейшей человеческой эволюции.

От этих четырёх аватар, каждый из которых пришёл в эпоху, называемую сатья-югой земли (а не расы, не меньшего цикла, а именно всей земли, которая длится безмерно долго и прогресс в которую поразительно медленный), перейдём к следующей эпохе, называемой трета-югой. В теософической хронологии, а я совмещаю обе, чтобы изучающие могли проработать это в деталях, это соответствует середине третьей коренной расы, когда человечество получило свет свыше, и начал развиваться человек как таковой. Чем же была отмечена эта эволюция? Пришествием Высшего в человеческой форме — это был Вамана, карлик. Карлик? Да, ведь человек был ещё карликом в истинно человеческом смысле, хотя и громаден с виду, и Вамана пришёл как внутренний человек, который, будучи мал, всё же сильнее внешней формы. Против него выступил Бали, что значит могучий, означавший внешнюю форму, в то время как Вамана, карлик, означал будущего человека. И когда Бали предложил великую жертву, карлик, как брахман, пришёл за подаянием.

Любопытен этот вопрос о касте аватар. Человеческие аватары, как вам известно, по большей части кшатрии, но в двух случаях они — брахманы, и это один из них, ведь он пришёл просить подаяние, а кшатрий не может этого делать. Только тот, для кого земные богатства — ничто, у кого нет никакого хранилища для богатств, для кого золото и земля — одно, только он может отправиться за подаянием. Это древний, а не современный брахман.

Он пришёл с чашей для подаяния в руке, чтобы попросить его у царя; ведь какой толк в жертве, если что-либо не жертвуется? Бали же был благочестивым царём, хотя и стоял на стороне уходящей эволюции, и охотно подал милостыню. «Брахман, возьми своё подаяние» — сказал он. «Я прошу лишь три шага земли» — ответил брахман. Очевидно, что шаги такого маленького человечка не могли покрыть много, и великий царь, обладавший мировым господством, мог легко выделить три шага земли этому маленькому заморышу. Но один его шаг покрыл землю, другой — небо, и куда же ему можно было сделать третий шаг, чтобы дар был совершён? У Бали ничего не оставалось, кроме самого себя, чтобы завершить дар, ничего, кроме собственного тела, а слово его не должно было быть нарушено. Распознав Владыку всего, он распростёрся перед ним, и третий шаг пришёлся на его тело. Так обещание царя было выполнено и он был сделан правителем низших областей — Паталы. Такая вот история, и насколько многозначительная! Внутренний человек — столь маленький на этой стадии, но на самом деле могущественный, которому подвластны как земля, так и небо — не мог найти места для третьего шага, кроме своей собственной низшей природы; он должен был идти всё вперёд и вперёд, что указывает на то, что должен быть сделан и третий шаг. До чего наглядная картина предстоящей эволюции, удивительной эволюции, которая должна была теперь начаться.

И я могу лишь мимоходом заметить, что в Риг Веде есть высказывание, относящееся к этому самому аватаре, значение которого было предметом многих споров и дискуссий. Там говорится:

"Через весь мир прошагал Вишну, трижды опускалась его нога и всё было собрано в пыли его шагов." (I. XXII, 17)*

__________
* См. также I. CLIV, где говорится о трёх его шагах, в пределах которых обитают все живые существа; сказано, что шаги эти — «земля, небо и живые существа». Здесь Бали сделан символом всех живых существ.



Вот тоже пример «детского лепета человечества». Я не знаю более поэтического, более возвышенного в своём символизме и столь полного смысла выражения, которое мог бы применить величайший из людей, чем сравнение мира с пылью со стоп Высшего. Что есть мир, как не пыль его шагов, и как он может обладать какой-либо жизнью, если стопа Высшего не коснулась его? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий