четверг, 1 февраля 2018 г.

მარცხენა ხელის გზა აბსოლუტისკენ





Вамачара
Вамачара (санскр. वामाचार, vāmācāra IAST) или Вамамарга (санскр. वाममार्ग, vāmamārga IAST) — одно из двух важнейших, наряду с дакшиначарой, направлений шактистского тантризма. Слово «вама» имеет много значений, которые обыгрываются в понятии Вамачара[1]:
  • «левый» (поскольку в ритуалах Вамачара женщина-партнёр садится слева от мужчины);
  • «возвратный» (в ходе ритуалов Вамачара происходит поворот от развёртывания энергии в материальный мир к её свёртыванию);
  • «тайный» (практики Вамачара проходят втайне от непосвящённых) и другие.
Поэтому Вамачара также называется «путём левой руки». Именно это направление в основном и считается традиционным, классическим тантризмом. «Путь левой руки» часто оценивался недоброжелателями Вамачары как «тёмный», «небожественный». Последователи Вамачары ставят авторитет тантрических текстов выше авторитета вед. Для них несущественны различия в кастах. В Вамачаре совершают магические и сексуальные обряды, приносят в жертву животных, разрешено ритуальное употребление мяса и вина. Основной школой Вамачары является кула, имеющая много ответвлений, и термин «кула» часто используется как синоним Вамачары. Цель практик Вамачары — прочувствовать живое присутствие Шакти в материальном мире и прийти к освобождению с помощью тех средств, которые в обычной жизни вызывают только усиление привязанности (мясо, вино, рыба, секс и т. д.). Вамачара считает, что именно эти средства при правильном их использовании (см. Панчамакара) помогают эффективно развивать внутренний духовный потенциал. Сохранить золотую середину в Вамачаре чрезвычайно сложно, и в ходе своей истории Вамачара часто опускалась до разнузданных оргий или примитивного колдовства. Тантры предписывают исполнять ритуалы Вамачары только посвящённым уровня вира (см. Трибхава). Многие современные последователи тантризма, пытаясь воспроизвести древние практики Вамачары, в реальности выхолащивают их сущность.
«Этот мир подобен ране в животе умирающего раджпута, но нам он порой кажется чашей с вином, притупляющим чувство боли, в то время как его смертоносное жало входит все глубже и глубже в нашу плоть. И ветер, колышащий прибрежный тростник, поет: «Сорви с себя лицо, сдери с черепа кожу и посмотри на свое отражение в глади вод - увидь себя, наконец, таким, каков ты есть, без прикрас!» Ты безучастно смотришь на костыли безногого калеки, но вздрагиваешь, когда произносят Имя Бога. Лишь когда умирающие перестают кричать, ты можешь услышать ответ на не заданный тобою вопрос, но ты слишком занят, чтобы размышлять о таких пустяках». Шри Бхававсенаху `Содержание: Основная глава - Вамачара, Агхора (фрагменты книги), Паньчататтва, Мадья-мамса-стотра, Шакта-Видья: традиция тантрического Шактизма, Шакти-Деви - Мать Кали, Тексты: Дамара-тантра, Кали-йога-тантра, Прославление Богини (Деви-махатмья: 1.72-84), 108 имен Кали, Адья-Кали-Сварупа-Стотра - Гимн сущностному образу Изначальной Кали (из Маханирвана-тантра), Практика Шмашана-Кали, Сапташлоки-Дурга-стотра (Семь шлок Дурге), Шри-Йони-тантра (отрывки), Йони-стотра, Йони-стути (из Каулавали-нирная), Лингаштака, из Рудра-хридайя-упанишады, Махабхайрава-стотра, Калабхайраваштака (Восьмистишие Бхайраве), Шри-Ебутра-сутра.` 
Бомбей-Калькутта-Москва Сатья-Веда 2007г. 221с.
Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый тантрой левой руки. Шакти так и остаётся объектом поклонения, но активно используются сексуальные обряды и таинства (панчататтва, чакрапужда, бхайравичакра). Правом на обучение в вамачаре обладают тщательно избираемые люди. Здесь исключительно важное значение предаётся руководству со стороны гуру. Её также называют “тропой любви и блаженства” – преманандамарга. На пятой ступени - вамачара - садхака непосредственно переходит от правритти (потока развертывания мира материальных желаний) к нивритти (потоку возврата индивидуальной души в свое изначальное свободное, недвойственное состояние вечного разумного блаженства, (саччидананда). На ступени вамачара садхака разбивает оковы иллюзии, стыда и т.д., которыми связан человек типа пашу (т.е. человек, связанный инстинктами и условностями). Здесь осуществляется путь к состоянию Шивы (ничем не связанного Высшего Абсолюта), который завершается в следующей ачаре .
Как утверждается в Пранатошини, Высшей Богине следует поклоняться согласно предписаниям ведачары. Днем садхака должен быть воздержанным как брахмачарин и практиковать концентрацию. Ночью - Богине следует поклоняться с панчататтва (пятью элементами).
Слово вамачара происходит от сочетания слов вама и ачара. Непосредственное значение слова вама - "левый". Однако на языке Тантр оно имеет и другое, специфическое значение. Вама означает женщину, совершающую тантрическую практику и сидящую слева от садхака во время обряда "5-ти М".
Существует распространенное деление тантрической практики на два основных пути - дакшиначара и вамачара. Зачастую эти пути не вполне правильно понимаются и противопоставляются друг другу. В действительности же, как уже говорилось, Тантры рассматривают 7 путей, начиная с веда и кончая каула, а некоторые Тантры добавляют к ним еще два - агхора и йога-ачара. Так или иначе, шакта-Тантры рассматривают ачара как ступени одной лестницы, ведущей к вершине самопознания. В этом контексте противопоставление дакшиначары и вамачары как "праведного" и "неправедного" путей и т.п. - немыслимы. Однако условное разделение всего тантрического пути на дакшин и вам, действительно имеет место. При таком разделении первые четыре ступени объединяются в первую половину пути и называются дакшиначара по названию четвертой ступени, так как первые три ступени рассматриваются в этом случае как подготовительные к непосредственно дакшиначаре. Последние три ступени - объединяются под названием вамачара, так как начало пятой ступени (вамачара) является очень важной отправной точкой к принципиально другому, более продвинутому характеру практики.
Описание: начало пятой ступени (вамачара) является очень важной отправной точкой к принципиально другому, более продвинутому характеру практики.
Такое деление всего пути на два основных этапа имеет свой смысл потому, что в первых четырех ачарах практика совершается в пашу-бхаве, а в последних трех - в вира и дивья-бхаве. Так как вира и дивья-бхава близки друг к другу и по сути отличаются лишь только полнотой и устойчивостью реализации, принципиально деление на дакшина (которая практикуется в пашу-бхаве) и вама (которая практикуется в вира и дивья-бхава) падает между четвертой и пятой ступенями.
Другой причиной именно такого разделения является философская концепция правритти-нивритти - исходящего и возвратного потоков, о которых уже говорилось ранее. Именно с вамачары садхака переходит к осуществлению процесса нивритти, в то время как первые четыре ступени, заканчивающиеся дакшиначарой, были связаны с правритти, потоком развертывания материальной энергии, действующей на сознание садхака. Со знанием этих процессов связано утверждение о том, что вамачара - это обратный (випарита) путь (т.е. на этом пути осуществляется возвратный поток (нивритти).
Для лучшего понимания Вамачары и его значения в тантрической практике ниже я привожу несколько отрывков из работы Свами Пратьягатамананды "Тантра как путь реализации":
"Некоторые неправильно понимаемые левые практики (вамачара), например, согласно распространенному мнению, исчерпывают собой почти весь Тантризм. В действительности же, как мы увидим далее, путь вамачара основан на глубоком знании возвратного потока или нивритти. Этот возвратный поток осуществляет стремление повернуть в обратном направлении процесс сотворения и поддержания пут пристрастий и условностей, которыми связана джива или душа, как пашу или животное.
Кроме того, необходимо уяснить, что этот путь, излагающийся в Шакта-Тантре с его особым ритуализмом (например, панчататтва), не единственный из предписываемых в Тантре. Куларнава-Тантра, например, указывает 7 путей или ачар, начиная с ведачары и кончая каула. Некоторые другие Тантры добавляют к этому списку еще 2 ачара: т.е. - агхора и йога...". Далее Свами указывает на разнообразие тантрических путей и школ, так как кроме шакта-школы, в которой предписывается этот путь, существует ряд других индуистских и не-индуистских тантрических школ, предписывающих различные практики.
"Если говорить о вамачаре (что означает левый как випарита (обратный), а не левый в плохом смысле этого слова , то существует следующая ситуация. На этом пути садхака (стремящийся) должен использовать определенный вид ритуала (технически он называется панчататтва), который, надо признать, приводит к некоторым злоупотреблениям в неподходящих случаях и при неподходящих условиях его совершения. По мнению тех, которые не понимают и не различают (истинное от ложного) - этот ритуал вводит весь культ Тантры под подозрение. Те, кто ничего не понимает относительно возвратного потока или обратного процесса (нивритти), который входит в теорию и практику так-называемого левого пути, естественно, не в состоянии постичь, что могут существовать какие-либо точки соприкосновения между этим путем (вамачара) и теорией и практикой адвайта веданты. Кроме того факта, что чистокровный дубликат основных элементов поклонения панчататтва, в их грубой, замененной или эзотерической формах, можно найти во всех ведических пластах, и кроме того, что существует возможность видоизменения древнейшего ведического поклонения и расстановки особых акцентов в поклонении через влияние, приходящее из-за пределов самой Индии (например - из Тибета или Махачина). Всеми думающими людьми должно быть признано, что поклонение панчататтва, в своей основе и идее - это законная (обоснованная) форма адвайта-поклонения..."
Как справедливо указывает А.Авалон, вама - это вира-садхана (практика); на этой ступени совершается чакра-поклонение; сиддхи могут быть разрушены их обнаружением; поэтому вама - путь скрытный.
Полное и окончательное Освобождение (маханирвана) достижимо лишь через совместные усилия души и Божественной Матери. Чтобы осуществить нивритти подобным образом, необходимо следовать вамачаре (“пути левой руки”), встать на “тропу любви и блаженства”. Правильно понимаемая практика “тантры левой руки” углубляет и развивает опыт дакшиначары. В вамачаре все проявления человеческой жизни не только не подавляются (зачем же бороться с собой?), но, напротив, используются таким образом, что становятся мощными средствами духовного преображения. Непостижимым для обусловленного людского ума образом Бог Шива дает метод достижения высшего совершенства с помощью тех же самых средств, которые при их профаническом использовании способствуют только деградации. На пути “тантры левой руки” вино, мясо, сексуальное соитие и прочие “яды” удивительным образом преображаются в нектар божественного блаженства.
На стадии вамачары в служении Шакти активно используются чувственные стороны жизни : сексуальные обряды и таинства, практикуемые посвященными супружескими парами; проводятся таинства паньчататтвы, чакра-пуджи, ночного поклонения Шакти (в форме женского йони), другие тайные обряды и практики. Правом на приобщение к вамачаре (и соответствующее обучение практике) обладают только особым образом посвященные вира-садхаки. Пашу ни в коем случае не допускаются к практике вамачары. Пять таттв (“5 М”: мадья — вино, мамса — мясо, матсья — рыба, мудра — поджаренные зерна, и майтхуна — ритуальное любовное соединение) в данной ачаре используются в непосредственно натуральном виде, но требуют предварительно особого ритуального очищения (шодханы) и последующего освящения. “Вино, мясо, рыба, зерна и ритуальное соитие — таковы пять элементов поклонения, предназначенные для удовлетворения Богини”, — говорится в “Меру-тантре”. Цель паньчататтвы — этого главного таинства вамачары — сочетать изощренное и поистине сверхчеловеческое чувственное наслаждение с исключительным по накалу чувством преданности Богине. Вамачара помогает ощутить живую и непосредственную связь с присутствием Шакти во всех элементах (таттвах) микрокосма и макрокосма. Такой опыт позволяет осознать и практически ощутить важную истину: Космос является не просто инертной материей, целиком зависящей от Творца (и уж тем более не “иллюзией”!), а Телом Бога, пропитанным энергией Его сознания.
Использование “5 М” только ради собственного чувственного удовольствия, а не ради цели соединения наслаждения (бхукти) с решимостью достичь Освобождения (мукти), не является тантрической практикой и ведет лишь к грехопадению, страданию и перерождениям в адских мирах. Многие, принимая интоксиканты, искренне считают эти действия поклонением Шиве или Калике, находясь вне духовной традиции и часто имея о ней весьма смутное представление. Такой самообман, основанный на невежестве, ум использует для прикрытия банального желания наслаждений, а иногда и просто зависимости, но по сути всё это только больше отдаляет нас от Бога.
В вамачаре паньчататтва символизирует важные эзотерические истины, смысл которых тантрический гуру раскрывает ученикам только после посвящения и многолетней практики. Без правильного понимания паньчататтвы и других таинств вамачары практикующие неизбежно придут к злоупотреблению тантрической практикой и в результате будут только деградировать. Об этом предупреждает Сам Господь Шива в “Куларнава-тантре” (2.116-120): “Многие непосвященные, стоящие вне традиции духовной преемственности и полагающиеся на свое никчемное мнение, следуя ложным знаниям, занимаются только подражанием и искажением каула-дхармы. Если питьем вина можно достичь совершенства, тогда все низкие люди, находящие удовольствие в пьянстве, должны достичь сиддхи. Если поеданием мяса обретается духовная чистота, тогда все поедатели мяса в мире достигли бы святости. Если сексуальное соитие с женщиной приносит освобождение, тогда все живые существа достигли бы его через привязанность к женщине. О Великая Богиня, Я не осуждаю пути Кулы, но осуждаю только тех, кто отвергает предписания [соответствующей] ачары.“
Чтобы вамачара не свелась к извращению тантрической садханы, необходимо всестороннее руководство со стороны гуру. Если практика дакшиначары в той или иной степени доступна даже непосвященным и ей можно следовать, просто руководствуясь предписаниями и заповедями священных писаний, наставлениями духовных авторитетов и общепринятыми обычаями, то вамачара без соответствующего посвящения и вне общности (чакры) посвященных попросту невозможна. В “Каулавали-тантре” об этом говорится: “Непосвященные, отвергающие мудры и мантры, не должны использовать кула-таттвы (т.е. “пять М”) без совершения джапы и пуджи”. Во второй главе “Куларнава-тантры” Шива говорит о том, что кула-дхарма, т.е. эзотерическая практика Тантры, “передается непосредственно от учителя к ученику”.
О ПЛР-религиях обычно говорят, что они имеют следующие свойства:
  • Вера в то, что некоторые люди, добившись духовного понимания (инсайта), могут сами стать подобны богам.
  • Вера в то, что не-эгоистичных поступков не существует. Удовлетворение кем-либо своего желания видится как эгоистичный акт, доставляющий персоне удовольствие от достижения своих целей. Альтруизм видится как миф, созданный традиционными религиями.
  • Эзотерическое понимание представлений наподобие кармы, божественного возмездия или тройственного закона, ведущее к предпочтению изменчивых, а не строгих, моральных норм.
  • Вера в то, что собственная индивидуальность имеет абсолютный приоритет, и все решения должны приниматься, исходя из конечной цели самосовершенствования (цельной личности, не только эго).
  • Вера в то, что каждый сам делает свою судьбу, и нет никакой внешней силы, которая может предложить спасение (например, в награду за дела, не направленные на заботу о собственном благополучии).
  • Вера в то, что вселенские силы могут быть подчинены воле личности посредством магических практик, и сила, полученная таким методом, поможет достижению нирваны.
  • Агностический взгляд на существование богов, или платоновский взгляд на богов как на «перво-формы». Если божество воспринимается как имеющее личность, то все отношения между последователем и божеством есть форма партнёрства, не требующая раболепия. «Гордому богу — гордые партнеры» (англ. The prideful deity likes prideful partners.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий