четверг, 8 февраля 2018 г.

христианские философские школы



Августини́зм или августиниа́нство — течение в средневековой схоластике, находящееся в русле основных идей Блаженного Августина, доминирующее учение протестантизма, но до сих пор официально развивается также Орденом августинцев. Никогда не представляло собой чётко оформленной системы. Как правило, для мыслителей-августинцев характерно внимание не столько к онтологическим, сколько к психологическим и социальным проблемам, ориентация не на Аристотеля, а на Платона, а также солидарность с августиновской концепцией благодати и предопределения. По этой концепции, человек не может спастись собственными силами, и благодать даруется ему не за заслуги (которых ничтожно мало): человек избирается для спасения по непостижимой Божьей воле.
Для августианства характерны:
ориентация более на Платона и неоплатонизм, чем на Аристотеля;
в теологии — аналогия между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое т. н. онтологическим доказательствам бытия Бога;
в гносеологии — тезис о вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуиции, в акте которой озарение свыше и деятельность человеческого ума неразделимы;
в философской антропологии — крайне идеалистическая позиция, видящая в человеке душу, которая лишь «пользуется» телом как своим орудием;
в доктрине о спасении — акцент на предопределении.
Августинианство доминировало в католической церкви до середины XIII века, когда его потеснил томизм. К августинианцам относятся Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Григорий из Римини и другие. Возрождением августинизма можно считать протестантскую Реформацию, начатую монахом-августинцем Мартином Лютером. Особое место занимает Паскаль, оказавший влияние на позднейших внеконфессионально мыслящих экзистенциалистов, благодаря чему дух августинианства вышел за рамки христианства. В дебатах позднего Средневековья августинианство отстаивалось мыслителями францисканского и августинского орденов против доминиканцев-томистов. Отголоски критики томизма с позиций августинианства встречаются вплоть до XX века, причём как в католической религиозной философии (Й. Гессен), так, в преобразованном виде, и за её пределами (К. Ясперс).
Пелагианство или Пелагионизм — богословская теория, которую выдвинул западный богослов Пелагий, кельт по происхождению. Пелагианские споры начались в начале V века и были первым большим богословским кризисом, возникшим среди западных латиноязычных христиан.
Согласно этой теории, первородный грех не влияет на человеческую природу, а человек не ограничен в свободе воли и по-прежнему способен выбирать добро или зло без помощи Бога.
Таким образом, грех Адама был «плохим примером» для своего потомства, но его действия не имели других последствий. Роль Иисуса была «хорошим примером» для остального человечества (таким образом, противодействуя плохому примеру Адама), а также предоставлением искупления за наши грехи. Из этого следует, что человечество имеет полный контроль, и тем самым несет на себе полную ответственность, за соблюдение Евангелия в дополнение к полной ответственности за каждый грех. Согласно пелагианской доктрине, люди есть грешники по своему выбору, а грешники не являются жертвами, они являются преступниками, которые требуют прощения.
Борьба с пелагианством
Согласно указу императора Гонория (418 год) были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси, а папа римский объявил о её осуждении в послании ко всей церкви. Несколько итальянских епископов не подчинились, в частности, Юлиан Экланский, человек блестящих дарований. Покинув свою кафедру, он стал ревностным толкователем и защитником идей Пелагия против Блаженного Августина, учение которого о непреодолимой благодати и о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Преемник Зосимы, Бонифаций I, побуждая Августина к усиленной полемике против пелагианства, старался вместе с тем искоренить ересь с помощью светской власти, но безуспешно. Между тем сам Пелагий, оставшийся на Востоке, незаметно сошёл со сцены.
В 431 году Вселенский собор в Эфесе отнёсся к пелагианству, как к ереси уже осуждённой.
Исо́христы (греч. ίσόχρισται от греч. ἴσος — «равный, одинаковый, такой же» + греч. Χριστός — «Христос») — название малоизвестной секты, существовавшей в VI веке и осуждённой Вторым Константинопольским собором (553).
Эту секту основали отколовшиеся от Великой Лавры святого Саввы монахи под предводительством оригениста Нонна.
Исохристы учили, что апостолы равны Иисусу Христу (отсюда название секты — ϊσος Χρίστω) и что при апокатастасисе все восстанут в одинаковом состоянии равном Христу.
Монофели́тство (от греч. μόνος — один, единственный + θέλημα — воля) — экклезиологическая и христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа. Согласно монофелитству, Христос волит и как Бог, и как человек своей единой волей. Монофелиты были сторонниками цезарепапизма[1]. В настоящее время не имеет приверженцев.
Учение о единоволии Бога, ставшего человеком, обосновывается тем, что если у Христа две воли, то они должны быть противоположно направлены, что приводит к разделению Иисуса Христа[2]. В то же время православные утверждают, что воля есть атрибут природы, а не личности, и человеческая воля Иисуса Христа свободно подчиняется воле божественной, но не уничтожается ею[3].
Доктрина была сформулирована в VII веке патриархом Константинопольским Сергием с подачи папы Римского Гонория вследствие поиска императором Ираклием церковного единства между диофизитами (халкидонитами и несторианами) и антихалкидонитами (монофизитами) в Византии, Иране и других странах.[4]. Исповедание диофизитами единой воли Богочеловека было в представлении монофелитов достаточным условием для устранения с халкидонизма подозрений в двусубъектности его христологии. Таким образом, появлялась возможность у монофизитов если не для признания Халкидонского собора, то для отказа от анафемы диофизитству.
На основании формулы одна богомужная действенность императору Ираклию с помощью Александрийского патриарха Кира удалось устроить унию значительной части египетских миафизитов с диофизитами[5]. С принятием диофелитского учения на VI Вселенском соборе монофелитство было объявлено ересью[5]. В несторианских и миафизитских церквах единство воли Христа исповедуется как православная, естественная и неотъемлемая составляющая несторианской и монофизитской христологии.
Аполлинарий писал свои сочинения, подражая греческим классикам. Исторические сюжеты Ветхого Завета послужили основой для его героических песен и трагедий (сохранились лишь его стихотворное переложение Псалтыри, Созомен сообщает, что им в стихотворной форме, по образцу поэм Гомера, была изложена Священная история от сотворения мира до времён Саула[7]). Новый Завет он передал в форме платоновых «Диалогов».
Аполлинарий известен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. Аполлинарий писал: «Если бы Господь принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху».[4] Этим он посягнул на традиционное учение о богочеловечности Христа.
Также Аполлинарий учил:
Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней[8]
Феодорит Киррский пишет о нём:
Аполлинарий Лаодикийский явился главою еще новой секты. Прикрываясь сперва личиною благочестия и показывая вид, будто защищает апостольские догматы, он вскоре потом оказался явным врагом их, потому что о Божием естестве говорил нечисто, придумав какие-то степени достоинств, и дерзнул утверждать, что тайна домостроительства несовершенна, и что разумная душа, которой вверено управление тела, лишена бывшего спасения.[9]
Тритеизм (Троебожие, греч. τριθεισμός) — трактовка христианского догмата о Троице, согласно которой Троица представляет собой не одного Бога в трёх лицах, а трёх Богов. Точка зрения высказывалась неоднократно в истории всех конфессий христианства, в частности, византийским богословом-монофизитом VI века Филопоном («три неких бога»). Идеи, трактуемые как тритеистские (о том, что три лица Троицы сидят «раздельно» на трёх престолах) есть в произведениях протопопа Аввакума (или по крайней мере, приписываемых ему).
Тритеизм не был принят ни в одной из исторически существовавших церквей и всеми ими считается ересью. Однако христианство часто обвиняется другими монотеистическими религиями (иудаизм, ислам) в тритеизме.
Мормонизм отрицает историческое учение о Троице, изложенное в Афанасьевском Символе Веры, и признаёт существование Божества, состоящего из трех Богов (Бога-Отца, Его Сына-Иисуса Христа и Святого Духа), единых в Своей цели, однако считать мормонизм «традиционной» христианской конфессией не следует; это в значительной части оригинальная религия. Следует заметить, что почти все писания мормонов (кроме «Книги Авраама», входящей в состав «Драгоценной Жемчужины»), в отличие от их современного богословия, придерживаются строгого монотеизма, граничащего с савеллианством.
Термин «тритеизм» иногда применяется и к другим триадам богов (например, Брахма, Вишну и Шива в индуизме).
Архо́нтики (др.-греч. ἀρχοντικοί от др.-греч. ἄρχων — «правитель», «начальник»; лат. archontici; др.-рус. властєльници) — гностическая секта IV века, получившая своё название от того, что, по их «откровениям», каждое из семи небес имеет своего особого правителя, архонта.
Эти правители питаются человеческими душами. Правителя седьмого неба архонтики называли Саваофом; одним из его сыновей был дьявол, которого сектанты отожествляли с Богом иудеев. Архонтики отвергали крещение. Некоторые из них вспрыскивали головы покойников водой или маслом, желая этим сделать их невидимыми и недоступными для небесных сил[1].
Секта эта основана Петром Кафарбарихским, как называли палестинского старца Петра, которому за ересь запретил вести службы, после чего он отправился в Аравию, где долго жил среди эбионитов. По возвращении в Палестину Пётр прикинувшись раскаявшимся, жил аскетической жизнью, чем привлек к себе немало последователей, пока, будучи разоблачённым в ереси, не был отлучен от церкви[2]. Возникнув близ города Иерусалима, секта архонтиков получила наибольшее распространение среди богатых и знатных людей. Её учение впоследствии проникло в Великую и Малую Армению.
Монтанизм, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами (пневматиками) и «святыми» считали только себя, а большинство обычных верующих христиан признавали за низший род людей — душевных (психиков).
Монтанизм проповедовал крайний аскетизм, категорический запрет повторных браков и стремление к мученичеству во имя Христа — как прямой путь в Царство Небесное.
Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, причём фригийское поселение Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом.
Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против Церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, — то многие важные предстоятели церковные (Ириней Лионский, Елевферий Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнёсся к нему папа Виктор, а впоследствии монтанова, или катафригийская, ересь была окончательно осуждена Первым вселенским собором в Никее (325). Известно сочинение против монтанистов, написанное около 212 года Аполлонием Эфесским.
Осужденный Церковью, монтанизм в III веке сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан. Гроб Монтана и его пророчиц в городе Пепуза был уничтожен миафизитским епископом Иоанном Эфесским в VI веке. При возглавляемом им гонении императора Юстиниана I последние монтанисты заперлись в своих деревянных церквах и сожгли себя.
Немало течений в истории повторяют основную специфику монтанистского раскола, напр. Присциллиан Авилский, Иоаким Флорский и духовные францисканцы, шейкеры, ранние квакеры, ранние методисты, французские гугеноты (камисарды), многие старообрядцы, современные пятидесятники, харизматы, болгарские добросамаряне и др.
Македониа́нство (греч. μακεδονιανοί, пневматома́хия, греч. πνευματομάχοἱ, духоборчество) — богословское учение IV века, отрицавшее божественность Святого Духа. Осуждено как ересь на Втором Вселенском Соборе.
Одно из названий этого учения «македонианство» — по имени Македония, архиепископа Константинопольского, который учил, что Дух Святой есть творение (κτίσμα) из рода служебных духов, не имеющее участия в Божестве и славе Отца и Сына. Известны также в различных местностях и в различное время как греч. ἡμιαρειανοί — полуариане, греч. τροπικοί — тропики и греч. μαραθωνιανοί — марафониане.
Аноме́йство (от др.-греч. ἀνόμοιος — «неподобный» ← др.-греч. ἀ-, ἀν- — «не» + др.-греч. ὁμοίως — «подобный», также аэтианство, евномианство) — крайнее арианство, последователи которого настаивали на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии.
