Шанкара
и его последователи уточнили, в каком смысле мир иллюзорен. Было
введено понятие трёх уровней реальности: парамартхика (истинная
реальность), вьявахарика (условная реальность) и пратибхасика
(призрачная реальность). К парамартхике относится только Брахман —
только он действительно реален. Вьявахарика — то, что обычно считается
реальностью: материальный мир, множественность субъектов, Ишвара —
Владыка мира и его Творец, религиозные установления. Всё это не
обладает подлинной реальностью, но не является и совершенно ложным —
хотя бы в силу общезначимости таких представлений. К пратибхасике
относятся сновидения, миражи и т. п., которые тоже в каком-то смысле
реальны: если нам что-то приснилось, то это действительно
приснилось. Совершенно нереальные вещи — туччха (например, «сын
бесплодной женщины») — не подпадают ни под одну из этих категорий.
Современник Шанкары Мандана Мишра, автор трактата Брахмасиддхи (Установление Брахмана), тоже утверждает, основываясь на авторитете Упанишад, что любая множественность нереальна, но основывается на Майе.
Современник Шанкары Мандана Мишра, автор трактата Брахмасиддхи (Установление Брахмана), тоже утверждает, основываясь на авторитете Упанишад, что любая множественность нереальна, но основывается на Майе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий