Панчамакара (санскр. पञ्चमकर,
pañca-makara IAST —
«Пять букв М»[1]) — тайный парный ритуал в тантрическом шиваизме и шактизме. Второе, менее
известное и реже употребляемое, название — Панчататтва (санскр. पञ्चतत्त्व, pañca-tattva IAST —
Пять принципов). Основная его форма заключается в последовательном
предложении во время пуджи иштадевате небольшого
количества вина, мяса, рыбы, жареных зёрен (которые после окончания предложения
съедаются) и ритуального соития. Обычно в качестве божества выступает
партнёрша, которой выполняющий ритуал мужчина предлагает четыре первых
элемента; пятым элементом — соитием — ритуал завершается. При этом
партнёрша символизирует собой Шакти, а партнёр — Шиву, который поклоняется ей, что отражает одно
из основных правил шактизма — Шива без Шакти является трупом:
|
Шива сказал:
О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе.
Гуптасадхана-тантра 5.10-17)[2]
|
|
Содержание
- 1 Составные части
- 2 Описания
- 3 Традиция и современность
- 4 Панчататтва-махатмья
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
Составные
части
- मद्य — madya — мадья (вино).
- मांस — māṃsa — мамса (мясо).
- मत्स्य — matsya — матсья (рыба).
- मुद्रा — mudrā — мудра (жареные зёрна).
- मैथुन — maithuna — майтхуна (ритуальное соитие).
Во «Введении в Маханирвана-тантру»
Артур Авалон пишет,
что в ортодоксальном, брахманическом
или смартизском, индуизме употребление в пищу
первых четырёх элементов Панчамакары (вина, мяса, рыбы и жаренных зёрен)
категорически запрещено. Он так описывает Панчамакару:
Уже отмечалось, что существует три
класса людей: пашу, вира и дивья. Действие гун, производящих эти типы, влияет (на грубом
материальном плане) на животные наклонности, проявляющиеся в трех главных
физических функциях — еде и питье, которыми поддерживается аннамайя-коша,
и в половом сношении, которым она репродуцируется. Эти функции составляют
содержание панчататтвы, или панчамакары («пяти М»), как её обычно называют, Панчататтва —
это мадья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (поджаренные зерна) и
майтхуна (соитие). В обычном употреблении слово «мудра» означает ритуальные
жесты или положения тела в поклонении и хатха-йоге, но как один из пяти
перечисленных элементов — представляет собой поджаренные зерна злаков и
определяется именно таким образом: «бхриштаданйадикам йадйад чавйанийам
прачакшате са мудра катхита деви сарвешам нагананди ни» («Йогини-тантра»,
гл. VI). Тантра говорит о пяти элементах, называя их панчататтвой, куладравьей,
кулататтвой, а также некоторыми эзотерическими наименованиями, такими как
каранавари, или тиртхавари — для вина; пятый элемент обычно называется
лата-садханой (садханой с женщиной, или
шакти). Более того, эти пять элементов имеют дополнительные различные значения
в зависимости от того, частью какой садханы — тамасической (пашвачары),
раджасической (вирачары) или же саттвической (дивьячары) — они являются.
— Артур Авалон «Введение в Маханирвана-тантру»[4]
Также запрещено и соитие не с
супругой. Однако в тантре, которая в основном учит путём «от противного»,
эти пять элементов используются как своеобразный допинг. Садхака, проводящий
этот ритуал, в повседневной жизни придерживается общепринятых норм и не
употребляет первые четыре элемента в пищу. Он также ведёт жизнь порядочного
семьянина. Однако панчамакара, согласно некоторым Тантрам, должна проводиться
не с супругой, а с другой женщиной — с той, на которую указал Гуру и
которая принадлежит к Куле, тантрической общине.
Описания
Существуют два основных описания
панчамакары — с точки зрения Дакшиначары (Пути правой руки) и Вамачары
(Пути левой руки).
Дакшиначара
В практиках дакшиначары панчамакара
имеет полностью символическое описание и связана с практиками Раджа-йоги[5].
- Мадья (вино) — символизируется амритой, истекающей из головного мозга на кончик языка в процессе выполнения кхечари-мудры.
- Мамса (мясо) — символизируется языком с подрезанной уздечкой, завёрнутым в носоглотку.
- Матсья (рыба) — активация основных нади (Иды и Пингалы)
- Мудра (жареные зёрна) — различные жесты рук (мудры), используемые при активации Кундалини.
- Майтхуна (ритуальное соитие) — слияние Кундалини (Шакти, женского начала) с Шивой (мужское начало) в центре мозга.
Вамачара
В практиках вамачары панчамакара
имеет не символическое значение, и практикующие в процессе ритуала съедают
первые четыре элемента и совершают соитие.
- Мадья (вино) — символизирует опьянение майей.
- Мамса (мясо) — символизирует аскетизм.
- Матсья (рыба) — символизирует эмоции.
- Мудра (жареные зёрна) — символизирует отождествления себя с телом.
- Майтхуна (ритуальное соитие) — слияние Шакти с Шивой.
Так же в Деви-махатмьям есть
описание панчамакары, связанное с праздником Наваратри. В этом случае
вино и мясо символизируют, соответственно, асуров Мадху и Кайтабху;
рыба — асура Махишу; мудра — асура Шумбху; майтхуна — асура
Нишумбху[6].
Традиция
и современность
Хотя в текстах тантр неоднократно
говорится о необходимости проведения ритуала именно по правилам Вамачары,
многие современные авторы (например, Свами Шивананда[7], Прабхат Ранджан Саркар[8] и другие) не будучи знакомы с традицией
тантры[9], делают упор именно на праворукую
панчамакару, что с точки зрения самого тантризма является неверным, так как,
противоречит самому учению Тантр и выхолащивает его, часто низводя до уровня
простой йогической гимнастики[10].
С другой стороны, понимание под
тантризмом чисто сексуальных практик (например, А.Лапин[11], Л.Тетерников[12], Ошо Раджниш[13] или Ма Ананды Сариты[14]) также совершенно ошибочно. Ритуал
Панчамакары, как и вообще вся тантрическая традиция Вамачары, в которой он и
был рождён, направлен не на получение наслаждения от табуированных пищи и
секса, а на практику духовного возвышения и самосовершенствования и, в идеале,
как конечный пункт, Мокши, Освобождения. Так же ошибочно смешивать практику
панчамакары и так называемый «даосский секс»[15] — это две абсолютно разные
традиции, рождённые в различных культурных и языковых средах и имеющие разные
цели; тантрик, практикующий панчамакару, не стремится добиться физического
бессмертия: его цель — Парамашива.
Однако сама традиция также
категорически запрещает широкое распространение практики панчамакары и строго
ограничивает круг посвящённых в неё. Этот запрет основывается на тантрической
идее трибхавы[16] — трёх психологических типах
человека — пашу-вира-дивъя[17][18]. Сами Тантры вкладывают в уста Шивы (в
Агамах) или Деви (в Нигамах) полный запрет на передачу этого знания людям пашу-бхавы
[पशुभव — paśubhāva — животный тип] —
тем, кто живёт чувствами, эмоциями, желаниями и отождествляется с телом; этот
тип допускается исключительно к практикам дакшиначары, и они совершают ритуал
панчамакары только символически. Вира-бхава [वीरभाव vīrabhāva — героический тип] (то
есть те, кто уже твёрдо встал на путь тантрической садханы) допускаются с некоторыми
ограничениями, часто по указанию Гуру, в определённые даты и с определёнными
партнёршами-садхики. Дивъя-бхава [दिव्यभव — divyabhāva — божественный тип] (те, кто уже осознал
своё единство с Шивой и Деви) имеют право выполнения ритуала полностью
самостоятельно, так как в подавляющем большинстве сами являются главами той или
иной тантрической школы или сампрадайи.
Так же существует деление мантр, гимнов и ритуальных
нюансов, соотносимых с трибхавой — в зависимости как от
индивидуального психологического типа-бхавы садхака и садхики, так и от времени
проведения (имеет значение как время суток, так и тот или иной сезон календаря
и другие факторы). Так же есть различия и по принадлежности к определённой
шиваитской или шактийской тантрической школе или сампрадайе.
Важнейшим условием практики
панчамакары является наличие авторитетного Гуру — человека, который
способен не просто рассказать о ритуале, но который состоит в тантрической парампаре и способен
подобрать шишье (ученику) строго индивидуальную
садхану на основании личных качеств самого ученика, его внутренних предпочтений
(о которых он сам часто даже не догадывается), склонностей и возможностей. Сами
Тантры постоянно говорят о необходимости подобного Гуру — при этом
акцентируя внимание на таком моменте, как обязательное пребывание Гуру в дивья-бхаве.
И найти такого Гуру может лишь тот, кто в течение многих жизней осознанно
практиковал те или иные тантрические практики. К сожалению, как в прошлом, так
и сейчас есть очень много людей, стремящихся заработать на учении тантры[19], но не способных предложить нечто
большее, чем обыкновенный секс, пусть и слегка завуалированный метафизикой.
Панчататтва-махатмья
В текстах самих тантр так же
неоднократно подчёркивается необходимость практики панчамакары в Кали-югу и
восхваляется сам ритуал[20]:
- Всегда почитай Божественную Мать посредством панчататтвы. Пуджа, совершённая без 5 М, становится колдовством [, не приносит желаемого плода, а лишь препятствия на каждом шагу — дополнение по Маханирвана-тантре]. Путём 5 М Богиня мгновенно изливает Свою милость. Через пятую [таттву] садхака становится [Самим] Шивой. В Кали-югу нет ничего равного панчататтве. Панчататтва — это высший Абсолют, панчататтва — путь в Запредельное, панчататтва — это Великая Богиня, панчататтва — это Садашива. Панчататтва — сам Брахма, панчататтва — это Джанардана (Вишну). Панчататтва восславлена как великая Йога, освобождающая через наслаждение. О Богиня, панчататтвой мгновенно уничтожаются десятки миллионов тяжких грехов… Там, где есть 5 М, несомненно, обитает Богиня; от [того же места,] где её нет, Мать вселенной отворачивается. Без 5 М нет счастья и Освобождения ни для шайвов, ни для вайшнавов, ни — в особенности — для шактов. Благодаря вину [садхака] радуется в Небесах, благодаря мясу превосходит всех людей, благодаря рыбе становится сыном Бхайрави, благодаря мудре достигает святости. О Богиня, высшей же таттвой (то есть майтхуной) человек обретает Единение (sAyujya). Всё это происходит тогда, когда Богиня почитается с бхакти.(Камакхья-тантра 3. 22-31)
- Пусть человек вновь и вновь совершает садхану с вином, мясом, рыбой, мудрой и майтхуной — так он становится совершенным (pUrNa, «интегральным») йогином. (Рудра-ямала 17. 160)
- Вино, мясо, рыба, мудра и майтхуна всегда почитаются радостными, преданными Пути Кулы. (Меру-тантра 1. 59)
- Без Единения с 5 М Калика никогда не будет довольна. (Куларатнавали; Кулапуджана-чандрика)
- Кто совершает поклонение Богине без 5 подношений — вина, мяса, рыбы, мудры и майтхуны — станет пищей для демониц, и каждый его шаг будет грехом. Это 5 М известны как формы пяти богов: Брахма — это вино, Вишну — мясо, Махешвара — рыба, мудра — это Ишвара, а майтхуна — Садашива. (Махабхайрава-тантра; Каулавали-нирная 4. 27)
- Тот, кто почитает Чандику (Кали) без испития вина, вкушения мяса и соития с менструирующей женщиной, обретёт лишь страдания на каждом шагу. (Шйама-рахасья 5. 85; Чиначаракрама-тантра 5. 49; Каулавали-нирная 10. 93)
Комментариев нет:
Отправить комментарий