воскресенье, 4 февраля 2018 г.

кто такой "бог" авраама?




Эль, Элоах, Ил, Илу — в западносемитской мифологии верховный Бог-Творец Угарита и Финикии. Почитался также и некоторыми народами Ханаана, возможно, под влиянием нашествия амореев и ассимиляции. Известен также как аккад. Иль-Аммуррум — «бог амореев» или просто Амуррум.
Отождествлялся с шумерским Ишкуром. При тождестве угаритского Ила и финикийского Эла, описание их родства с другими богами и мифы имеют некоторые различия.
 Изначально семитское «Илу» имеет значение «предок»[1], в ас­си­рий­ском и ва­ви­лон­ском диа­лек­тах ак­кад­ско­го языка использовалось как об­щий тер­мин для обо­зна­че­ния бо­жеств[2].
В древнееврейском языке слово др.-евр. אל‎ («эль») обозначает «бог».
«Эль» является корнем множества слов, например Аллах, Элохим, Энлиль (Эллиль), и др.
Ил — творец мира, отец многих богов и всего живого, владыка времени. Его супруги: Ашера (Асирату) — часто называемая «морская» и покровительница рыбалки, и Рахмайу («дева») — богиня охоты. Символом Илу и его сына — Баал Адада — был бык (символ мощи, сельскохозяйственного благополучия, плодородия и мудрости).
Непосредственно ни Илу, ни его супруги не правят миром, стоя высоко над миром. Считалось, что миром правят более низшие божества, спорящие и сражающиеся, которым и ставились храмы, а храмы Илу были редки, и Ил может являться в видениях и снах и посылать ангелов. Древние представляли себе Эла добрым, мудрым и милосердным старцем, отличительными чертами которого являются пассивность и бездействие. Изображался длиннобородым, в длинных одеждах и высокой рогатой тиаре, восседающим на троне и принимающим жертвоприношения.
Во 2-м тысячелетии до н. э. Эл играл важ­ную роль в религиозных представлениях финикийцев, но затем в городах развилось и приобрело большую важность почитание местных божеств — ваалов (владык), и он был оттеснен на задний план[3].
Дети Эла: Баал, Адад, Ям и Мот, которые в греческой мифологи отождествляются с Зевсом, Посейдоном и Аидом соответственно.
В древнееврейском языке слово др.-евр. אל‎ («эль») обозначает «бог». В библейской Книге Бытия описывается, что создание мира и людей — дело др.-евр. אלהים‎ (Элохим), что может переводится как «Боги», так как окончание «-им» в семитских языках является формой множественного числа. Восприятие формы «Элохим» как множественной, подкрепляется стихом Бытие, 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас».





„ძველი აღთქმის ღმერთი სავარაუდოდ ყველაზე უსიამოვნო პერსონაჟია მთელ მხატვრულ ლიტერატურაში: ეჭვიანი და ამით ამაყი; მეწვრილმანე, უსამართლო, პატიების უნარის არმქონე დესპოტი; შურისმაძიებელი, სისხლის მოშურნე და ეთნიკური წმენდის შემოქმედი; ქალთმოძულე, ჰომოფობი, რასისტი, ბავშვების მკვლელი, გენოციდების მოყვარული, შვილების შემომწირველი, ნათესებისა და საქონლის გამნადგურებელი, განდიდების მანიით შეპყრობილი, სადო-მაზოხისტი, ახირებული და ღვარძლიანი მოძალადე.“
რიჩარდ დოკინსი
„ღმერთი როგორც ილუზია“
ელი

Комментариев нет:

Отправить комментарий