Шу́ддха-адва́йта
(śuddhādvaita IAST) — созданная вишнуитским философом ачарьей Валлабхой
разновидность индуистской ортодоксальной школы веданта. В переводе с санскрита
термин шуддха-адвайта означает «чистая недвойственность»[1].
Валлабха,
телугский брахман из Южной Индии, развивал взгляды Вишнусвамина, который жил в
XIII столетии. Он признавал авторитет упанишад, «Бхагавадгиты», «Брахма-сутры»
и «Бхагавата пураны»[2] (которая наделялась наивысшим[источник не указан 896
дней] авторитетом). В своих работах «Анубхашье», «Сиддхаптарахасье» и
«Бхагавататикасубодхини» он предлагает теистическую интерпретацию веданты,
отличающуюся от версий Шанкары и Рамануджи[3].
Шуддха-адвайта
утверждает, что весь мир целиком является реальным и тонким Брахманом. По
мнению Валлабхи джива, кала, или время, и пракрити, или майя могут обладать
вечным существованием; они не имеют отдельного существования от Брахмана и
принадлежат его сущности. Шуддха-адвайта не соглашается с теми кто объясняет
существование мира силой майи, так как в таком случае будет допущено
существование чего-то вторичного по отношению к Брахману. По мнению Валлабхи
Брахман может создавать мир без связи с таким началом, как майя, а отсутствие
качеств, декларируемое в шрути, означает отсутствие «обычных качеств»[3].
Брахман
есть действующая и материальная причина вселенной. Он не только творец
вселенной, но и сама вселенная
—
"Anubhasya", I. 1. 4.
Когда Бог
наделен качествами мудрости (джняна) и действия (крия), он персонифицируется в
Кришне. Однако различный облик он принимает не из-за необходимости, а для
удовольствия поклоняющихся ему[3].
Джива в
философии шуддха-адвайты составляет часть Брахмана, и появляется когда ананда
Брахмана затемняется. Выделяются три вида джив: чистые (шуддха) дживы — те, чьи
благородные качества (айшварья) не затемнены силой невежества (авидьей),
мирские (сансарин), которые попадаются в сети авидьи, и мукта (освобожденные),
которые освобождаются от уз сансары благодаря проникновению в истину (видью).
Предполагается отличие джив от Брахмана и достижение единства с ним только при
освобождении их от майи. Одновременно приводится сравнение индивидуальной души
и Бога с искрами и огнём соответственно[3].
Неодушевленный
мир является наполненным Брахманом (брахматмака), но в нём затемнены два
качества Брахмана — познание (чит) и блаженство (ананда), а чистая саттва или
существование остаётся.
В
состоянии творения мира, Брахман становится понятным, а в состоянии разрушения
мира возвращается к первоначальной форме и перестает быть объектом восприятия.
И творение и разрушение мира вызываются силой (шакти) Брахмана. Вселенная
считается тождественной Брахману.
Хотя мир
признаётся реальным, но представление души о нём признаётся ложным[3].
Главным
средством спасения в философии заявляется бхакти, хотя признаётся польза и
джняны в этом отношении. Главным аспектом считается истинная вера в бога, а
практика самоумерщвления плоти не одобряется. Высшей целью считается не мукти,
а скорее вечное служение Кришне и участие в его играх в небесном Вриндаване[3].
Комментариев нет:
Отправить комментарий