среда, 14 февраля 2018 г.

Совершеннолетие

Совершеннолетие древних
Регулярно сталкиваясь с мнениями типа "в 18 лет человек ещё не достиг зрелости", часто идущими параллельно с "а вот в древности было лучше и молодёжь права голоса не имела", я не мог не провести небольшое исследование на эту тему.

Законы Хаммурапи (Вавилон, второе тысячелетие до нашей эры).
В законах Хаммурапи прописано понятие "малолетнего", однако чётких возрастных границ не прописано. Исходя из того, что обретением прав считается заключение брака (уход из родительского дома), а целью брака прямо прописано деторождение (напр. [Карпенко, 2012]), можно предположить, что совершеннолетие, как ответственность перед обществом, наступало не позднее 14-16 лет. 
Некоторые источники (напр. [Чепурнова, Серёгин, 2007]) указывают как возраст брака (для девочек) 7-8 лет.

Античная Греция, Афины (первое тысячелетие до нашей эры)
Цитирование по [Фролов, Белкин, 2002], см. также [Милехина, 2002]: "В 18 лет для афинянина наступало совершеннолетие, но реально всей полнотой прав он мог воспользоваться только через два года, после прохождения военной подготовки - эфебии. Начиная с 20 лет афинский гражданин мог участвовать в народном собрании, с 30 лет - занимать государственные должности, обязан был защищать свой полис с оружием в руках, исполнять "повинности на народ" - литургии."

Античная Греция, Спарта (первое тысячелетие до нашей эры)
Есть две оценки возраста - 20 лет (напр. [Андреев, 2004]) и 30 лет (напр. [Большая историческая энциклопедия, 2003]). Следует отметить, что во втором источнике даётся нижнее ограничение возраста царей, что может не совпадать с обретением прав обычными гражданами. Надо думать, что система аналогична афинской.

Крит (первое тысячелетие до нашей эры) 
[Андреев, 2004] даёт оценку порядка 17 лет.

Римская Империя (начало нашей эры)
[Брокгауз-Ефрон]: "В императорское время в Риме установилось точное мерило мужского совершеннолетия - 14-летний возраст; а относительно женщин, по свидетельству римских юристов, может быть, и не совсем точному, никогда не сомневались в том, что их совершеннолетие наступает с 12-летнего В."

Ислам (первое тысячелетие нашей эры)
Wiki: В исламском праве, нижним пределом наступления совершеннолетия у девочек (балига) является возраст 9 лет, а у мальчиков (балиг) — 12 лет. Верхний пределом для девушек составляет возраст 17 лет, а у парней — 18 лет, при условии, что до этого момента не было других признаков совершеннолетия.

Иудаизм (первое-второе тысячелетие до нашей эры)
Wiki: Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки. 

Древняя Япония (первое тысячелетие нашей эры)
[Суровень, 2010]: "В древней Японии совершеннолетие (яп. сэйдзин), а, значит, и полная дееспособность наступали с 21 года."

Древний Китай (первое тысячелетие до нашей эры)
(дневник narika aka Tai_fox_silver), изложение конфуцианства: "Точного времени наступления совершеннолетия нет. В крестьянских семьях совершеннолетним считался тот, кто мог принимать участие в общих работах. В семьях аристократов церемонию могли провести в любом возрасте от 15 до 20 лет, иногда непосредственно перед свадьбой."

Древняя Индия (конец первого тысячелетия до нашей эры)
(по тексту неизвестного авторства), изложение законов Ману:
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии  изучали веды с 11 лет, совершеннолетие -  с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие -  с 24 лет.
У женщин  совершеннолетие  наступало  с  момента  окончательного  полового  созревания - с  приобретением  способности  к  деторождению.

Древний Египет (конец второго тысячелетия до нашей эры)
[Вейгалл, 2015]: предполагается, что 16 лет.