Отец у Евномия — абсолютная монада, Бог — бесконечно единый, не допускающий никакого соучастия в Своём Божестве, никакого выхода из единой сущности к трём Ипостасям. Простота сущности исключает какое-либо различение, даже различение Божественных свойств. Казалось бы, подобное понятие «простоты» естественно должно было привести Аномеев к агностицизму. Так, Арий, исходя из той же мысли, отказывает даже Сыну в возможности познания Отца. Но Евномий проповедовал гносеологический оптимизм, побуждавший его утверждать, что он, как повествует историк Сократ, знает Божественную сущность так же хорошо, как самого себя; обращаясь к своим противникам, он ссылается на Иоанна Богослова: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся…» (Ин 4. 22).
Татиа́не, или татиа́ны (др.-греч. τατιανοί; лат. tatiani; др.-рус. татиА йотированноенє) — христианское течение, II века, названное по имени основателя их учения — Татиана.
Епифаний Кипрский считает, что предшественником Татиана был Севир — основатель севириан. Евсевий Кесарийский, Феодорит Кирский, Иероним Стридонский считали Севира преемником Татиана. Учение Татиана это одно из направлений гностицизма. Несмотря на то, что Татиан был учеником мученика Иустина, после смерти Иустина он создал своё своеобразное учение. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский писали о том, что согласно учению татиан существуют невидимые эоны, они как Валентин, объясняли слова в книге Бытия «да будет свет» как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицали возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергали брак, считая его блудом, осуждали употребление мяса и вина. Татиане допускал употребление святых тайн, но совершали литургию только на воде, а не на вине. Одну воду, их примеру следовали энкратиты. Иероним Стридонский приписывает титианам докетический образ мыслей о плоти Христа. Татиан составил сводное четвероевангелие (τὸ διὰ τεσσάρων εὐαγγἐλιον), которое называется Евангелием от евреев; этой книгой пользовались татиане.
Богоми́лы — название антиклерикального движения X—XV веков, которое появилось на Балканах (Болгария) и оказало влияние на французских катаров. Богомилы представляли собой многочисленную и весьма влиятельную партию в Болгарском царстве. Проповедник X века Богомил стал главным распространителем в Болгарии дуалистического (добро и зло существуют от вечности) учения гностического происхождения[1]. Самые ранние сведения о богомилах находятся в книге «Беседа против богомилов» Козьмы Пресвитера (X век).
В Средние века богомильство распространилось на всю Европу, превратившись в общеевропейское христианское движение, получив другие названия[1]:
в славянских и греческих сочинениях: манихеи, мессалиане, евхиты, «армяне» (учение армян) и павликиане, а также «фунданты» (фунда­гиагиты), «бабуны» (по горному хребту Бабуна и одноимённой реке), в Боснии — патарены;
на Западе: в Италии — манихеи, публикане (павликиане), патарены; в Германии — катары; в Южной Франции — альбигойцы (или «текстаранты»; от tissarands, ткачи).
Согласно православным и римокатолическим источникам, богомилы учили, что на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила, и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т. д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности, сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад. О «Сатанаиле» как начальнике 10-го ангельского чина повествует некий «философ от греков», объяснявший князю Владимиру основы христианской веры. Сатанаил был свергнут с небес и замещён Михаилом, но потом оборотился змеем в Эдеме и вселился в Каина.
То есть, в результате того, что последователи учения терпели несправедливость в окружающем мире и в церкви, у них возникло представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук Сатаны.
Отрешаясь от погрязшего в грехах мира, они пытались обрести близость к Богу и, таким образом, спасение. Они считали, что люди могут войти в Царствие Небесное только при условии крайнего аскетизма.
Поэтому они, согласно римско-католическим источникам, отрицали атрибуты веры, кажущиеся им обременительными, например:
Ветхий Завет (Антиномизм);
церковная иерархия;
литургия;
мощи;
крест;
иконы См. Иконоборчество;
святость Богородицы, Культ Святых;
строительство церквей (храмов у богомилов не было вообще);
святость воскресенья.
С 1018 года (падение Первого Болгарского царства под натиском Византии) позиция дуализма обретала всё большую значимость в представлении приверженцев движения, эманация зла смещалась всё больше от падшего ангела к самостоятельному божеству.
Апеллиа́не или апелли́ты (др.-греч. ἀπελλιανοί; лат. apellitæ; др.-рус. аполианє) — христианское течение гностического характера II века, названное по имени основателя их учения — Апеллеса[en] (др.-греч. Ἀπελλῆς; лат. Apelles, Apellis).
Апеллес и апеллиане описаны многими авторами: Тертуллианом в сочинениях «О прескрипции», «Против Апеллеса» (лат. «Adversus Apelletianos»)[1], «Против Маркиона»; Евсевием Кесарийским в «Церковной истории»; Филастрием в книге «Liber de Haeresibus», у него апеллиане это 47 ересь; Епифанием в «Панарионе» в числе 80 ересей и Иоанном Дамаскиным в книге «О ста ересях вкратце», у обоих авторов это 44 ересь; Августином в книге «De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus», у него апеллиане это 23 ересь; Феодорит Кирский в сочинении «Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах» в первой книге посвящает Апеллесу 25 главу. Исидор Севильский в восьмом томе книги «Этимологии» пишет об этой ереси под 12 номером.
Апеллиане верили, что существует одно начало в мире — это Бог; но при этом апеллиане отрицали промысл Божий. Бог, согласно их вероучению, создал другого бога; этот Второй бог (Димиург) создаёт небо и землю, и все, что существует в мире. Второй бог не добрый; всё, что им создано — небо и земля и всё материальное сделано им по злому его замыслу. Иисус Христос собрал Себе тело от четырех стихий: от сухого начала он взял сухое, от теплого — теплое, от влажного — влажное, от холодного — холодное. Христос в человеческом теле истинно явился в мире, и научил людей вышнему ведению, то есть научил презирать Демиурга. Христос пострадал своим телом, был распят, погребен, истинно воскрес; затем воскресшую плоть явил ученикам своим. После этого Христос разложил принятое на себя человеческое тело на четыре части; возвратил назад каждой стихии ей принадлежавшее: теплое — теплому, холодное — холодному, сухое — сухому, влажное — влажному; и таким образом опять разрешившись от плотского тела, вознеслся на небо, откуда и пришел.
Лукиани́сты (др.-греч. λουκιανισταί; лат. lucianistæ; др.-рус. лукиА йотированноенє) — еретики II века, названные по имени основателя их учения — Лукиана (др.-греч. Λουκιανός; лат. Lucanus, Lucianus; др.-рус. ЛукиА йотированноенъ).
Лукиан и лукианисты описаны следующими авторами: Филастрием в книге «Liber de Haeresibus», у него апеллиане это 46 ересь; Епифанием в «Панарионе» в числе 80 ересей и Иоанном Дамаскиным в книге «О ста ересях вкратце», у обоих авторов это 43 ересь.
Лукиан учился вместе с Апеллесом[en] у Маркиона, после чего каждый из них создал свою секту, первый — лукианистов, второй — апеллиан. Епифаний Кипрский сообщает о том, что секта лукианистов просуществовала недолгое время, к концу IV века, к моменту написания «Панариона», её уже не было, по этой причине сведения о Лукиане и лукианистах очень скудные. Епифаний пишет о том, что учение Лукиана было согласно с учением Маркиона по основным богословским вопросам. Лукианисты исповедовали дуализм, считая, что справедливый, но жестокий и мстительный Бог Ветхого Завета (Демиург материального мира) не имеет ничего общего с истинным, всеблагим и трансцендентным Богом — Отцом Небесным, сыном которого и был Иисус Христос. Главное отличие лукианистов от маркионитов состояло в том, что Лукиан и лукианисты отвергали брак и учили жить мужчинам и женщинам в чистоте друг от друга. Безбрачное жительство, согласно учению Лукиана, необходимо для уничтожения дел Демиурговых; так как от брака — деторождение, от которого у Демиурга в мире бывает изобилие. Против изобилия, происходящему в мире для Демиурга и надо людям не вступать в брак, как и не соединяться плотски с противоположным полом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий