понедельник, 5 февраля 2018 г.

Пуруша́ртха

Пуруша́ртха (санскр. पुरुष-अर्थ, puruṣa-artha IAST) или чатурартха (caturartha IAST) — четыре цели человеческой жизни в индуизме.[1][2][3] Этими целями являются:
  1. Дхарма (dharma от dhar — «держать», «устанавливать») — мораль и праведность
  2. Артха (artha — «суть», «польза») — материальное процветание
  3. Кама (kāma— «любовь») — чувственные наслаждения
  4. Мокша (от muc — «освобождать») — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары)
Исторически сначала получили своё определение первые три цели, дхарма, артха и кама, которые на санскрите называются три-варга. Позднее была сформулирована и четвёртая цель, мокша (чатур-варга). В современной индуистской философии, концепция четырёх пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека. Часто проводят параллель между четырьмя пурушартхами и ведийской системой варнашрамы.

Ка́ма (санскр. काम, «любовь», «чувственное влечение») — бог любви в индуизме[1], сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов. Его вахана (ездовое животное) — попугай.
Известна легенда, о том как Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза за то, что тот осмелился выстрелить в него своей стрелой, желая вызвать у Шивы любовь к Парвати. В результате Кама получает имя Ананга, которое означает «без частей (тела)». По одной из гипотез легенда об испепелении Камы связана с попыткой объяснить этимологию тамильского слова «анангу» (одно из значений которого — мучительная любовная страсть)[2]. Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати, супруги Камы, сделал так, что Кама возродился в теле Прадьюмны, первого сына Кришны и Рукмини.
Культ Камы тесно связан с культом Вишну и был широко распространён в Средние века. Согласно же гаудия-вайшнавизму Кама после сожжения Шивой стал частью Кришны-Васудевы.
Каме посвящено дерево Ашока[3][4].
 Ка́ма (санскр. काम, kāma IAST) — санскритский термин, обозначающий чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть
 В индуизме кама является одной из четырёх пурушартх — целей человеческой жизни, среди которых она находится на самой низшей ступени, ниже мирского статуса артхи — материального процветания и экономического развития. Это объясняется тем, что кама, в отличие от трёх других пурушартх — артхи, дхармы и мокши — доступна даже животным, которые подобно людям ищут физических наслаждений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий