вторник, 6 февраля 2018 г.

бог Либер



Либер может означать:
·         Либер (мифология), в римской мифологии бог, отождествлявшийся с Дионисом.
Либер (Liber) — древнеиталийский бог оплодотворения, отождествлённый позднее с Вакхом. Либер был особенно почитаем низшими слоями римского населения, плебеями. В конце V века до н. э. в Риме возле Большого цирка греческие мастера построили храм, где плебеи могли молиться своим богам, в том числе Либеру и Либере. Патриции почитали своих богов в храме на Капитолии.  
    После уравнения сословий Либер стал почитаться всеми гражданами наравне в такими богами как, например, Марс или Юпитер. В Риме существовал праздник, посвящённый Вакху-Либеру и Церере, так  называемые либералии, отмечавшиеся 17 марта. В этот день юноши, достигшие совершеннолетия, получали белую тогу — верхнюю одежду римского гражданина. 
Его женская параллель - Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной. Либеру, Либере и Церере в 494 до н. э. в Риме был построен греческими мастерами храм, ставший религиозным центром плебеев в период их борьбы с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде (Юпитер, Юнона и Минерва), почитавшейся в храме на Капитолии (Liv. Ill 55, 7). После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию имени Либера со словом libertas, «свобода». В посвящённый Либеру праздник либералий (17 марта) граждане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели сложенные сатурнийским размером шуточные песни, ставшие одним из истоков римской комедии (Verg. Georg. Ill 380 след.; Serv. Verg. Georg. II 385, 387, 389). Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире, особенно в конце республики и в период империи, когда боровшиеся за власть политические деятели, а затем императоры отождествляли себя с Либером.-Дионисом, несущим «золотой век». В римских провинциях Либер отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.   
Либера — древнеримская богиня плодородия, помогавшая виноградарям и виноделам, жена Бахуса (в Греции Дионис, почитавшийся ранее под именем Либер). Бахус-Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире во времена Империи, когда многие императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом.
В честь Либера, Либерии и Цереры 17 марта отмечался праздник — так называемые либералии.
Также в Риме Либерой представляли Прозерпину, которую в свою очередь в греческом пантеоне отождествляли с Персефоной.
·         Либерий (ум. 366) — епископ города Рима с 17 мая 352 по 24 сентября 366.
·         Либерий (ок. 465 — ок. 554) — государственный деятель Остготского королевства и Византийской империи.
·         Либерий (Равеннский; умер ок. 200 года) — святой епископ из Равенны.

Дио́ни́с[* 1] (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo[* 2], лат. Dionysus), Ва́кхос, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии[* 3] младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса)[* 4].
В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber)[* 5].
Содержание
·         1 Мифы о Дионисе
·         4 Аспекты Диониса
·         7 См. также
·         8 Примечания
·         9 Литература
·         10 Ссылки
Мифы о Дионисе
Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять[2]:
·         Сын Зевса и Персефоны.
·         Сын Нила, убил Нису.
·         Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
·         Сын Зевса и Селены, в его честь Орфические мистерии.
·         Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.
Рождение
Из бедра Зевса.
Старший Дионис
Основная статья: Загрей
Классическая версия
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Dionysos_kantharos_Louvre_CA2981-2984.jpg/200px-Dionysos_kantharos_Louvre_CA2981-2984.jpg
Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы[3], дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его карасём[4].
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[5]. Или родился на склонах Дракана (Крит)[6].
Альтернативные версии
Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере[7].
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов[8].
Воспитание Диониса
У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.
Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (город Бейт Шеан, Ниса-Скитополис, в Израиле).[9]. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща[10]. Воспитан в пещере на Нисе[11]. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.
Дионис и безумие
Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад[12] и бродил по землям Египта и Сирии[13]. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.
Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного, Агава, была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо[14].
Индийский поход
Отправился в поход против Индии[15] и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества[16]. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща[17]. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен[18]. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен[19].
Сошествие в Аид
Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн[20]. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.
Плен у Тирренских пиратов
Во время плавания Диониса на триере с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), которых он по неосторожности нанял.[21]
Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.[22][23][24][25]
Брак с Ариадной
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/Borghese_Vase_Louvre_Ma86_n5.jpg/220px-Borghese_Vase_Louvre_Ma86_n5.jpg
Дионис и Ариадна
Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
Другие предания
Кроме вина, Дионис изобрел «пиво»[26].
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева[27].
Диониса почитали арабы[28]. Когда бог бежал в Египет, превратился в козла[29].
Отправился в поход против гигантов вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо[30].
По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере[31].
Эпитеты Диониса
·         Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящён LIII орфический гимн.
·         Анфий (Анфин, Антий). Эпитет Диониса[32].
·         Апатурий. Имя Диониса[33].
·         Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV орфический гимн. en:Bassareus
·         Бромий («Шумный»). Эпитет Диониса[34]. Так как при его рождении гремел гром (бром)[35]. См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура.
·         Вакхий (Вакх / Бакхий)[36] Имя Диониса[37]. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки[35]. Статуя работы Праксителя в Афинах[38]. Статуя в Коринфе[39]. Также эпитет Аполлона[40].
·         Дендрит («Древесный»). Эпитет Диониса[41].
·         Дигон (греч. δίγονος, «дважды рожденный»);
·         Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
·         Дифирамб. Имя Диониса[42]. Объясняется как «двувратный»[43].
·         Еван (Эван). Эпитет Диониса[44].
·         Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса[45]. Отождествляется с Дионисом и Протогоном[46]. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны[47]. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений[48].
·         Э́вий («Шумный»; др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса[49].
·         Загрей.
·         Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх)[50] Эпитет Диониса[51], именуется «двуприродным»[52]. Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры[53]. Растерзан[54]. С ним связаны деревянные решета — мистические веялки[55]. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре[56]. en:Iacchus
·         Ией. Имя Диониса[57].
·         Иинкс. Диониса называли Иинксом[58].
·         Иовакх. Эпитет Диониса[59].
·         Ирафиот (Эйрафиот). Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса[60].
·         Исодет («Равномерно разделяющий»). Эпитет Диониса[61].
·         Кисс («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны[62].
·         Леней. Эпитет Диониса[63]. Поскольку виноград давят в бочке (ленос)[35]. Ему посвящён L орфический гимн.
·         Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая[64]. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами[65]. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях[66].
·         Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса[67], статуя в Коринфе[39]. Ему посвящён L орфический гимн.
·         Лиэй (Лией; Лиэос[68]; Lyaeus). Эпитет Диониса[69]. (Вергилий, Нонн). Преимущественно встречается у поэтов и указывет на то, что Дионис был освободителем от забот и подателем радости (Lyaeus, laetitiae dator).[68]
·         Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса[70].
·         Мефимней. Эпитет Диониса[57].
·         Мейлихий[71]. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы[72].
·         Никтелий («Ночной»). Эпитет Диониса[73].
·         Нисей. Имя Диониса[74].
·         Ойнос («Вино»). Эпитет Диониса[75].
·         Омест («Сыроядец»). Эпитет Диониса[76].
·         Омфакит. Имя Диониса[77].
·         Орфос (Ортос; «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор[78].
·         Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей[79].
·         Пробласт. Эпитет Диониса[80].
·         Протригеон. Имя Диониса[77].
·         Стафилит. Имя Диониса[77].
·         Тригон (др.-греч. Τρίγονος). Эпитет Диониса[81]. Орфические гимны 30,2.
·         Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
·         Феойний. Эпитет Диониса[82].
·         Фионей (Тионей). Имя Диониса[83].
·         Флион (Флей). Имя Диониса[84].
·         Фриамб (Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода[85]. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж VI—V вв. до н. э.)[86].
·         Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе[87].
·         Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса[88].
·         Хрисопатор. Эпитет Диониса[89].
·         Эгобол («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях[90].
·         Элевферий[91], то есть Элевферский — по названию города Элевфер в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой, откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике[92].
·         Элелей. Эпитет Диониса[44].
·         Эрибой. Эпитет Диониса[93].
·         Эсимнет («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах[94].
Персонажи, связанные с Дионисом
Возлюбленные Диониса
·         Ариадна.
·         Авра.
·         Бероя.
·         Афродита.
·         Ио. (редкая версия)
·         Лаон.
·         Гермафродит
Потомство Диониса
·         Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
·         Гименей. От Афродиты (версия).
·         Деянира. От Алфеи (версия).
·         Дидимы (Иовакх — один из них). От Авры.
·         Ком (Комус).
·         Марон. (версия)
·         Наркей. От Фискои.
·         Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
·         Сатир и Телета. От Никеи.
·         Фионей.
·         Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
·         Фоант, Фан (аргонавт), Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
·         Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).
Ок. 20 имен.
Побежденные Дионисом
·         Алпос.
·         Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
·         Еврит (гигант).
·         Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
·         Оронт.
·         Пенфей. Растерзан вакханками.
·         Рет (гигант).
·         Сифон, царь во Фракии.
·         Тирренские пираты.
Спутники Диониса
·         Бассариды.
·         Вакханки.
·         Гиады.
·         Корибанты.
·         Мелии.
·         Менады.
·         Мималлоны.
·         Сатиры.
·         Титиры.
·         Триетериды. Спутницы Диониса[95]. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом[2].
·         Фиады.
·         Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина[96].
·         Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии[97].
·         Коринт. Сын Мистиды[98].
·         Мета (Мете). Жена Стафила[99]. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена[100]. Картина с её изображением в Эпидавре[101]. Подает Силену вино в кубке[102].
·         Мистида. Одна из кормилиц Диониса[103].
·         Овиста. Ошибочное написание имени Стафил[104].
·         Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса[105]. Ему приносят жертвы киллены[106].
·         Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты[107].
·         Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде[108].
См. также:
·         Автоноя.
·         Агава.
·         Дирка.
·         Ино.
Предметы, связанные с Дионисом:
·         Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
·         Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя[109].
·         Тирс.
Аспекты Диониса
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!
Дионис-бык
Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
Еврипид, «Вакханки»
Дионис — бог растений
Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.
Дионис-младенец и предвечные воды
В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.
Дионисизм. Культ Диониса
Описание: Нейтральность
Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение.
На странице обсуждения должны быть подробности.
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Dionysus_Sarcophagus.jpg/220px-Dionysus_Sarcophagus.jpg
Изображение на мраморном саркофаге, возможно означающее что покойный был инициирован в мистерии Диониса
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ, зародившийся во Фракии и наводнивший Грецию, культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».
Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.
Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт (Том Мур из книги «Puer Papers»).
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).
Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.
Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(Еврипид, «Вакханки»)
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. (Александр Мень. «История религии».)
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. д.н. э. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе со вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов.
По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм, названного так в честь легендарного пророка Диониса Орфея.
Особенно почитание Диониса возросло в эпоху эллинизма[92].
Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия.
В литературе и искусстве
Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса» (фр.246в Радт), сатировская драма Софокла «Младенец Дионис» (фр.171-172 Радт), трагедия Херемона «Дионис»[110].
На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь[111]. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.
Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушка — Истребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как бога.
Также, работой посвящённой исследованию символического значения историй, связанных с Дионисом, является антология «Безумие и его бог» авторства Вальтер Ф. Отто и других. В ней исследуется проблема сакрального безумия и указывается на недооцененность значения культа Диониса. А также выдвигается гипотеза о том, что истории про Диониса имеют, скорее, символическое значение, чем историческое. Антология также содержит ряд рассказов, служащих для расширения ассоциативного ряда читателя.
Мена́ды (др.-греч. Μαινάδες «безумствующие», «неистовствующие»[1]) — в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По его имени у римлян — Вакх, они назывались вакханками, также бассаридами — по одному из эпитетов Диониса — «Бассарей» (см. также Бассара), фиадами, мималлонами (см. далее).
Менады растерзали легендарного Орфея[2].
Слово менада упомянуто в гомеровской «Илиаде» (XXII 460) как сравнение для описания поведения Андромахи. «Менадой Геры» Эсхил называет Ио[3].
Их насчитывали около трёхсот[4]. По интерпретации, у вакханок в войске Диониса копья замаскированы под тирсы[5].
Название «Вакханки» носили трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Иофонта, Ксенокла Старшего, Клеофонта, неизвестного автора, Акция (об их сюжете см. Пенфей).
Фиады («неистовые», лат. Тийяды) — одно из названий вакханок, участвовавших в оргиях, проходивших на горе Парнас и посвящённых Дионису. Вакханки, участницы фиаса (шествия за Дионисом)[6], получили имя от нимфы Фии. Согласно Павсанию, это женщины из Аттики, раз в два года отправляющиеся на Парнас и с женщинами из Дельф совершающие оргии Диониса[7]. Они изображены на фронтоне храма в Дельфах[8]. Фия — название ежегодного праздника в честь Диониса в Элиде[9].
Мималлоны (Мималлона) — некие персонажи, связанные со служением Дионису[10]; то же, что вакханки[11]. «Мималлон из Клароса» — пророк[12].
Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος) — в греческой мифологии[1] лесные божества, демоны плодородия[2], жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами[3]. По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский теоним. Происходит от корня *tur «владыка» и приставки *sa-. Встречается в минойской (линейного письма А) надписи первой половины XVII века до н. э. ro-we-sa-ze-ro[4].
Об их происхождении рассказывает Гесиод[5]. Они впервые приготовили вино[6]. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту бога виноделия Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса.
Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила[7]. По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом[8].
Содержание
·         1 Описание
·         2 Титиры
·         3 Список сатиров
·         4 Примечания
·         5 Ссылки
Описание
Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад (Hymn. Hom. IV 262 след.). Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение музыкой, флейта — один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость.
Титиры
Титиры — некие мифические персонажи, связанные со служением Дионису[9]. То же, что сатиры[10]. В Гортине был праздник Титиры в честь брака Зевса и Европы[11]. Имя Титир носит герой Феокрита[12] и Вергилия.
Список сатиров
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Satyros_Cdm_Paris_DeRidder509.jpg/220px-Satyros_Cdm_Paris_DeRidder509.jpg
Сатир. Изображение на вазе работы вазописца Эпиктета
1.      Астрей. Сын Силена, участник индийского похода Диониса[13].
2.      Гемон. Сатир, участник индийского похода Диониса[14].
3.      Гипсикер (Хюпсикер). Сатир, участник индийского похода[15].
4.      Киссос. Сатир, друг юности Диониса[16]. Стал плющом[17].
5.      Кордак. Сатир, слуга Диониса, изобрел вид пляски, названный его именем[18].
6.      Ламис. Сатир, участник индийского похода[19].
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/93/Komos_Douris_BM_E768_n2.jpg/220px-Komos_Douris_BM_E768_n2.jpg
Комическая сценка с сатирами. Аттика, 500-490 гг до н.э.
1.      Леней. Сын Силена. Состязался с Дионисом[20]. Участник индийского похода[13]. Сражался с Туреем[21].
2.      Ленобий. Сатир, участник индийского похода Диониса[19].
3.      Лик. Сатир, участник индийского похода Диониса[22].
4.      Ликон. Сатир, участник индийского похода Диониса[14].
5.      Марон. Сын Силена, возничий Диониса[23]. Участник индийского похода[13]. Состязался в пляске в играх по Стафилу[24].
6.      Марсий. Сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание.
7.      Напей (Напайос). Сатир, участник похода[25].
8.      Орест. Сатир, участник индийского похода Диониса[15].
9.      Пемений (Поймений). Сатир, участник индийского похода[15].
10.  Петрей (Петрайос). Сатир, участник индийского похода Диониса[26].
11.  Пилаэй. Сатир, участник индийского похода Диониса. Убит Тектафом[27].
12.  Проном. Сатир, участник индийского похода. Сын Гермеса и Ифтимы[28].
13.  Сикинид (Сикинн). Сатир, слуга Диониса, изобрел вид пляски сикиниды, названный его именем[18]. Был критянином либо варваром[29]. Отождествляется с Сикином.
14.  Силен.
15.  Скиртос («прыгун»). Сатир, участник индийского похода[30].
16.  Ферей. Сатир, участник индийского похода[26].
17.  Фереспонд. Сатир, участник индийского похода[22]. Сын Гермеса и Ифтимы, вестник Диониса[31].
18.  Фиас (Тиасос). Сатир, участник индийского похода[15].
19.  Флегрей (Флеграйос). Сатир, участник индийского похода[25].
20.  Эммел. Сатир, слуга Диониса, изобрел вид пляски эммелия, названный его именем[18].
21.  Эстр (Ойстр). «бешенство». Сатир, участник индийского похода[30].
Январь
·         1 — праздник Юноны; праздник Эскулапа; праздник Ведийова
·         3-5 — компиталии, праздник Мира
·         8 — праздник Юстиции
·         9 — агоналии, посвящённые Янусу
·         11-15 — карменталии, посвящённые Карменте; ютурналии, посвящённые Ютурне
·         12 — компиталии, посвящённые ларам
·         16 — праздник Конкордии
·         17 — праздник Фелицитас
·         19- до 12 февраля — Форканалии
·         24-26 — паганалии
Февраль
·         1 — 2 праздник Юноны Соспиты
·         2 — праздник Цереры
·         5 — 17 праздник Конкордии
·         12 — праздник Каллисто
·         13 — 22 паренталии; праздник Весты
·         13 — 15 — Луперкалии, посвящённые Фавну
·         17 — Квириналии, посвящённые Квирину, праздник Форнакс
·         21 — Фералии, посвящённые Юпитеру
·         22 — праздник Конкордии, Каристии
·         23 — Терминалии, посвящённые Термину
·         24 — Регифугий
·         27 — Эквирии, посвящённые Марсу
Март
·         1 — Римский Новый год, Матроналии посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti) посвящённых Марсу
·         7 — праздник Ведийова
·         10 — Праздник Венеры
·         14 — Вторые Эквирии, посвящённые Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
·         15 — праздник Анны Перенны, праздник Юпитера
·         16 — 17 Вакханалии, посвящённых Вакху
·         17 — Либералии, посвящённые Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу
·         19 — 23 Квинкватрии, посвящённый Марсу и Минерве
·         23 — Тубилюстриум
·         30 — Праздник Салюс
·         31 — Праздник Луны
Апрель
·         1 — Венералии посвящённые Венере Обращающей Сердца (лат. Verticordia) и Фортуне Вирилис («Мужской»)
·         2 — Праздник Плеяд
·         4 — 10 Мегалесции (лат. Megale(n)sia) посвящённые Кибеле
·         5 — праздник Фортуны
·         9 — Лемурии в честь Лемуров
·         12 — 19 Цереалии в честь Цереры
·         15 — Фордилиций (лат. Fordicidia) в честь Теллус
·         21 — Палилии (или Парилии) посвящённые Палес
·         23 — Виналии Приория (лат. Vinalia Priora), посвящённые Юпитеру
·         25 — Робигалии (лат. Robigalia) посвящённые Робиге
·         28 — 1 мая (4 мая) — Флоралии, посвящённые Флоре
Май
·         1 — Празднества Доброй Богини (лат. Bona Dea), праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
·         7 — 15 — Лемурии
·         10 — 11 — Праздник Ориона
·         13 — Квинкватрии (лат. Quinquatrus или quinquatria), посвящённые Минерве
·         14 — Тиберналии, посвящённые Тиберину, Праздник Быка (лат. Taurus)
·         15 — Меркуралии, посвящённые Меркурию, праздник Весты
·         20 — Праздник Кастора и Поллукса
·         21 — Агоналии, посвящённые Вейовису
·         23 — Тубилустрий, посвящённый Вулкану
·         26 — 31 — Праздник Дианы, секулярные игры, посвящённые Прозерпине
Июнь
·         1 или 7 — женский праздник Юнонии. Праздник Юноны и её сына Марса, праздник матерей-матрон. Священные растения Юноны: смоковница, гранат и груша;
·         9 — в Древнем Риме начинались весталии, праздник в честь богини домашнего очага Весты. Надевали венки на освященных ослят. На восемь дней двери храма открывались для замужних женщин, вновь разжигался священный огонь, и богине читали молитвы. После этого храм опять закрывался для всех, кроме жриц-весталок;
·         11 — Матралии, посвящённые Матери Матуте
·         23 — Праздник Весты. В июне весталки очищали священный сосуд в Храме Весты;
·         24 — Праздник Цереры, Фортуны и Весты. Начало жатвы.
Июль
·         23 — Нептуналии, посвящённые Нептуну
Август
·         13 — праздник невольников (servorum dies)
·         23 — Вулканалии, посвящённый Вулкану
·         24 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус
Сентябрь
·         4 — 5 — Подземных богов. Цереры.
·         6 — 19 — Римские игры в честь Юпитера, Юноны и Минервы;
·         23 — В этот день начинался священный праздник греков — Великие Элевсинские мистерии в честь Деметры и её дочери Персефоны, тайный ритуал, посвященный схождению Персефоны в подземный мир на зимние месяцы.
Октябрь
·         1 — Праздник Цереры (1—5), праздник Фидес
·         5 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус Цереры
·         9 — праздник Фелицитас (Счастья), посвящённый Венере
·         11 — Медитриналии, посвящённые Медитрине
·         13 — Фонтиналии, посвящённые Фонту
·         15 — Эквирии, посвящённые Марсу, скачки на Марсовом поле
·         19 — Армилустриум, посвящённый Марсу
Ноябрь
·         4-17 — Плебейские игры (Ludi Plebeii)
·         13 — Ноябрьские иды, Пир Юпитера (Epulum Jovis)
·         15 — Праздник Феронии
·         18 — Праздник Цереры (также 10-19 апреля как Цереалии)
·         24 — начало 30-дневных Брумалий
·         29 — Праздник Минервы, праздник ткачей (также 19 июня)
Декабрь
·         4 — Праздник Доброй Богини (Bona Dea)
·         5 — Фауналии, посвящённые Фавну
·         11 — Агоналии, посвящённые Солнцу Индигету (Sol Indiges)
·         15 — Консуалии, посвящённые Консу
·         17 — 23 — Сатурналии, посвящённые Сатурну
·         19 — Опалии, посвящённые Опс
·         21 — Дивалии, праздник Ангероны
·         23 — Ларенталии, посвященные Ларенте
·         25 — Dies Natalis Solis Invicti — праздник Непобедимого солнца (Sol Invictus)
·         30 декабря — 1 января — Компиталии, посвящённые Ларам

Комментариев нет:

Отправить комментарий