Либер может
означать:
·
Либер (мифология), в
римской мифологии бог, отождествлявшийся с Дионисом.
Либер (Liber) — древнеиталийский бог оплодотворения,
отождествлённый позднее с Вакхом. Либер был особенно почитаем
низшими слоями римского населения, плебеями. В конце V века до н. э. в Риме
возле Большого цирка греческие мастера построили храм, где плебеи могли
молиться своим богам, в том числе Либеру и Либере. Патриции почитали своих
богов в храме на Капитолии.
После уравнения сословий Либер стал
почитаться всеми гражданами наравне в такими богами как, например, Марс или Юпитер.
В Риме существовал праздник, посвящённый Вакху-Либеру и Церере, так
называемые либералии, отмечавшиеся 17 марта. В этот день юноши, достигшие
совершеннолетия, получали белую тогу — верхнюю одежду римского гражданина.
Его женская параллель - Либера, иногда отождествлявшаяся
с Ариадной. Либеру, Либере и Церере в 494 до н. э. в Риме был построен
греческими мастерами храм, ставший религиозным центром плебеев в период их
борьбы с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской
триаде (Юпитер, Юнона и Минерва), почитавшейся в храме на
Капитолии (Liv. Ill 55, 7). После уравнения сословий плебейская триада вошла в
общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по
созвучию имени Либера со словом libertas, «свобода». В посвящённый Либеру
праздник либералий (17 марта) граждане собирались на перекрестках, наряжались в
маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали
всякие «веселые непристойности» и пели сложенные сатурнийским размером шуточные
песни, ставшие одним из истоков римской комедии (Verg. Georg. Ill 380 след.;
Serv. Verg. Georg. II 385, 387, 389). Либер пользовался широкой популярностью
во всем римском мире, особенно в конце республики и в период империи, когда боровшиеся
за власть политические деятели, а затем императоры отождествляли себя с
Либером.-Дионисом, несущим «золотой век». В римских провинциях Либер
отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.
Либера —
древнеримская богиня плодородия, помогавшая виноградарям и виноделам, жена Бахуса (в Греции Дионис, почитавшийся ранее под именем Либер). Бахус-Либер
пользовался широкой популярностью во всем римском мире во времена Империи,
когда многие императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом.
Также в Риме Либерой представляли Прозерпину, которую в свою очередь в греческом пантеоне
отождествляли с Персефоной.
·
Либерий (ок. 465 — ок. 554) — государственный
деятель Остготского королевства и Византийской империи.
·
Либерий (Равеннский; умер ок. 200 года) —
святой епископ из Равенны.
Дио́ни́с[*
1] (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo[*
2], лат. Dionysus),
Ва́кхос, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος,
лат. Bacchus) —
в древнегреческой мифологии[*
3] младший из олимпийцев, бог
растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и
религиозного экстаза, а также театра. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи
полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с
неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался
исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё
до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no
(месяц Диониса)[*
4].
Содержание
Мифы о Дионисе
·
Сын Нила, убил Нису.
·
Сын Зевса
и Селены, в его честь Орфические мистерии.
·
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.
Рождение
Из бедра Зевса.
Старший Дионис
Основная статья: Загрей
Классическая версия
Дионис с канфаром. Амфора работы Берлинского вазописца, Лувр
Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы[3],
дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от
Зевса, его супруга Гера
в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы
Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном
великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он
выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не
могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает
Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он
зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом
из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его карасём[4].
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался
Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[5].
Или родился на склонах Дракана (Крит)[6].
Альтернативные версии
Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела
родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была
выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей
стала Ино, воспитав его в пещере[7].
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе
Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов[8].
Воспитание Диониса
У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть
продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры,
Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её
супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как
девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на
Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить
Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их
приняли нереиды.
Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (город Бейт Шеан, Ниса-Скитополис, в Израиле).[9].
Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща[10].
Воспитан в пещере на Нисе[11].
После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам
Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так
появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.
Дионис и безумие
Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших
его Ореад[12]
и бродил по землям Египта и Сирии[13].
Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать
виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса
свела с ума ненавидящая его Гера
(Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже
совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума
тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.
Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе
безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса.
С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного,
Агава, была среди этих женщин: она укрепила
окровавленную голову сына на тирс,
убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в
горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо[14].
Индийский поход
Отправился в поход против Индии[15]
и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают
раз в 3 года вакхические празднества[16].
Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз
винограда и плюща[17].
О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен[18].
По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен[19].
Сошествие в Аид
Дионис спустился в Аид через
болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн[20].
Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.
Плен у Тирренских пиратов
Во время плавания Диониса на триере с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет),
которых он по неосторожности нанял.[21]
Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и
взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук
Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями
виноградных лоз и плюща
и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха
попрыгали в море и превратились в дельфинов.[22][23][24][25]
Брак с Ариадной
Дионис и Ариадна
Ариадна — дочь критского
царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова
покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к
младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда
герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в
жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
Другие предания
Кроме вина, Дионис изобрел «пиво»[26].
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич
«Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева[27].
Отправился в поход против гигантов вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо[30].
Эпитеты Диониса
·
Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно.
Ему посвящён LIII орфический гимн.
·
Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς,
от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и
менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV
орфический гимн. en:Bassareus
·
Бромий («Шумный»). Эпитет Диониса[34].
Так как при его рождении гремел гром (бром)[35].
См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура.
·
Вакхий (Вакх / Бакхий)[36]
Имя Диониса[37].
Его так называют, ибо его сопровождают вакханки[35].
Статуя работы Праксителя в Афинах[38].
Статуя в Коринфе[39].
Также эпитет Аполлона[40].
·
Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса[45].
Отождествляется с Дионисом и Протогоном[46].
У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны[47].
Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений[48].
·
Э́вий («Шумный»; др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα,
призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса[49].
·
Иакх (др.-греч. Ἴακχος,
«вопль, призыв»); (Якх)[50]
Эпитет Диониса[51],
именуется «двуприродным»[52].
Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры[53].
Растерзан[54].
С ним связаны деревянные решета — мистические веялки[55].
Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре[56].
en:Iacchus
·
Леней. Эпитет Диониса[63].
Поскольку виноград давят в бочке (ленос)[35].
Ему посвящён L орфический гимн.
·
Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая[64].
Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами[65].
От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях[66].
·
Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса[67],
статуя в Коринфе[39].
Ему посвящён L орфический гимн.
·
Лиэй (Лией; Лиэос[68];
Lyaeus). Эпитет Диониса[69].
(Вергилий, Нонн). Преимущественно встречается у поэтов и указывет на то, что
Дионис был освободителем от забот и подателем радости (Lyaeus, laetitiae
dator).[68]
·
Орфос (Ортос; «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом.
Его жертвенник в святилище Ор[78].
·
Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего
землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей[79].
·
Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом
гимне.
·
Фриамб (Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф
при возвращении из индийского похода[85].
Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж VI—V вв. до н. э.)[86].
·
Элевферий[91], то есть Элевферский — по названию города Элевфер в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой, откуда, предположительно, культ Диониса получил
распространение в Аттике[92].
·
Эсимнет («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном
Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю,
где хранился в Патрах[94].
Персонажи, связанные с Дионисом
Возлюбленные Диониса
·
Ариадна.
·
Авра.
·
Бероя.
·
Афродита.
·
Ио. (редкая
версия)
·
Лаон.
Потомство Диониса
·
Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
·
Гименей. От Афродиты (версия).
·
Ком (Комус).
·
Марон. (версия)
·
Наркей. От Фискои.
·
Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
·
Сатир и Телета. От Никеи.
·
Фионей.
·
Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
·
Фоант, Фан (аргонавт), Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
Ок. 20 имен.
Побежденные Дионисом
·
Алпос.
·
Аск (великан). Пленил Диониса,
побежден Гермесом.
·
Еврит (гигант).
·
Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил
безумие.
·
Оронт.
·
Пенфей. Растерзан вакханками.
·
Рет (гигант).
·
Сифон, царь во Фракии.
·
Тирренские пираты.
Спутники Диониса
·
Бассариды.
·
Вакханки.
·
Гиады.
·
Корибанты.
·
Мелии.
·
Менады.
·
Мималлоны.
·
Сатиры.
·
Титиры.
·
Фиады.
·
Мета (Мете). Жена Стафила[99].
Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена[100].
Картина с её изображением в Эпидавре[101].
Подает Силену вино в кубке[102].
См. также:
·
Автоноя.
·
Агава.
·
Дирка.
·
Ино.
Предметы, связанные с Дионисом:
·
Вакхеи (en:Bacchoi).
Ветви на элевсинских мистериях.
·
Небрида. По одному из рассказов,
Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя[109].
·
Тирс.
Аспекты Диониса
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино,
деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны.
Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык.
Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый
бык!
Дионис-бык
Диониса часто изображали как быка или человека с рогами
(Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой
ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в
бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он
изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг
тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный»,
«быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно
мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть
Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение,
что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно
преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ
Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс
превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от
ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей
силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного
с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов
и львов, медведи, а также змеи.
Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
— Еврипид, «Вакханки»
Дионис — бог растений
Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был
отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями.
Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое
дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто
изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с
лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных.
Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи
в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли
Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались
сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
Интересно, что, как и другие боги растений иных культур,
Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых
исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел
отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он
бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую
роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и
возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою
смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт,
что указывает на символическую связь Гадеса и
Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики
из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической,
безумной природы, символизируемой вином.
Дионис-младенец и предвечные воды
В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава,
посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он
находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис
пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса,
Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула
в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из
царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера,
которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают
восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из
моря»), Λιμναΐος («он из
озера») и Λιμναγένης
(«рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь
с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые черты. Диониса часто
изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис
был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от
воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными
спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его
вторым именем.
Дионисизм. Культ Диониса
Нейтральность этого раздела
поставлена под сомнение.
На странице обсуждения должны быть подробности.
|
Изображение на мраморном саркофаге, возможно означающее что покойный был инициирован
в мистерии Диониса
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай
свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ
признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом
человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ, зародившийся
во Фракии и наводнивший Грецию, культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась
настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в
духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если
вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной
чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм
показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии
клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».
Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место
рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше
не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с
мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди,
жизнь и смерть, боль и наслаждение.
Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и
понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь
спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический
опыт (Том Мур из книги «Puer Papers»).
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения,
взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в
дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл (К. Г. Юнг.
«Психологические типы»).
Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино,
возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная
музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и
удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза,
граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки,
получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве
священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические
силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко
выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили
в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни.
В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.
Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(Еврипид, «Вакханки»)
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(Еврипид, «Вакханки»)
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек
всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки
приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического
восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь
мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит,
слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду.
Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы
и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может
смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят
его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под
голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает
различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от
Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. (Александр
Мень. «История религии».)
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к
VIII—VII вв. д.н. э. Но культ, преследовавший целью освободить
душу от всего бренного, соединить её в экстазе со вселенной и доказать бессмертие
души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь
негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы
остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так
называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были
приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления
остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу
плодов.
По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало
новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был
укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось
в т. н. орфический культ или орфизм, названного так в честь легендарного пророка
Диониса Орфея.
Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису,
возникла древнегреческая трагедия.
В литературе и искусстве
Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший
кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса» (фр.246в Радт), сатировская драма Софокла «Младенец Дионис» (фр.171-172 Радт), трагедия Херемона
«Дионис»[110].
На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в
митре и по-женски стонущим в окружении богинь[111].
Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа
музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.
Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушка —
Истребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как бога.
Также, работой посвящённой исследованию символического
значения историй, связанных с Дионисом, является антология «Безумие и его бог» авторства Вальтер Ф. Отто и других. В ней исследуется
проблема сакрального безумия и указывается на недооцененность значения культа
Диониса. А также выдвигается гипотеза о том, что истории про Диониса имеют,
скорее, символическое значение, чем историческое. Антология также содержит ряд
рассказов, служащих для расширения ассоциативного ряда читателя.
Мена́ды (др.-греч. Μαινάδες
«безумствующие», «неистовствующие»[1]) —
в древнегреческой мифологии спутницы и
почитательницы Диониса. По его имени у римлян — Вакх, они
назывались вакханками, также бассаридами — по одному из
эпитетов Диониса — «Бассарей» (см. также Бассара), фиадами, мималлонами (см. далее).
Слово менада упомянуто в гомеровской «Илиаде» (XXII 460) как сравнение для описания поведения Андромахи. «Менадой Геры»
Эсхил называет Ио[3].
Их насчитывали около трёхсот[4].
По интерпретации, у вакханок в войске Диониса копья замаскированы под тирсы[5].
Название «Вакханки» носили трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Иофонта, Ксенокла Старшего, Клеофонта, неизвестного
автора, Акция (об их сюжете см. Пенфей).
Фиады
(«неистовые», лат. Тийяды) — одно из названий вакханок, участвовавших в оргиях, проходивших на горе Парнас и посвящённых Дионису. Вакханки, участницы фиаса (шествия за Дионисом)[6],
получили имя от нимфы Фии. Согласно Павсанию, это женщины из Аттики, раз в два года
отправляющиеся на Парнас и с женщинами из Дельф совершающие оргии Диониса[7].
Они изображены на фронтоне храма в Дельфах[8].
Фия — название ежегодного праздника в честь Диониса в Элиде[9].
Мималлоны
(Мималлона) — некие персонажи, связанные со служением Дионису[10];
то же, что вакханки[11].
«Мималлон из Клароса» — пророк[12].
Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι,
ед. ч. Σάτυρος) — в греческой мифологии[1]
лесные божества, демоны плодородия[2],
жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и
распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами[3].
По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский
теоним. Происходит от корня *tur «владыка» и приставки *sa-.
Встречается в минойской (линейного письма А) надписи первой половины XVII
века до н. э. ro-we-sa-ze-ro[4].
Об их происхождении рассказывает Гесиод[5].
Они впервые приготовили вино[6].
Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры
составляли свиту бога виноделия Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит,
что именно сатиры спасли принцессу Крита
Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса.
Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила[7].
По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не
мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом[8].
Содержание
·
2
Титиры
·
5
Ссылки
Описание
Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью,
длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными
хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них
человеческие. Символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад (Hymn. Hom. IV 262 след.). Сатиры наделялись качествами
диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о
человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались
фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой
страстью было увлечение музыкой, флейта — один из основных атрибутов сатиров.
Также атрибутами сатиров считались тирс,
свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах
великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым
сатиры питали известную слабость.
Титиры
Титиры — некие мифические персонажи, связанные со
служением Дионису[9].
То же, что сатиры[10].
В Гортине был праздник Титиры в честь брака Зевса и Европы[11].
Имя Титир носит герой Феокрита[12]
и Вергилия.
Список сатиров
Сатир. Изображение на вазе работы вазописца Эпиктета
Комическая сценка с сатирами. Аттика, 500-490 гг до н.э.
1.
Леней. Сын Силена. Состязался с Дионисом[20].
Участник индийского похода[13].
Сражался с Туреем[21].
5.
Марон. Сын Силена, возничий Диониса[23].
Участник индийского похода[13].
Состязался в пляске в играх по Стафилу[24].
6.
Марсий. Сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное
состязание.
13.
Сикинид (Сикинн). Сатир, слуга Диониса, изобрел вид пляски
сикиниды, названный его именем[18].
Был критянином либо варваром[29].
Отождествляется с Сикином.
14.
Силен.
Январь
·
3-5 — компиталии, праздник Мира
·
8 — праздник Юстиции
·
11-15 — карменталии, посвящённые
Карменте; ютурналии, посвящённые Ютурне
·
12 — компиталии, посвящённые ларам
·
16 — праздник Конкордии
·
17 — праздник Фелицитас
·
19- до 12 февраля — Форканалии
·
24-26 — паганалии
Февраль
·
1 — 2 праздник Юноны Соспиты
·
2 — праздник Цереры
·
5 — 17 праздник Конкордии
·
12 — праздник Каллисто
·
13 — 22 паренталии; праздник Весты
·
13 — 15 — Луперкалии, посвящённые Фавну
·
17 — Квириналии, посвящённые
Квирину, праздник Форнакс
·
21 — Фералии, посвящённые Юпитеру
·
22 — праздник Конкордии, Каристии
·
23 — Терминалии, посвящённые
Термину
·
24 — Регифугий
Март
·
1 — Римский Новый год, Матроналии посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti)
посвящённых Марсу
·
7 — праздник Ведийова
·
8 — праздник Ариадны и
Вакха
·
10 — Праздник Венеры
·
14 — Вторые Эквирии, посвящённые Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
·
15 — праздник Анны Перенны,
праздник Юпитера
·
16 — 17 Вакханалии, посвящённых Вакху
·
19 — 23 Квинкватрии, посвящённый Марсу и Минерве
·
23 — Тубилюстриум
·
30 — Праздник Салюс
·
31 — Праздник Луны
Апрель
·
1 — Венералии посвящённые
Венере Обращающей Сердца (лат. Verticordia)
и Фортуне Вирилис
(«Мужской»)
·
2 — Праздник Плеяд
·
5 — праздник Фортуны
·
12 — 19 Цереалии в честь Цереры
·
21 — Палилии (или Парилии)
посвящённые Палес
Май
·
7 — 15 — Лемурии
·
10 — 11 — Праздник Ориона
·
13 — Квинкватрии (лат.
Quinquatrus или quinquatria), посвящённые Минерве
·
15 — Меркуралии, посвящённые Меркурию,
праздник Весты
·
20 — Праздник Кастора и Поллукса
·
23 — Тубилустрий, посвящённый
Вулкану
·
26 — 31 — Праздник Дианы,
секулярные игры, посвящённые Прозерпине
Июнь
·
1 или 7 — женский праздник
Юнонии. Праздник Юноны и её сына Марса, праздник матерей-матрон. Священные
растения Юноны: смоковница, гранат и груша;
·
9 — в Древнем Риме начинались
весталии, праздник в честь богини домашнего очага Весты. Надевали венки на
освященных ослят. На восемь дней двери храма открывались для замужних женщин,
вновь разжигался священный огонь, и богине читали молитвы. После этого храм
опять закрывался для всех, кроме жриц-весталок;
·
11 — Матралии, посвящённые Матери Матуте
·
23 — Праздник Весты. В июне
весталки очищали священный сосуд в Храме Весты;
·
24 — Праздник Цереры, Фортуны и
Весты. Начало жатвы.
Июль
·
23 — Нептуналии, посвящённые Нептуну
Август
·
13 — праздник невольников
(servorum dies)
·
23 — Вулканалии, посвящённый Вулкану
·
24 — один из трёх дней, в
которые был открыт мундус
Сентябрь
·
4 — 5 — Подземных богов.
Цереры.
·
6 — 19 — Римские игры в честь
Юпитера, Юноны и Минервы;
·
23 — В этот день начинался
священный праздник греков — Великие Элевсинские мистерии в честь Деметры и
её дочери Персефоны, тайный ритуал, посвященный схождению Персефоны в подземный
мир на зимние месяцы.
Октябрь
·
1 — Праздник Цереры (1—5),
праздник Фидес
·
5 — один из трёх дней, в
которые был открыт мундус Цереры
·
9 — праздник Фелицитас (Счастья), посвящённый
Венере
·
11 — Медитриналии, посвящённые Медитрине
·
13 — Фонтиналии, посвящённые Фонту
·
19 — Армилустриум, посвящённый Марсу
Ноябрь
·
4-17 — Плебейские игры (Ludi
Plebeii)
·
13 — Ноябрьские иды, Пир Юпитера (Epulum Jovis)
·
15 — Праздник Феронии
·
24 — начало 30-дневных Брумалий
·
29 — Праздник Минервы, праздник ткачей (также 19 июня)
Декабрь
·
4 — Праздник Доброй Богини (Bona Dea)
·
11 — Агоналии, посвящённые Солнцу Индигету (Sol Indiges)
·
17 — 23 — Сатурналии, посвящённые Сатурну
·
23 — Ларенталии, посвященные Ларенте
·
30 декабря — 1 января — Компиталии, посвящённые Ларам
Комментариев нет:
Отправить комментарий