Эль,
Элоах, Ил, Илу — в западносемитской мифологии верховный Бог-Творец Угарита и Финикии. Почитался также и некоторыми народами Ханаана, возможно, под влиянием нашествия амореев и ассимиляции. Известен также как аккад. Иль-Аммуррум —
«бог амореев» или просто Амуррум.
Отождествлялся
с шумерским Ишкуром. При тождестве угаритского Ила и финикийского Эла,
описание их родства с другими богами и мифы имеют некоторые различия.
Изначально семитское «Илу» имеет
значение «предок»[1],
в ассирийском и вавилонском диалектах аккадского языка использовалось как общий термин
для обозначения божеств[2].
В
древнееврейском языке слово др.-евр. אל («эль») обозначает «бог».
Ил —
творец мира, отец многих богов и всего живого, владыка времени. Его супруги: Ашера (Асирату) — часто называемая «морская» и
покровительница рыбалки, и Рахмайу («дева») — богиня охоты. Символом Илу и
его сына — Баал Адада —
был бык (символ мощи, сельскохозяйственного благополучия, плодородия и
мудрости).
Непосредственно
ни Илу, ни его супруги не правят миром, стоя высоко над миром. Считалось, что
миром правят более низшие божества, спорящие и сражающиеся, которым и ставились
храмы, а храмы Илу были редки, и Ил может являться в видениях и снах и посылать
ангелов. Древние представляли себе Эла добрым, мудрым и
милосердным старцем, отличительными чертами которого являются пассивность и
бездействие. Изображался длиннобородым, в длинных одеждах и высокой рогатой тиаре, восседающим на троне и принимающим жертвоприношения.
Во
2-м тысячелетии до н. э. Эл играл важную роль в религиозных
представлениях финикийцев, но затем в городах развилось и приобрело большую
важность почитание местных божеств — ваалов
(владык), и он был оттеснен на задний план[3].
Дети
Эла: Баал, Адад,
Ям и Мот, которые в греческой мифологи отождествляются с Зевсом,
Посейдоном и Аидом
соответственно.
В древнееврейском языке слово др.-евр. אל («эль») обозначает «бог». В библейской Книге Бытия описывается, что создание мира и
людей — дело др.-евр. אלהים (Элохим), что может переводится как «Боги», так как окончание
«-им» в семитских языках является формой множественного числа. Восприятие формы
«Элохим» как множественной, подкрепляется стихом Бытие, 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один
из Нас».
„ძველი
აღთქმის ღმერთი სავარაუდოდ ყველაზე უსიამოვნო პერსონაჟია მთელ
მხატვრულ ლიტერატურაში: ეჭვიანი და ამით ამაყი; მეწვრილმანე, უსამართლო,
პატიების უნარის არმქონე დესპოტი; შურისმაძიებელი, სისხლის მოშურნე
და ეთნიკური წმენდის შემოქმედი; ქალთმოძულე, ჰომოფობი, რასისტი,
ბავშვების მკვლელი, გენოციდების მოყვარული, შვილების შემომწირველი,
ნათესებისა და საქონლის გამნადგურებელი, განდიდების მანიით შეპყრობილი,
სადო-მაზოხისტი, ახირებული და ღვარძლიანი მოძალადე.“
რიჩარდ დოკინსი
„ღმერთი როგორც ილუზია“
ელი
Комментариев нет:
Отправить комментарий