Зороастризм (середина первого тысячелетия до нашей эры)
Wiki: 15 лет

Древняя Русь (начало второго тысячелетия нашей эры)
Есть две оценки: вступление в брак или достижение 14 лет (wiki).
В XVI веке возрастами вступления в брак были установлены 12 лет для девушек и 15 - для юношей (пруф).
Так что да, "Лолиту" Набокова обвинять в педофилии с позиции традиционных православных ценностей затруднительно.

Скандинавы (начало второго тысячелетия нашей эры)
[Сванидзе, 2014]: 15-16 лет у мужчин (с обретением всей полноты обязанностей к 20), у женщин - 18 лет.
[Семёнова, 2007], источник выглядит менее достоверным: y женщин: в некоторых странах - 20 лет, в большинстве своём - не раньше замужества, а то и после смерти мужа.
Таким образом, в древних цивилизациях и культурах возраст совершеннолетия был примерно аналогичен современным определениям. Иногда он был даже существенно ниже современного, определяясь исключительно половым созреванием.
Следует, конечно, сделать риторическое отступление, что под "полноправием", конечно, понималось везде своё. Но вот в полной ответственности (за свои действия) сомневаться не приходится. И, скорее всего, наступала она гораздо раньше, чем обретение прав.
 
Повышение возраста совершеннолетия пошло, по-видимому, только в середине второго тысячелетия нашей эры. Так, в Литовской Руси это было 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин [Иловайский, 2014].
В Российской Империи это было:
для поступления в службу — 16 лет, для брака мужчине — 18 лет, женщине — 16 лет, для управления имуществом и заключения договоров — 17 лет с попечителем, 21 год без попечителя (wiki).

(Добавлено): можно сделать вывод, что изначальным критерием совершеннолетия являлась половая зрелость. Что логично: сделал детей - отвечай за них. Кроме того, с началом деятельности половых гормонов возрастает агрессивность (статистика преступлений несовершеннолетних доказывает), что автоматически делает необходимым введение ответственности - как механизма обратной связи. Пик гормональных эффектов приходится по статистике на 15-17 лет, и, видимо, поэтому совершеннолетие (как появление избирательных прав) появляется обычно позже. Ну и, конечно, необходимость потратить какое-то время на базовое образование.  

И пара вкусностей, которые я узнал, готовя этот пост.
Надеюсь, многие прочитали (а если нет - горячо рекомендую) дневники Ибн-Фалдана, обряд похорон у русов-варягов с добровольной смертью жены вслед за мужем. Такие же обычаи были и у русов. Так, Устав Ярослава Мудрого, был вынужден запретить хоронить жён вместе с мужьями, что привело к сокращению количества детей-сирот (!) [Беляев, Савченко, 2014].
История о сбрасывании в Спарте хилых детей в пропасть, по-видимому, является мифом [Pitsios, 2010]. Изучение костных останков свидетельствует о том, что это были люди возраста 18-35 лет, по-видимому, осуждённые за преступления.
Детей дворян на военную службу записывали еще в детском возрасте ( вспомним Петра Гринева из "Капитанской дочки"), для того, что бы когда юноша действительно начнет служить, у него было уже более ни менее приличное звание. Гражданскую службу дворяне не уважали и шли служить зачастую на нее после выхода в отставку с военной службы. Большинство будущих чиновников службу начинали с должности копииста. Исключение существовало для дворян, которые могли миновать начальные канцелярские чины. В чиновной лестнице канцелярских служителей звания и должности образовывали довольно сложное переплетение. Помимо известных в литературе основных ступеней - копииста, подканцеляриста и канцеляриста эта лестница включала еще две: губернского регистратора и губернского протоколиста. Классный чин получали чаще всего в должности канцеляриста. Достичь чина коллежского регистратора можно было за 10-15 лет, но в зависимости от сословной принадлежности, образования, способностей, отношения начальства, возраста и даже губернии, где служил будущий чиновник, этот срок мог сокращаться или увеличиваться на 4-5 лет. В начале XIX века были чиновники, недостигшие совершеннолетия, даже в возрасте 9-13 лет. Это обстоятельство вынудило правительство в 1828 году ввести возрастные ограничения: разрешалось принимать на службу лиц не моложе 14 лет, а начало действительной службы считалось после 16.
Струс, 16/02/05
Начну с того, что меня натурально БЕСИТ само слово! Сразу понятно, как власть предержащие и - шире - гнусная Система относится к тем, кому еще нет (вот препятствие-то!) этих заветных 18 (иногда 16) лет - как к неполноценным людям, пораженным в правах и свободах! Причем, это лишение прав ни в чем не повинных людей подается, как чуть ли не забота о них, и оправдывается тем, будто они, якобы, не могут отвечать за свои действия. Это более-менее верно по отношению к маленьким детям. Но чем объективно 13-15-летний человек соображает хуже, например, 18-летнего? Истина же в том, что сознательно создается ситуация, когда у человека сформировались все потребности, типичные для т.н. "взрослых", но УДОВЛЕТВОРИТЬ эти потребности Система не позволяет! Это необходимо для того, чтобы воспитать покорное стадо людей, мыслящих стереотипами, готовых терпеть ограничения и запреты, согласных подчиняться "традициям" и "морали", независимо от вменяемости этой морали в современных условиях.

