Двайта-адвайта
(dvaitadvaita, букв. «двойственность-в-недвойственности») — одна из
школ философии вишнуитской веданты, соответствующая одной из четырёх
признанных традиций бхакти — санакади-сампрадая. Сформировавшаяся под
значительным влиянием вишишта-адвайты и в определенном смысле
подготовившая становление двайта-веданты, двайта-адвайта предложила
«симметричное» решение основной проблемы философии веданты —
онтологического соотношения Божества (Брахман или Ишвара), душ (чит) и
материи (ачит), что в итоге подготовило мировоззренческие измерения
кришнаитского культа.
Три
«параметра бытия» — Брахман, чит и ачит не могут быть ни вполне
идентичными (ибо, согласно двайта-адвайте, это противоречило бы
ведийским текстам, в первую очередь упанишадам, ясно свидетельствующим
об их различии), ни вполне различными, ибо это, во-первых, ограничивало
бы божественную вездесущесть и, во-вторых, исключало бы возможность их
реального взаимодействия. Участие в развёртывании мира такого
относительно нереального начала, как авидья или майя адвайтистов, в
двайта-адвайта решительно отвергается. Брахман-Ишвара не безличное
мировое сознание, но персонифицированное Божество, тождественное Кришне и
наделенное всезнанием, всемогуществом, вездесущестью и способностью
быть конечной причиной сущего; он преображается и в духовные, и в
материальные начала, не растворяясь ни в одном из них; помимо этого, он
наделен всеми добродетелями и свободен от пороков. Брахман-Кришна,
является не только инструментальной, но и материальной причиной мира,
поскольку создает его одной своей волей (здесь нельзя не предположить
влияние неиндуистских теистических религий). Души (дживы) имеют
основание в нём, зависимы от него, бесчисленны и активны. Материальный
мир имеет три начала — «неприродное» (апракрита), «природное» (пракрити)
и время. Двайта-адвайта как бы дифференцирует два «режима»
существования Божества — статический, или самотождественный, и
динамический, или саморазделительный, который выявляется в его энергии,
действии. Как и вишишта-адвайта, двайта-адвайта настаивает на том, что
«путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», который состоит в
полной самоотдаче (прапатти) индивида милости Божества. Для обоснования
доктрины тождества-различия трёх указанных начал двайта-адвайта
прибегает к аналогиям: Брахман-Кришна, находится в таком же отношении к
началам мира, как жизненная сила прана, реализующаяся в многообразных
функциях чувственных способностей и ума-манаса, но сохраняющая при этом
свою идентичность. По другому примеру, популярному в двайта-адвайта и
отчасти заимствованному из образности «Шветашватара-упанишады», Брахман,
создающий духовные и материальные начала, но остающийся «чистым» и
«полным» в славе и силе, подобен пауку, который вытягивает паутину из
собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование
миросозидания как спонтанной игры (лила) вечносовершенного и
всеблаженного Вишну-Хари.
Основателем
двайта-адвайты был Нимбарка (XII—XIII вв.), брахман-вишнуит,
происходивший, по легендам, либо из Намбапуры в южноиндийском
государстве Майсур, либо из Матхуры, знаменитого северо-индийского
центра кришнаизма. Ему приписывается семь сочинений, среди которых
наиболее значительное «Ведантапариджата-саурабха» («Аромат небесного
дерева веданты»), комментарий к «Брахма-сутрам». Ученик Нимбарки
Шриниваса систематизировал его учение и комментировал его труды.
Последователи же Шринивасы — Кешава Кашмири Бхатта (XVI в.), Пурушоттама
Прасада (XVII в.), Мадхава Мукунда (XV в.), который предложил серьёзную
разработку теории познания, прежде всего учения об источниках знания, а
также Ванамали Мишра (XVIII в.) и др. сохранили целостность
двайта-адвайты, защищая учение от нападок оппонентов. Они энергично
полемизировали не только с адвайта-ведантой, но также с вишишта-адвайтой
и бхеда-абхедой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий