В поздних
тантрах даже появляется понятие Адибудды (Изначального, или Превечного Будды),
персонификации единого абсолютного Ума, объемлющего собой все бытие (Дхармовый
мир - дхармадхату), как сансару, так и нирвану, а многие йога-тантры (например,
очень популярная в Китае и Японии Махавайрочана тантра) говорят о “Великом Я”
(махатман) как синониме Дхармового Тела Будды. Недвойственная Дхармакая
зачастую описывается в этих текстах в тех же терминах, что и божественный Атман
Упанишад и других брахманских текстов, а иногда даже прямо называется именами
индуистских богов (Вишну, Шивы, Брахмы и т.д.) Вот характерный пример из
Гухьясамаджа тантры (XVII, 19): “Это тело-ваджра есть Брахма, речь-Ваджра есть
Шива (Великий Господь), мысль-ваджра, царь, есть великий волшебник Вишну”. Как
заметил один индийский буддолог, Ваджрасаттва (Алмазно- несокрушимое Существо,
еще одно имя для высшей реальности Единого Ума) гораздо выше всех названных
здесь богов, ибо он есть единство их всех.
Комментариев нет:
Отправить комментарий