Струс, 16/02/05
Иными словами - Системе нужны винтики. А самый верный путь воспитать оных - превратить тинейджерство в настоящий ад - нельзя то, нельзя это. Независимо от того, есть ли ваще какой-либо объективный вред. Даже вполне, казалось бы, здравомыслящие люди могут всерьез полагать, будто для "несовершеннолетнего" (в 15-то лет!) недопустимы разговоры о сексе, они не должны лицезреть красоту человеческого тела, не имеют права смотреть эротические фильмы. Прицел такой - настрадавшись, чел в 18 лет в спешке женится и сразу наплодит детей, а гос-ву ресурсы нужны :( А вот будет ли с детьми спешить сексуально образованный подросток? Конечно, нет, он будет оценивать объективно! Сторонники дискриминации игнорируют факт акселерации тинейджеров. Кроме того, для подростков сущ-ют запреты пить пиво (как будто его разумное потребление вредно), курить, водить машину, ходить в некоторые увеселительные заведения и пр., и это тоже мотивируется "заботой" - а ведь приводит к тяжелым моральным травмам, ломает жизни!

Струс, 16/02/05
А какая поистине позорная кампания была развернута при обсуждении печально известного "закона" о запрете распития пива! Типа, как так можно, чтобы "несовершеннолетние" ходили по улицам и весело распивали пивко! Какой кошмар-то, в самом деле, охренеть! И то верно - веселящиеся, беззаботные подростки властям не нужны вовсе. Нужны зашоренные и пугливые, готовые стерпеть со стороны Системы любой пинок и плевок. Заметьте - что ни гнусный запрет, то обоснование - нельзя "несовершеннолетним", и мало кто осмелится спросить - почему? Они что - больные, дураки какие-то, неполноценные? А, может, это говорит зеркало, когда реакционеры пишут подобный бред? Интересно, как бы сами авторы позорных "законов" пожили в таких условиях? С другой стороны, тут действует сила инерции - инициаторы запретов часто подростками жили в подобном дерьме, и считают долгом поднасрать новому поколению. А последний идиотизм с запретом энергетиков - это и вовсе ни в какие ворота! Энергичные подростки опасны для системы.

Darksol, 16/02/05
Между тем,хотя я и не потребляю "энергетических напитков", я не понимаю мораль их запрещения. Точно также как и установку турникетов в транспорте о которых у меня довольно смутное представление. Но ни одного человека "за" еще не высказалось - значит народ против. Это как с кетамином - идиотизм чиновника стремящегося выехать на чужой боли.

Струс, 16/02/05
Darksol, а что же это за сказочная страна такая? Побывать бы хоть пару деньков! Ну так одно дело - когда САМ "несовершеннолетний" не интересуется ночными клубами и пр., это его выбор, другое дело, когда под надуманным предлогом (возрастом не вышел, нет 18 - ужас) ему МЕШАЮТ жить так, как он хочет, на каждом шагу. Сокращение рождаемости ни при чем: никто не додумался, что "несовершеннолетние" рожать должны (а как? они же, по мысли ханжиков, непорочные, голого тела не видавшие). Что касается пьянства и наркомании - тут виновато социальное неблагополучие, разрушение инфраструктуры. Ублюдки типа Райкова-Слиски усугубляют ситуацию - запреты только усилят интерес (закон психологии). Но слиски еще ответят за массовое нарушение прав человека (дискриминацию по признаку возраста). И еще: у молодежи ДОЛЖНЫ БЫТЬ все политические права, в т.ч. на участие в выборах и во власти. Самое же страшное - многие столь зомбированы, что уже полагают такую дискриминацию чем-то естественным и неизбежным...

Neverb, 16/02/05
Мда. Вам легко говорить, а как мне быть, уже зобированому подростку :) хотя.. с другой стороны привкус алкоголя я не люблю, не курю (пасивного хватает - родители тоже интроверты(в плане инкапсулирования)), в принципе у меня и сексуальность понижена (как морально так и гормонально), но не из-за воспитания, а типа личности, обусловленной био-химическим строением мозга.

Струс, 17/02/05
Эпикуреец, с 16, а то и с 14 лет, "несовершеннолетние" несут уголовную ответственность за многие преступления, особенно тяжкие. Я считаю это справедливым - натворил дел - умей отвечать, не прикрывайся возрастом. Ребенок? Подлинный ребенок грабить, убивать и пр. не станет, если смошенничает, то по мелочи. Так вопрос как раз - ПОЧЕМУ уголовную ответственность несут, а ничего по жизни нельзя? С 14 лет паспорта - толку от них? Ни машину водить, ни пива попить, ни в клуб сходить, ни сексом заняться иначе как втайне от всех. По формуле Kosh'a: "в тюрьму можно, сексом нельзя". Это бесит! Льготы по рабочим местам? Они действуют? Наоборот, платят тинейджерам меньше, чем "взрослым", а они разве реально хуже работают? Глупости. А, по большому счету, я согласен, и многие "несовершеннолетние" тоже, да только их, увы, сраные геронтократы-пердуны от власти не спрашивают. Насчет выборов со Стивом согласен - любому "взрослому" агитацией можно мозги засрать (Ельцин, Путин, Буш, Саакашвили и мн. др.).

Дмитрий, сын Екатерины, 04/12/05
Детей должны воспитывать их родители, а не система. И то родители могут детям что-либо запрещать только в том случае, если они ЛЮБЯТ и ЗНАЮТ своих детей.

The best forever, 05/04/08
Какая-то несправедливость: обязанностей полно, а прав практически никаких. Был когда-то случай, в каком-то фильме было возрастное ограничение, так родители мне говорят:"иди отсюда, тебя еще рано смотреть такое". Хочу заметить, что это была не какая-нибудь эротика, а обыкновенный триллер. И вообще, типа я виновата, что родилась позже! Я, например, себя ощущаю на много старше, своих 14-ти.

Warrock3280, 04/11/11
Дискриминация "несовершеннолетних" сильно препятствует нормальному формированию личности. Система до паники запугивает "несовершеннолетних" уголовной ответственностью, спецшколами, учётом в "полиции" за распитие алкогольных напитков, употребление нецензурной лексики, употребление наркотиков, курительных смесей и табачных изделий, нахождение на улице после 22:00 без сопровождения "взрослых", и т.д. и т.п. - чтобы перечислить всё потребовался целый урок в школе.

Тающий Снег Обречен Умирать, 04/11/11
Меня саму бесило энто когда мне не было этих "заветных" 18-ти. Струс конечно юзер скандальный, но здесь я с ним полностью согласна. У меня вообще был ад. Когда мне было 12, все думали, что 9, когда 15 - что 11-12, в 18 давали "заслуженные" 15 лет! Да и сейчас тыкают всякие дебилоиды. Подростки, лишенные этих прав - на интимную жизнь, на распитие алкоголя и курение, - озлобляются и как раз, чтобы бунтовать, совершают запретное и влекущее. Поэтому эти "законы" ни хрена не дают, никаких элементов нравственного развития подростка, как раз наоборот. Что, хотите, чтобы "ребёночек" 16-ти лет дома помогал маме-папе в гараже, учился на отлично, участвовал в олимпиадах, и скромно улыбался, когда родаки его/ее ласково гладят по головке? Но это же противоречит всем биологическим и психологическим законам! И еще: где тот рубеж, - где человек - ребенок, а когда - уже взрослый? Часы бьют полночь в день его совершеннолетия, и он открывает первую бутылку шампанского в своей жизни... Идиотизм.

Тающий Снег Обречен Умирать, 04/11/11
А в Пендосии еще хуже - 21 год, и все тут! Что говорит в пользу этого мерзкого утверждения? Данные биологии и психологии... Однако никто никогда не знал, где энтот рубеж, эта грань. 18 лет - это условный возраст. Пендосовские 21 год - это еще более гадостный предрассудок, переросший в социальное явление и закон. Все эти "запреты" все больше и больше хочется нарушать, когда тебе 16-17! Они что, не понимают?Возрастную психологию почитали бы, выс*рыши. Нравственное воспитание начали не с причины, а со следствия, не с головы, а с ж*пы.Человек в свои 15 может не пить, не курить,не вести интимную жизнь, не таскатья ночами по улицам, а быть редкостным отморозком. Свой опыт - исключительная вещь, нравоучения родителей и учителей в школе ничего не дадут, пока сам на грабли не наступишь. А как приятно, правда, когда тебе 30,самоутвердиться, утверждая, что в 16 лет человек - ребенок и тупица!Ничего слаще нет. Меня в 13,и в 16 бесило, когда меня "ребёнком" величали.Я говорила: я уже подросток!)

Unknown0, 27/12/11
Моральные уроды, что с них взять. Дискриминаторы хреновы. Пусть убьются об стенку лучше, польза будет какая-то. Не думаю что я доживу до уже "любимых" 18-ти. Хотя после этого, если данное случится, сама уже буду свысока на "маленьких" смотреть. Опять же, как я уже говорила, в стране неразбериха еще по поводу 21 года, ничего не поймешь. В законе - одно, а люди бредят другим. По крайней мере хотя бы если ты совершеннолетний можешь провалиться в туман или уехать на поезде безо всяких проблем, и никто тебя не остановит. Если не ошибаюсь, человек имеет право (если ушел) на неразглашение о своем местожительстве, может попросить об этом милицию. Ты несовершеннолетний? Могут за шкирняк взять и потащить безо всякого спроса. Ты - ничто, у тебя нет никаких прав. В общем, ну никак уже не завидую молоденьким из-за их годов, как хорошо что я довольно старая. Но еще забавляет вид старперов, которые питают зависть к малолеткам, пережить не могут свой возраст и маскируются под благими выражениями...

Ремеди СОУЛ, 26/06/13
Против. некоторые родители считают реьенка своей собственностью, и считают, что в праве делать с ним, что хотят. например, никуда не отпускать, ничего не позволять, запрещать общаться со сверстниками. я против того, чтоб родители так портили жизнь, из-за того, что не хотятт отпускать ребенка от себя, и чтобы он был при ней всю жизнь. Также отбирают зарплату, когда подросток начинает работать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий